Разбираемся в No Code - для чего он нужен и какие ограничения?
Привет! Я Матвей, хост подкаста «Без просвета» и последнее время я копаю в No Code. Недавно удалось записать эпизод о No Code движении с Вадиком Михалевым, создателем Зерокодера, Content Hero, Rocketslides и ещё 10+ IT-продуктов, которые не выжили.
Коротко, No Code - это способ разработки уже из готовых «кусочков», перетаскивая элементы. Lego для IT. Для каждой задачи используются разные программы и инструменты: сайт - конструктор сайтов, магазин - Tilda, Shopify (при большом количестве SKU), доставка еды - Glide или Adalo, SaaS с данными - Bubble, огромная автоматизация - Directual, и т.д.
Допустим, если раньше, при необходимости потестить нового чат-бота, который бы уведомлял клиентов о статусе заказа, надо было выделять разработчиков на 1-3 дня, то сейчас сам продакт может быстро собрать это на готовых решениях и пустить в тестирование. Так, No code можно назвать «компьютерной грамотностью 2.0.» - раньше достаточно было справляться с вордом и Экселем, то сейчас No Code становится новой дисциплиной, относящейся к компьютерной грамотности.
No Code в больших компаниях.
Ноу коду 2-3 года в мире, в России ему около 1 года - все молодое, за год мало меняется, но уже поменялось многое.
Встать в готовый продукт компании с ноу кодом практически нереально, но протестить новые продукты можно легко, если это внешняя задача.Также, можно потестить новый Job для клиента или высокорисковую гипотезу, которую, пока что, дорого ставить в разработку.
Как правило, внедрение ноу кода в компаниях сталкивается с безопасностью. Еще одна проблема - нестабильность работы провайдера (но и Amazon падал недавно).
No code - это техдолг.
Пример: залили форму оплаты на сайт через ноу код решение, далее что-то еще залили, форма сползла - никто не понимает как чинить.
Да, это техдолг, так и есть - это задача, которую надо решать.
С другой стороны - слава Богу, что этот техдолг произошел, потому что этого было еще 20-30 попыток найти точку роста. Если смотреть с продуктовой точки, то стоит учесть, что это огромное пространство для быстрых экспериментов, которое поможет прийти к работающей модели.
Ограничения скейла и роста продукта при использовании No Code.
Когда мы находимся на стадии поиска продукта, который начнет расти, то происходит процесс переезда с одного на другой сервисы. Так, медленно, но верно начинается «бетонирование» процессов. Это ощутимо дешевле и быстрее, а к разработке уже приходите с готовым решением. Ограничения есть, это так.
No Code плодит кучу бесполезных продуктов?
В том, что появился продукт, которым никто не пользуется, нет ничего страшного.
Важно то, что No Code позволяет: / быстрее и легче осуществлять попытки создания чего-то полезного; / мы получаем на выходе больше полезных штук; / больше шансов, что произойдет что-то новое и важное.
Еще один плюс, который часто остается незамеченным - no code открывает большие возможности для малого бизнеса, которые были недоступны раньше. Tilda - разработка сайтов стала сильно дешевле или GetCourse - то, за счет чего EdTech в России стал таким классным.
Top-10 No code инструментов Вадика:
Mobile Apps:
Glide - делает простую мобилку из Гугл таблички;
Adalo - можно по кнопке залить в стор апу, которую собираешь прям как в тильде;
FlutterFlow - это генератор кода на флаттере;
Автоматизация:
Integromat - «швейцарский нож» для автоматизации
Базы данных:
AirTable - крутые таблицы для директория
Softr - создание сайтов и маркетплейсов из таблиц (на базе AirTable)
Stacker - личный кабинет, логин, авторизация и т.д. (на базе AirTable)
Более сложные штуки (all-in-one):
Bubble - сложный, но есть все - база данных, бизнес-логика, интерфейсы, фронт, плагины.
А нас почему забыли? :(
https://www.producthunt.com/posts/jet-admin
Вау, очень неплохо сделали! Спасибо, что поделился, Денис! :)