{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Не только Dota и GTA: мини-карта в навигаторе 2ГИС

Недавно мы показали новый навигатор, в котором полностью изменили интерфейс и добавили мини-карту. Он пока ещё в стадии beta-тестирования, но историю появления мини-карты уже хочется рассказать.

Изначально никто не ставил задачу «сделать мини-карту». Мы хотели добавить предсказуемости — чтобы водители не передвигали и отдаляли карту для просмотра следующих манёвров, а быстро понимали детали будущего маршрута и могли сконцентрироваться на дороге.

Этот пост — о том, как мы её делали: с чего начинали, какие ошибки собрали, как тестировали и к чему хотим прийти. Но сначала — что такое мини-карты, откуда они к нам пришли и как они развивались.

Что есть мини-карта

Если верить Википедии, мини-карта — это… уменьшенное изображение всей карты. Естественно, чаще всего мини-карты используются в играх: в стратегиях, и в шутерах, и в экшенах, и конечно же, в гонках.

В зависимости от типа игры и задач меняется и мини-карта. Где-то с высокой детализацией, а где-то — только дороги. Кто-то добавляет события, POI, чек-поинты, показывает соперников и врагов, компас или стрелку направления движения.

В общих моментах они, конечно же, похожи, но сравнивать мини-карту в Age of empires, Dota, Oblivion и в NFS всё-таки не стоит — слишком разные задачи.

Dota 2 (youtube-канал Only Dota 2)

В Dota, как и в CS, локация сильно ограничена — и мини-карта берёт на себя информирование о местоположении союзников и противников. А в том же Warcraft 3 и задачи другие, и карта побольше, поэтому к информационной роли мини-карты добавляется и задача быстрого перемещения в зону активных действий.

Warcraft 3 (joborgame.ru)

Иногда мини-карту намеренно не добавляют, чтобы погрузить в созданный мир: Ghost of Tsushima, Dark Souls, Far Cry 5, Fallout. По этому поводу даже проводилось исследование, где выяснилось, что мини-карта забирает на себя ориентирование, а геймеры, которые ей пользуются, не запоминают окружение и не погружаются в атмосферу игры.

За почти 40 лет существования мини-карт в мире игр они сильно, но при этом органично эволюционировали — подстраиваясь скорее под задачи и запросы игроков, чем отдавая дань диджитал-моде. Мы провели небольшое исследование, чтобы понять, как за это время менялись мини-карты и почему. Сразу предупредим, что не претендуем на звание энциклопедии. Возможно, вы встречали интересные решения и в других играх. Пишите о них в комментариях.

Мир игровых мини-карт

Одно из первых упоминаний мини-карт мы нашли в игре Pitstop 1983 года.

Если смотреть не гоночки, то есть мини-карта в Quackshot, 1984 года.

А в Turbo Esprit 1986 года нашли мини-карту города. Правда, она вызывается отдельным контролом, а не всегда на экране. Но это уже похоже на навигацию по условно открытому миру.

Первую «честную» мини-карту, которая всегда на экране, мы нашли в Lombard RAC Rally 1988 года. Там же — первый прогресс-бар прохождения пути!

В том же 1988 году вышла Grand Prix Circuit. В ней на мини-карте видно положение соперников.

1989 год, Vette! — первый большой мир. Никаких ограничений, игрок сам выбирает, как добраться до финиша. Мини-карта вызывается контролом.

А в 1991 году вышел Hunter. Игра, в которой можно было перемещаться по огромной 3D-карте на разной технике: катерах, танках, джипах, вертолетах и даже на велосипеде. Карту сделали псевдорельефной — короткий маршрут можно построить уже не совсем наугад.

В Virtua Racing (1992) мини-карта поворачивается относительно направления движения машины.

В Ridge Racer (1993) направление движения на мини-карте показывается уже привычным нам геомаркером — стрелкой.

В 1993 году в GP-1 к мини-карте добавили указатель направления и сложности поворота

А в Network Q RAC Rally того же года появляется и голосовой штурман.

1999 год, в Midtown Madness появляется мини-карта и AR-стрелка, показывающая направление.

А ещё в 1999 году вышел Driver, у которого на мини-карте появился индикатор приближения к цели.

2001 год, Grand Theft Auto III — мини-карта меняет масштаб в зависимости от скорости, добавили положение севера и контекстные POI.

2010 год — Crash Time 4, добавляется информация о расстоянии до цели.

Тут хочется остановить экскурс в мир мини-карт, хоть мы и рассказали только о начальном этапе их развития. За это время мини-карты обзавелись целым списком улучшений под конкретные задачи — положением соперников, поворотами по направлению движения игрока, стрелками с направлениями, индикаторами целей и даже голосовыми ассистентами.

Дальше расскажем, что из этого могло появиться на мини-карте в 2021 году, но не в игре, а в автомобильном навигаторе.

Мозгоштурм

Мысли о мини-карте гуляли по бэклогам ещё задолго до начала работ над новым интерфейсом. Более оформленными они стали на интенсиве по улучшению интерфейса навигатора, на котором мы собрались с продактами и дизайнерами из компаний экосистемы.

Разделившись на команды, изучали все возможные сценарии использования, известные проблемы и знания, которые бережно собирали в старом навигаторе. Думали, спорили и собирали подобие прототипа, опираясь на свой опыт и привычки вождения автомобиля в разных городах и идеи о навигаторе будущего.

У каждой команды получился свой вариант, но все решения объединяло две мысли — в интерфейсе необходим прогресс маршрута и хочется видеть больше карты.

И если для изображения прогресса маршрута уже давно изобрели «линию-градусник» с цветовым кодированием участков с пробками, то задача «видеть больше карты» оставалась не так очевидно решённой.

«Градусник» в Яндекс.Навигаторе и корейском Naver

Вообще, навигатор — это трансформер, который собирается из множества элементов под конкретную дорожную ситуацию: маневр и расстояние до него, данные ЕТА, улица, на которую едем, полосность, спидометр и ограничение скорости, прогресс-расстояния до камеры. Кроме этого — набор контролов: зум, парковки, пробки, компас, геопозиция, добавление дорожных событий, настройки. И вот в это всё нужно было добавить некое графическое пятно, которое увеличит область видимости на карте.

При этом было много неизвестных. Как интерфейсных, например:

  • Должно ли это графическое пятно всегда быть на экране?
  • Это отдельная сущность или дополнение к уже существующим блокам?
  • Если можно добавить к существующим, то к чему?
  • Должны ли мы в нём показывать полный маршрут, или только часть?
  • Если маршрут показывается полностью, то как он должен располагаться? Если строго на север, то как вписывать длинные маршруты в область мини-карты? Снизу вверх, или слева-направо?

Так и физические — мы же говорим про управление и взаимодействие за рулем на дороге:

  • Какими должны быть размеры этого блока для комфортного считывания на расстоянии, когда смартфон закреплён на приборной панели?
  • Насколько сильно блок должен быть заметен на фоне основного маршрута и других элементов?
  • Может ли блок выполнять дополнительные функции, и если да, то какие?

Первые прототипы

В интерфейсе навигатора точно необходимо видеть прогресс маршрута. И так как «градусник» — это история про весь маршрут, то его хорошо дополняют ЕТА-данные: время в пути, расстояние и время прибытия в точку Б.

Мы хотели видеть три параметра одновременно и без переключения времени в пути на время прибытия. Прятать данные ЕТА в троеточие дополнительных функций или уменьшать шрифт тоже не очень хотелось — решение должно работать на экранах всех размеров и хорошо читаться на расстоянии. Причём, как в городе на коротких поездках, так и на длинных между городами, когда от карты требуется совсем другая информация.

Для экономии пространства в экране, попробовали срастить «градусник» с ЕТА и блоком манёвра. Так в одном месте будет информация про следующий манёвр, ситуацию с пробками и прогноз оставшегося времени в пути.

С этого и строилась первоначальная концепция. Но дать «градуснику» много внимания и не дать ему дополнительные возможности было бы нечестно. Решили, что градусник будет ещё и открывать некую, пока абстрактную, мини-карту — как маршрут целиком в дополнение к основной карте. Экспериментировали:

  • с видом: сделать её тёмной или светлой;
  • насыщенностью элементов: дорог, POI и мега-POI, метро, лесов, гидрографии;
  • с расположением и пропорциями мини-карты относительно экрана ведения;
  • с направлением, позиционированием маршрута и гео-маркера внутри мини-карты.

Поэкспериментировали и получили вот какие проблемы:

  • блок с ETA, манёвром и «градусником» крупноват — начинает спорить с линией маршрута на основной карте. Непонятно, что по нему можно тапнуть;
  • экран начинает делиться строго на две части — мини-карта закрывает полезную видимость в верхней части экрана;
  • дезориентация в пространстве — необходимо понять, что же там на мини-карте, сопоставить это с реальностью и скорее всего прекратить пользоваться этим функционалом.

Проблему тапа в «градусник» для вызова мини-карты можно решить. Например, вместо «градусника» разместить интерактивный контрол — некое представление мини-карты с событиями, камерами и предложениями лучшего маршрута.

Но чем больше экспериментировали, тем больше понимали, что желая отойти от большой зеленой плашки в верхней части экрана, как в старом навигаторе, мы будто переизобретали ее заново.

Да, что-то можно было решить анимацией или дополнительным интерактивом, но это всё усложняет взаимодействие с навигатором, когда ты за рулем. А ещё не покидало ощущение, что у нас уже перед глазами большое пространство основной карты, а мы пытаемся довольно важные моментные истории втаскивать в отдельный блок с непростым управлением.

