{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Онлайн и оффлайн касса

Итак, мы давно не выходили в эфир. Потому что мы теперь решили не просто максимально глупо тратить деньги, но и предельно трудно.

Новый аттракцион, который я нашёл – Онлайн-касса.

Прежде всего, нельзя не отдать должное тому злому гению, который разрабатывал терминологию во всей этой области. Такие в общем и целом тождественные по смыслу понятия как «онлайн-касса» и «облачная касса» добавляют качественного уровня сложности для искателей приключений. Дополнительной сложности экстра-класса накидывает обманутое ожидание, которое возникает после знакомства с сутью предмета «онлайн-касса». Онлайн она только для ФНС. Для тебя это всё тот же офф-лайн (то есть — мрак) в отделении ФНС с очередями и приколами унизительнейшего общения с налоговым инспектором в роли госпожи в латексных сапогах и с кожаными плётками в руке.

Предыстория такая, что три года назад (плюс-минус) я прикупил комплект ККТ просто по приколу. В общем, будем надеяться, что налоговая нас не читает и я не напишу ничего лишнего такого, за что меня можно было бы взять за жепочку. Но суть в том, что мы работали в формате B2B и ККТ нам и не нужна была особенно. В качестве новой игрушки я взял Википринт в комплекте с программой Дримкасс Старт и фискальным накопителем на 36 месяцев.

Глава № 1 «Оффлайн»

В общем и целом, для непосвящённого – структура этой всей мути на столько непостижимая, что я до сих пор до конца не уверен что понимаю всю суть.

Фискальный регистратор

Сама по себе приблуда из которой вылезают чеки – это не касса. Это фискальный регистратор или чекопечатающая машинка. Разница заключается в том, что если фискального накопителя нет – то это чекопечатающая машинка, которая ничего не значит для государства и её можно использовать для печати каких-нить внутренних бирок и ярлыков на производстве (так частенько делают, для формирования заказ-нарядов, например) . Если фискальный накопитель установлен, то это уже становится фискальным регистратором. Три года назад самый дешёвый фискальный регистратор ВиккиПринт Ф57 вместе с фискальником мне обошёлся в 16 000 рублей. На тот момент это был самый дешёвый аппарат. Сегодня сама машинка стоит 16 700 на сайте Дримкасс. Но на других сайтах Википринт 57Ф по прежнему можно купить в комплекте с фискальником по выгодной цене. Вроде на данный момент Атол выпустил ещё более дешёвый и мелкий аппарат. Но в любом случае – на сегодня это по прежнему остаётся один из самых дешёвых аппаратов.

Фискальный накопитель

Фискальный накопитель – это сакральный артефакт, который хранит в себе знания о всех пробитых чеках в зашифрованном виде. Если ты неправильно его как-то установил, зарегистрировал и пр. то он пришёл в негодность и его не восстановить. Можно только выкинуть. Короче, вещь нежная, дорогая и не рутуется. На вид – абсолютно бесполезный шлак не имеющий никакой ценности (скорее всего так и есть – внутри, наверное, пусто). Есть фискальники на разный срок действия — 13 месяцев, 15 месяцев и 36 месяцев. Выбор подходящего именно вам фискальника определяется законодательством, но и ежу ясно, что чем меньше тебе приходится трогать эту гадость – тем оно выгоднее/удобнее. Три года назад он мне обошёлся в комплекте с машинкой печатающей чеки в 16000.00, как я уже писал. В этом году я отдал 12000.00 (с доставкой) за фискальник на 36 месяцев. Дешевле его купить невозможно.

ОФД

Для того, чтобы вдохнуть жизнь в твою кассу — фискальный регистратор должен научиться передавать данные в ФНС. Но и дураку понятно, что просто так этого делать нельзя. Обязательно нужно построить сложнейшую структуру с полчищем разных служб и сервисов. И имя им легион. Для того, чтобы твой чек из онлайн кассы прилетел бы в ФНС, кто-то должен обеспечить этот перелёт. Торжественной передачей пробитых чеков от ККТ в ФНС занимается Оператор Фискальных Данных. Или, сокращённо – ОФД. Услуга эта платная и оказывается на условиях абонентской платы. Есть порядочное количество таких операторов (даже Яндекс не гнушается такой работёнкой). Производители касс предоставляют такие услуги. Разработчики бухгалтерского ПО тоже в деле. Некоторые банки. Платёжные системы готовы предложить свой ОФД. И есть просто те, кто предлагает только услуги ОФД. Цены разнятся довольно существенно. Оплатить можно как на год, так и на три года. По началу сервис был довольно дороговат. Но я нашёл поставщика (e-ofd) в котором можно было по тарифу «тройка» купить ОФД на три года за 3000.00 Это было самое дешёвое предложение. Оно доступно и сейчас, кстати. Ну и это логично – раз фискальник на три года, разумно чтобы и ОФД тоже был бы на три года.

Касса

Вопреки устоявшемуся стереотипу – что касса, это всё вместе с кнопками и чеками. Сегодня касса, это программное обеспечение. То есть, чтобы ваш фискальный регистратор, фискальный накопитель, договор ОФД заработали – требуется программа, которая управляет этим всем фаршем. Она-то и называется кассой. Три года назад я покупал комплект вместе с Кассой, которая называлась Дримкасс Старт. Программа как бы шла в комплекте — она была бесплатной. И мне это очень подходило.

Но, есть много разных разработчиков кассового ПО. Прямо очень много. И такой разработкой занимаются разработчики совершенно разного сорта:


  • Разработчики онлайн сервисов управления. Например, срм Мой склад, КонтурМаркет и СБИС от разработчика бухгалтерского софта, Бизнес Ру – тоже, вроде, больше срм, чем что-то другое.
  • Поставщики фискальных регистраторов – Атол, Дримкасс, Штрих-М и пр.
  • Просто разроботчики какого-либо ПО – например, Бифит,
  • Некоторые банки – Модульбанк, Тинькофф, Точка.
  • Платёжные системы – Юкасса, PayKeeper, LifePay и пр.

В общем – программ тьма тьмущая на любой вкус и кошелёк. Есть как для PC, так и для мобильных устройств — телефоны и планшеты на Android. Есть решения для Linux и пр.

Самое неприятное во всём этом то, что практически всё ПО платное по подписке за исключением пары исключений. В некоторых случаях ПО бесплатное и идёт в комплекте с устройством, но в таком случае оно может использоваться только на данном устройстве и при определенных условиях (например, конкретный банк, платёжная система или ОФД) .

Когда я выбрал Дримкасс Старт он имел бесплатный тариф для таких калек, как я. Но в течение тех трёх лет, как я пустился во все тяжкие, Дримкасс объявил, что пора платить даже калекам – больше бесплатного ПО у них не будет. Повёл себя, в общем, некрасиво. Меня это страшно возмутило. Я порыскал что есть и установил себе БифитКасса Розница. Полноценный развитый софт с бесплатным тарифом для ущербных – таких как я. Мне не нужна номенклатура позиций, у меня одна торговая точка и, в общем, всё на минималках.

Существуют устройства 2 в 1 когда кассовое ПО установлено на самом устройстве. Такое устройство имеет как минимум монохромный экран и физические кнопки. Тогда это чаще всего называется ККТ. Если устройство модное, красивое, и снабжено сенсорным цветным экраном – то тогда оно называется смарт-терминалом. В таких устройствах совмещены кассовое ПО и фискальный регистратор. Они могут быть здоровые, с большим экраном (как в ресторанах) или мелкие и портативные (как у курьеров) .

Есть устройства 3 в 1 – когда устройство включает в себя ещё и терминал для приёма банковских карт. Но об этом попозже.

В общем, удобнее, конечно, иметь универсальный, самостоятельный единый девайс, чем то что накрутил я.

Итак, в моём случае – это было отдельно устройство для печати чеков Википринт Ф57, кассовое ПО БифитКасса Розница, фискальный регистратор на 36 месяцев, ОФД е-odf и самый обычный комп (но он и так у нас был для работы) . Для регистрации всей этой баламути требуется ещё оформить электронную подпись в ФНС. В общем, на круг получилось единовременно в районе 22000.00 на три года без абонентской платы. Мы пробили порядка 10 чеков за всё время где-то на 30000.00, тем кто особенно клянчил, после чего я забросили эту порнуху. Неудобство заключалось в том, что чеки надо было заносить в бухгалтерию вручную. Я использую Эльбу (сервис, аналогичный МоёДело – для тупеньких предпринимателей, которые жмуться на бухгалтера). Мне хотелось, чтобы это всё автоматически подсасывалось бы в Эльбу без моего участия. Три года назад такого предложения не было. В этом году Эльба имеет уже 4 интеграции – есть из чего выбрать.

ОФД второй раз.

Через три года у кассы села батарейка, оборот вырос, появились продажи онлайн и вопрос пробивать чеки стал опять актуальным. Я вновь начал изучать что по чём и чё как. На рынке заманчиво блестели выгодные предложения универсальных устройств, но я подумал, что у меня уже есть фискальный регистратор – зачем я буду тратиться опять на новое устройство. Эльба научиласьь получать данные из двух платёжных систем – LifePay, LiteBox, со смарт-терминала модулькассы (как раз тот самый смарт-терминал с красивым экранчиком от Модульбанк 2 в 1) и с КонтурОФД. Так как мне всё равно надо было перезаключать договор с ОФД – то вариант с КонтуроОФД вырисовывался неплохим. Также подкупала и модулькасса (у меня счёт в этом банке). Про платёжные системы сказать ничего не могу – потому что на их сайте, вообще не понять что к чему. Недостаток КонтурОФД заключался в том, что на три года он стоит аж 7000.00. Что больше чем в два раза, чем я платил прежде. На это я пойти не мог. Это претило всему моему существу. Поэтому я стал присматриваться к модулькассе. В ней было всё хорошо, кроме того, что чтобы держать её в руках надо платить абонентскую плату в независимости от того, есть ли платежи или нет. И на сайте модулькассы - вообще ничего не понятно. А второе – у меня же уже есть фискальный регистратор. Зачем я буду покупать ещё одну штуку-дрюку — которая будет валяться. А вскоре я нашёл сайт ОФД маркет — на котором можно прикупить любой офд (довольно большой список операторов) с солидной скидкой. Почему так – для меня загадка. Но всё по чесноку – проблем с покупкой нет, без обмана. Я заплатил 5000.00. За КонтурОФД

Торговый эквайринг и терминал приёма банковских карт.

Так как времена изменились (я занялся всей этой канителью до событий противостояния России всему миру, а всего мира России) и основной вид расчёта оффлайн за три года с момента моих первых экспериментов стали карты – надо было подумать о торговым эквайринге. Торговый эквайринг – это приём безналичной оплаты (банковских карт) . Как я писал выше – можно надыбать универсальный прибор, который является и кассой и терминалом для приёма карт и чеки ещё печатает. Такие штуки предлагают все банки. При том – не обязательно быть клиентом какого-то конкретного банка. Некоторые банки предоставляют услуги торгового эквайринга даже если ты не являешься их клиентом по ведению расчётного счёта. Недостаток один – не очень выгодные комиссии и иногда, аренда терминала (или выкуп) . Кроме того, если вы пожелаете, например, сменить того, кто предоставляет услуги по приёму платежей (банк) , то устройство окажется бесполезным. Как правило такой сложный девайс работает только с тем, кто его предоставил. Или его надо перепрошивать. Что не всякому под силу – даже мне.

