Зоны оптимизации бизнеса, или где можно сократить расходы?
Для любого бизнеса сегодня важно грамотно распределять ресурсы. В этом материале Андрей Сергеев, финансовый директор “DA Step Up Web”, рассказал, что может сделать руководитель для оптимизации расходов своей компании.
Найдите, где на самом деле утечка ресурсов
В любом бизнесе есть две основные статьи расходов: аренда помещений и ФОТ. В сложные периоды подавляющее большинство руководителей бросаются оптимизировать затраты именно в этих сегментах, однако очень часто это дает лишь минимальный эффект. Одна из причин — неэффективное устройство самого бизнеса.
Например, в 2021 году “DA Step Up Web” провела более 200 внедрений СRМ в компании. При этом выяснилось, что на момент начала сотрудничества у 95% компании не было стандартов работы, персонал не был заинтересован в качественной и быстрой работе. Отдел продаж без скриптов упускал продажи, а часть недобросовестных сотрудников даже воровала товары или проводила сделки мимо кассы. Таким образом, на многих участках работы с клиентом терялись время или деньги.
Совет: чтобы не упускать ценные ресурсы, важно внедрить единые стандарты работы для каждой должности, привязать мотивацию сотрудников к их результативности, а также обязать их вносить все данные по заказам в CRM-систему. Так вырастет эффективность персонала, а процент неучтенных сделок снизится.
Например, опять же по результатам прошлого года, благодаря внедрению грамотных скриптов среднее время разговора с клиентом у наших клиентов сократилось с 15 до 5 минут, а конверсия в продажу выросла в четыре раза.
Еще один плюс — потенциальное сокращение расходов на ФОТ. Если Ваши сотрудники будут работать более эффективно, то для обслуживания одного и того же потока клиентов понадобится меньше персонала.
Например, по результатам прошлого года всем нашим клиентам удалось оптимизировать ФОТ не менее чем на 50%.
Оптимизируйте стратегию маркетингового продвижения
В теории бизнеса удачным считается соотношение повторные/первичные клиенты на уровне примерно 70/30. Однако на практике добиться таких цифр у компании редко получается. Поэтому основным каналом привлечения заказчиков является маркетинг, но и эта статья расходов должна распределяться грамотно.
Совет: чтобы оптимизировать затраты на маркетинг, важно точно знать стоимость клиента CAC по каждому каналу, включая офлайн-рекламу, наружку, радио, ТВ. Это можно легко контролировать с помощью современных инструментов сквозной аналитики.
Оптимизируйте линейку продуктов или услуг
Бизнесу, который представляет широкую линейку товаров или услуг, сегодня важно оценить, может ли компания с учетом всех обстоятельств продолжать предоставлять их так же эффективно и с прежним качеством. Часто предприниматели сокращают количество услуг, которые становится сложно оказывать качественно, например, из-за дефицита расходных материалов.
Совет: постарайтесь разделить Ваши товары или услуги на несколько сегментов, к примеру, эконом и премиум.
Таким образом, для сокращения расходов можно сосредоточиться на поиске утечек ресурсов и оптимизации бизнес-процессов, коррекции маркетинговой стратегии и пересмотре линейки товаров и услуг.
В целом согласен, но по опыту антикризисного менеджмента вывел для себя:
Текущий уровень доходов - это наше дно.
Фиксируем цифру.
Соотв. нужно приводить РАСХОДЫ к тому, чтобы они были МЕНЬШЕ ДОХОДОВ.
Это тот самый не к ночи ФОТ (больно и неприятно) и аренда (больно и непрестижно).
Ну и под нож разные волшебные проекты типа "а давайте в Антарктике купим много снега и продадим его в Африку - там снега нет, значит он очень нужен".
Т.е. сперва положительная плавучесть, а только потом мы начнем учить медведей танцевать, а зайцев - играть на трубе.
Но это с точки зрения, когда по офису гуляет пушной зверек, а мы пытаемся хоть что-то спасти.
В том то и беда, что у нас пока жареный петух в попу не клюнет...
Ну так это... даже когда клюнул - есть повод подумать:
А он (петух) точно клюнул или показалось?
А это тот самый клевок или еще нет?
А может он это по ошибке клюнул? А на самом деле не хотел?
И вообще: сколько на свете петухов, которые клюют неправильно и сами ничего не понимают в клевках?
Можно собрать консультационный совет и заказать маркетинговое исследование петушиных клевков.
"Конечно мы готовы действовать, но надо же разобраться..."
///
А так... если показалось, что наступает ***ец - нет, не показалось.
Если сотрудники воруют, а куча людей слоняется без дела, значит вы долбоёб, сэр.