Решили попробовать сделать из мини-карты отдельную сущность, поискать ей ещё место на экране, при этом сохранив связь с ЕТА. Подобные ходы влияли на весь вид навигатора: попутно пересобирали практически все элементы заново, но это вполне нормально для старта разработки. Безумная вариативность решений только прибавляла сил и желания во всём этом разобраться.

От маленькой «марки», до кругляшей и вытянутых блоков.

Конструкция в совокупности с ЕТА продолжала быть тяжеловесной и трудносчитываемой. При этом где-то ещё должен быть выход из навигатора и кнопки дополнительных действий — пробок или парковок.

В какой-то момент мы поняли, что не понимаем, какой вариант хорош только как картинка, а каким будет удобно пользоваться за рулём. И единственное решение этой дилеммы — собрать прототипы и испытать их в реальных условиях.

Как тестировали

Как мы затаскивали все варианты в приложение и учились показывать карту на карте — тема для отдельной статьи. Если коротко, на помощь пришли наша MapGL-карта и максимально дешёвые и прямолинейные решения, позволяющие быстро вносить изменения. Другими словами — костылили прототипы поверх основного приложения, чтобы каждый раз не отвлекать команды разработки.

В тестирование взяли несколько вариантов, сознательно разделив ЕТА и мини-карту, но оставив их рядом.

Делали ставку на небольшую квадратную карту. Но откатав довольно много километров с разными вариантами по настоящим маршрутам, поняли, что именно круглая карта показывает достаточно от будущего маршрута, при этом аккуратна по отношению к линии основного маршрута и к интерфейсу в целом.

С этим видом продолжили работать и до конца смогли сформулировать основную концепцию мини-карты:

Поездка за рулём более комфортна и предсказуема, если можно увидеть несколько следующих манёвров, пробки на них, а также понимать, из-за чего произошла пробка, не прикасаясь к экрану и не отрывая рук от руля

Всё, что можно показать на основной карте, в крупном размере при приближении к тому или иному событию, должно быть показано на основной карте. А быстрый просмотр всего маршрута и предсказание того, что ожидает впереди, ложится на плечи мини-карты.

Что внутри мини-карты

Начали пробовать разные механики. В одном из вариантов, мини-карта была ориентирована строго на север. Как оказалось, мозг взрывается, когда по основному навигатору машина едет, например, снизу вверх, а на мини-карте — вбок или вообще назад!

Чтобы выбрать универсальный алгоритм поведения мини-карты, мы катались вживую и в эмуляторе в разных городах и между ними — по развязкам, пробкам, спальным районам и промзонам.

На этом этапе заметили — маркер ведения на мини-карте важно сместить вниз, чтобы большая часть маршрута занимала как можно большую площадь. Но на крутых поворотах и разворотах его лучше сдвигать к центру, чтобы показать часть маршрута, которая может оказаться сзади.

Потом перешли к настройке внешнего вида мини-карты. В первых итерациях она была в таком же стиле, как основная, а к финалу сделали её контрастнее, но так, чтобы она не выглядела чужеродно. Подбирали толщину линий, их оттенок и всё ещё экспериментируем со стилем мини-карты в ночном режиме навигатора.

И, конечно, детализация. Если прорисовывать всё, как на основной карте, то карта получится абсолютно нечитаемой в таком размере. Убрали дома, но предположили, что было бы неплохо оставить станции метро, ведь это хорошие ориентиры. Ошибку осознали в районе Китай-города — всю мини-карту обсыпало выходами метро, которые совсем не помогали сориентироваться.

В итоге пока оставили только вокзалы и аэропорты. Ещё показываем реки как естественный географический ориентир. А видимость мелких зависит от зума.

Подумали и про тех, кто не захочет использовать мини-карту — добавили возможность переключиться на традиционный «градусник».

Как попробовать

В самом начале мы переживали, что мини-карта получится улучшением ради улучшения. После первой обратной связи стало спокойнее — участники тестов говорили, что теперь не нужно «чесать экран». С картой появляется чувство контроля и понимания, что ждёт дальше в пути.

Теперь нам хочется узнать ваше мнение. И вы сильно поможете, если попробуете новый навигатор и поделитесь обратной связью.

Чтобы запустить новый навигатор, обновите 2ГИС (или скайчайте из сторов: iOS, Android) и переключитесь в настройках на новый интерфейс. Хорошей дороги!

0
89 комментариев
Написать комментарий...
София Трофимова

Интересно, что придумают лет через 10. Все развивается так стремительно, не успеваешь осознавать

Ответить
Развернуть ветку
Кони Скачут

Это вы про миникарту, которой как раз 40 лет исполнилось? ;)

Ответить
Развернуть ветку
86 комментариев
Раскрывать всегда