В моём случае я взял терминал для приёма карт в третьем банке. А именно в банке Бланк (новый модный банк такой). Но при этом всём, в банке Бланк сами услуги торгового эквайринга оказывает Московский Кредитный Банк. Ах, Господи – неисповедимы пути твои. Комиссия составляет фиксированные 2%, сам терминал (Verifone VX820) дали бесплатно. Основное условие при поиске поставщика услуг было — чтобы приём платежа происходил бы в автоматическом режиме. То есть – интеграция кассы, фискального регистратора и терминала для приёма карт. Запускаем БифитКассу, создаём платёж, выбираем безнально – и терминал самостоятельно пишет на экранчике сумму оплаты, предлагая приложить карту или девайс с NFC. Когда платёжный интсрумент приложен – то терминал сам отправляет радостную весть на кассу о том, что платёж совершён успешно. Касса с восторгом отправляет команду на фискальный регистратор, чтобы тот отпечатал бы живой чек и передал бы эту новость дальше – Оператору Фискальных Данных. Когда ОФД получил восторженное известие о том, что оплата принята и чек выбит, он передаёт данные в мрачные недры ФНС. И когда ты представляешь в своём воображении всю эту бессмысленную цепочку большого числа все различных электронных операций и цифровых движений, а также этапы передачи данных туда сюда, то неизменно преисполняешься божественной благодатью.

Как писал выше — я купил фискальный накопитель на 36 месяцев за 12 000.00, взял свою старую любимую Википринт 57Ф, кассу БифитКасса Розница, заложил 2% на операцию по банковским картам и, тем самым, легализовал оффлайн деятельность.

Стоит добавить, что в месяц я должен оплатить банку в обязательном порядке 2000.00 в качестве обязательного процента от оборота за возможность приёма платежей даже если этого оборота нет. Что, вообще, конечно не выгодно. Потому что оффлайн продаж по факту практически и нет. И в том месяце мы продали по картам на 2500, из которых получили только 500.

Теперь предстоял этап приёма электронных платежей.

Глава № 2 «Онлайн»

В общем, есть две возможности:

  • Связать существующую онлайн-кассу с интернет-эквайрингом.
  • Арендовать облачную кассу для интернет-эквайринга.

Суть такая, что облачная касса – это такая касса, которая располагается где-то на серверах того, кто вам её продаёт. Вы её никогда не увидите, не пощупаете и не сможете убедиться, что она действительно есть. Вам останется только поверить продавцу на слово. Неприятный момент всех без исключения облачных касс – абонентская плата (подписка) . Также как и у моего терминала. Чего нет у фискального регистратора – он у вас просто есть и денег никаких не просит. Однако, это ложное впечатление и дальше я поясню почему. Вторая неприятность – для облачной кассы нужно приобретать отдельный фискальный накопитель. В общем, я вознамерился наладить связку интернет платежей и онлайн-кассы.

Интернет-эквайринг

Для того, чтобы принимать деньги на сайте или отправлять ссылку на оплату по почте и в мессенджере, нужно прибегнуть к услугам интернет-эквайринга. Можно обратиться к вашему банку, в которому у вас расчётный счёт. Можно обратиться к разработчику кассового ПО. И тут появляется новый игрок в нашем калейдоскопе поставщиков – платёжный агрегатор. Конечно я не мог пройти мимо новых ощущений и не мог упустить возможность прикоснуться к неизведанному. А платёжный агрегатор — это очень странная штука. То есть, это и не банк и не кассовое ПО. Это сервис для приёма платежей онлайн. Удивительно, но чаще всего у платёжных агрегаторов очень большие возможности по приёму электронных платежей (электронные деньги, банковские карты, различные сервисы PAY и пр.) и более привлекательные комиссии чем у банков. Наиболее известные – Robokassa, Юкасса, PayKeeper, PayAnyWay и пр. Некоторые из них были импортными и теперь, как вы понимаете, не работают в России.

Я выбрал PayKeeper — 1,9% комиссия с операции и нет никакой подписки. Единовременный платёж за подключение 9800.00. По-моему, очень даже ничего себе, приемлемо.

Но, как оказалось, платёжные системы не так-то просто связать с кассой.

