{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

"Мы хотим, чтобы законодатели и журналисты боялись нас". Как Амазон построил мощную машину по борьбе против privacy

Данные пользователей - фундамент развития самых важных продуктов Amazon в будущем. Без данных о покупках и интересу к товарам не сможет жить мощный рекламный бизнес компании, без биометрических данных с микрофонов умных колонок и камер - не выживет Alexa, виртуальный ассистент.

В среднем только Alexa собирает 70 записей в сутки, и туда же подтягиваются данные из Kindle (даже отметки в тексте), данные фитнес-трекеров, записи и имена из календарей, поиск на сайте. Но как быть, если недовольство пользователей и регуляторов растёт с каждым годом и угрожает потерей данных?

Безос начал действовать решительно в 2015 году. Он создал пиар-лоббистский блок и нанял легенду. Главой блока стал Джей Карни, экс-пиарщик Байдена и пресс-секретарь Обамы. Забавный факт - Карни был тем, кто в NY Times освещал в прямом эфире развал Советского Союза. Перед Джеем поставили чёткую цель - "Блокировать или уничтожать любые privacy-инициативы в США и Европе". Спустя 6 лет можно сказать, что Карни блестяще справился.

Функция была настолько важной для Amazon, что он подчинялся напрямую Безосу. Блок вырос с 20 человек до 250. На его счету - отмена или серьёзное изменение 36 законов в 25 штатах. Официально они работают с 180 лоббистами в 44 штатах. Карни действовал смело и решительно.

"Мы хотим, чтобы законодатели и журналисты боялись нас. Мы - сила, которая делает добро, создаёт рабочие места и развивает экономику. И нас должны уважать".

Из внутренних документов Amazon

Большинство битв были вокруг биометрии и ассистента Alexa. Главные вещи, которые им удалось убить в законах - это ограничение на постоянную запись в умных устройствах. Законодатели хотели принудить всегда спрашивать разрешение, но почти везде это сделать не удалось. Мол, это снизит удобство для пользователя. Другим доводом Amazon была помощь их устройств людям с ограниченными возможностями, которая начнёт работать заметно хуже.

Также Amazon удалось зарубить идею о том, что конкретный пользователь может подать на них в суд за свою приватность и её нарушение. Где не удавалось заблокировать закон целиком, Amazon добивался максимально расплывчатого определения терминов "сбор данных" и "privacy".

Стоит отдать должное - Карни действует красиво. Он построил целую data-driven систему работы с политиками. Её называли "Поливать наши цветочки". Политики были были внесены в базу, сегментированы по уровню влияния, посчитаны все взаимодействия, у каждого сотрудника была цель по количеству контактов. Разработали даже мобильное приложение, которое выдавали политику и тот видел на своём телефоне данные "вот сколько сотрудников Амазон работает в конкретно вашем выборном округе".

Теперь все эти усилия стали известны публике благодаря расследователям. Интересно, скажется ли это на поведении потребителя - я уверен, что да. Вообще, я постоянно пишу про усилия популистов в ограничении сбора данных, но стоит смотреть и на их могучих оппонентов. Уверен, в России крупные игроки из телекома или банкинга также работают с определениями в законах, чтобы оставить себе максимально удобные "дверцы" для сбора данных. На самом деле, у них просто нет выбора - настолько сбор данных важен для развития новых продуктов и экосистем.

Автор - куратор магистратуры ВШЭ по управлению продуктом и маркетингом и автор курса по дата-этике

0
3 комментария
Кирилл Коробков

Очень мало информации о том, как Карни продвигал свои лобистские инициативы

Ответить
Развернуть ветку
Роман Нестер
Автор

Спасибо за комментарий. Там немного скучновато - торги с местными политиками за голоса рабочих, давление, мол мы крупный работодатель, прямое спонсирование лоббистов.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав
в России крупные игроки из телекома или банкинга также работают с определениями в законах, чтобы оставить себе максимально удобные "дверцы"

Так точнее. Потому что "дверцы" не только для сбора данных. Достаточно посмотреть ФЗ №115-ФЗ и подзаконные акты, выпущенные во исполнение данного ФЗ Центральным банком и РФМ и убедиться, насколько максимально расплывчатые формулировки нарушений даны в данных актах и как исключена какая-либо ответственность организаций перед клиентами.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда