{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

У петербуржца украли телефон с установленными Госуслугами, а через полтора года на него оформили кредиты на 1 млн рублей Статьи редакции

Мошенники получили доступ к его данным и оформили несколько кредитов в банках и займов в МФО.

В 2020 году у петербуржца Юрия украли iPhone, на котором были установлены Госуслуги — воры успели вывести 3 тысячи рублей со счетов одного из банков, но остальные счета удалось защитить, пишет «Фонтанка».

Юрий перевыпустил карты, сменил пароли и начал пользоваться Госуслугами на новом телефоне — но не подключил двухфакторную аутентификацию по SMS. Мошенники смогли воспользоваться уязвимостью сервиса — так называемым «вечным токеном».

Как поясняет издание, после ввода пароля и логина при первом заходе в Госуслуги устройству выдаётся персонализированный токен, который позволяет в дальнейшем быстро заходить в учётную запись. А после кражи Юрий не отвязал телефон от сервиса.

Как мошенники украли деньги

В июне 2021 года Юрия «выкинуло» из учётной записи на смартфоне. Он успел зайти в профиль на компьютере и увидел, что его данные изменены, а затем его выкинуло и из сайта — и больше он не смог зайти в неё ни с одного устройства.

«Видимо, мой смартфон какое-то время ходил по рукам, пока не попал к профессионалам, которые запустили Госуслуги: токен в них оставался валидным, и система его приняла», — заявил он.

26 июня мошенники оформили от имени Юрия кредитную карту в «Сбербанке» и вывели с нее 420 тысяч рублей на карту банка ПСБ. А ещё взяли несколько займов по 30 тысяч рублей в микрофинансовых организациях. Также они позвонили в «Мегафон», который обслуживал Юрия, и сменили контактный номер — на него были завязаны банки и коды подтверждения.

После этого Юрий обратился в полицию, а после открытия уголовного дела в июле получил рассылку о кредитах от «Газпромбанка», в котором у него не было счетов. В отделении банка он узнал, что на его имя выдали дебетовую карту человеку, у которого был паспорт со всеми данными Юрия — но с чужим фото. Карта была нужна для вывода 420 тысяч рублей — их сняли в одном из банкоматов. Юрий получил все выписки и написал в банк заявление о мошенничестве.

Юрий обратился в «Объединенное кредитное бюро» и получил выписку по своей кредитной истории, связанной со старым паспортом. Выяснилось, что 28 июня он якобы получил в «Совкомбанке» кредит наличными на 600 тысяч рублей и кредитку с лимитом в 30 тысяч рублей. Таким образом, ущерб составил больше 1 млн рублей.

В «Совкомбанке» выяснили, что для оформления кредита не понадобился даже поддельный паспорт — его получали удалённо с помощью электронно-цифровой подписи. Подпись выдали по данным об ИНН и СНИЛС, доступным из Госуслуг. Отозвать её можно только в том центре, где её выдали, а информация есть у банка и Госуслуг — Юрий направил соотвествующие запросы, но ответа не получил.

14 июля две микрофинансовые организации ответили на обращения Юрия и признали недействительными два кредита на 30 тысяч рублей. Как отмечает «Фонтанка» вопрос с банками придётся решать через суды.

Сейчас идет расследование дела, а сам Юрий признан потерпевшим. При этом теперь он боится использовать любые цифровые приложения и где-либо «светить» свой новый паспорт. Он, в частности, не хочет верифицировать свои данные в МФЦ, так как тогда они окажутся на Госуслугах.

В «Сбербанке» «Фонтанке» рассказали, что по ситуации проводится проверка, о результатах которой банк не имеет права сообщать третьим лицам. Такой же ответ дали и в Минцифры. В «Мегафоне» вернули прежний номер и проверили всю историю обращений.

0
542 комментария
Написать комментарий...
LR

Мое лично мнение, что все эти возможности упрощенного удаленного кредита надо пересмотреть везде кардинально. На всех уровнях. Да, иногда неудобно идти в банк за мелким кредитом. Но лично мне было бы спокойно, если понимаешь, что только личным визитом под камерами с паспортом можно оформить кредит.  Еще сто раз подумаешь пока идешь, а нужен ли? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Малахов

Да тут в истории не чисто что-то и да госумлуги не имеют вечного токена без отпечатка и пинкода для быстрого входа, а по новому ip всегда сессию скидывают, короче по Станиславскому не верю и да сбербанконлайн тупо не умеет так как описали, там кредитная карта это всегда оффлайн, а поддельный паспорт 100% вызвали бы полицию

Ответить
Развернуть ветку
Константин Кузнецов

Еще один момент: Банки и микрокредитные организации обязаны проверять паспорта по базе недействующих паспартов. 
Если я правильно понял, в системе "госуслуг" не был зарегистрирован новый паспорт. Внимание вопрос: как недействующий паспорт прошел проверку?
Если такое произошло, жалоба в ЦБ и вопрос практически решен...

Это не теории. Более 20ти лет отработал в ИТ разных банков, сопровождая и настраивая разные продукты.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

Был паспорт, его данные утекли, на эти данные сделали левый паспорт и получили по нему кредит. После того как это выяснилось - человек пошёл и свой паспорт поменял на новый, и только тогда данные старого (и левого) попали в базу недействующих.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Кузнецов

Тогда, получается, человек некоторое время жил по недействительному паспорту, разумеется, при условии, что "левый" паспорт прошел через все инстанции.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

Левый являлся самодельной копией, клоном, с указанием тех же паспортных данных (номер паспорта и тд), только с чужой фотографией. Ни через какие инстанции она пройти не могла да и незачем это.
Так что с паспортом человека было всё ок.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Кузнецов

Тогда не понятны проблемы с бануами и микрофинансовыми организациями: фото не его, а значит и кредиты не он брал. Достаточно у них в офисе сказать, что если мой вопрос не будет решен, то я напишу жалобу Регулятору(так на банковском языке называется ЦБ). Они этого боятся: любая обоснованая жалоба чревата внеплановой проверкой. А это ж..па. Без замечаний ее не пройти принципиально...

Ответить
Развернуть ветку
539 комментариев
Раскрывать всегда