Необходимо, чтобы ваш интернет-эквайринг умел бы автоматом посылать данные в ваше кассовое ПО, а касса уже выбивает чек. В этом смысле – решения от банков, где всё в одном, даже при абонентской плате, на самом деле разумнее и выгоднее. Хотя бы потому что нет никакой возни, всё работает и за приемлемые деньги. Скорее всего, мне не следовало много умничать и я должен был купить модулькассу. Если бы я был поумнее, купил бы её, то сейчас не писал всё вот это вот, а попивал бы чаёк перед телевизором. Но теперь мне есть чем поделиться, и поэтому я строчу что есть сил.

Если идти моим путём и интегрировать все эти сервисы и системы, то всё равно нарываешься на абонентскую плату. PayKeeper предлагает, конечно, свою собственную облачную кассу для этих целей. Но мне-то оно же не надо. Правильно? Помните? У меня уже есть такая классная система! Поэтому я ищу того, кто пишет отдельную приложуху для связи интернет-экваринга и онлайн-кассы. Вот она — свежая струя новых ощущений и трат.

Приложуха, которая интегрирует интернет-эквайринг

Бизнес Ру предлагает софт и настройку системы под названием Онлайн-Чеки. Стоит она 1200 за месяц, но первоначальная настройка составляет 3000.00. Оплата возможна минимум на год – итого. 17400.00 единовременно и потом ежегодно по 14400.00. То есть, как бы я ни кружил, я всё равно нарвался на подписку.

Справедливости ради – приложение работает очень качественно, а служба поддержки – выше всяких похвал. Скорость реакции неизменно радует.

Когда PayKeeper перешёл в боевой режим (это они так сами говорят) началась интеграция с Бизнес Ру. По окончании, Бизнес Ру сказал, что теперь, когда со своей стороны он всё настроил, нужно чтобы интеграцию со своей стороны настроил PayKeeper. PayKeeper сказал – оу, без проблем, с вас ещё 2800.00. Единовременно.

Отступать уже некуда – я оплатил. В итоге, интеграция платёжной системы с БифитКассой Розница обошлась мне в 20200.00 единовременно. Можете не сомневаться, что я мог бы употребить эти средства гораздо приятнее.

В общем и целом, моя история почти закончилась, кроме того, что с некоторых пор при оплате банковскими картами фискальник стал печатать метровую полосу чеков. Чего быть не должно. И для тех, кто собирается пройти путь подобный моему – вы должны понимать, что теперь служба поддержки каждого из агрегата моей системы футболит меня друг другу.

Поддержка Дримкасс переводит стрелки на БифитКассу. Мол, их принтер, печатает то, что прислала Касса. Устройство примитивно и даже логи писать не умеет. Вот если бы я использовал бы Дримкасс Старт, то тогда они бы соизволили бы покопаться и разобраться. А так – разбирайся-ка ты, голубчик, говорят мне они, с Бифитом сам. Бифит имеет самую немногословную и вялую поддержку из всех. Видимо потому что я на бесплатном тарифе – что ж я хотел-то? Но их мысль такова, что раз чеки за наличные бьются корректно, то значит терминал присылает на касссу какую-то шляпу. Разбирайтесь, говорят мне они, с банком. Техподдержка банка — ни за что не догадаетесь что говорит! Валика-ты, говорят мне они, разбирайся с Бифитом и Дримкассой. А у них ничего не менялось и логи у терминала безупречные. И, разумеется, что вне всяких сомнений это некорректно работает только Касса. А, вообще, говорит банк – вы же недавно меняли батарейку в ВикиПринт? Вот в этом всё и дело.

А дело такое, что просто так поменять батарейку на плате ВикиПринт нельзя. У вас слетают все данные и нужно заново перепрошивать плату, восстанавливать данные и перерегистрировать кассу в ФНС. Но, как вы понимаете, так как я обожаю подобный крынж – я не задумываясь пустился в это увлекательное анальное приключение. Два вечера из жизни вон – но я это сделал. Регистратор заработал (если что – работёнку в сервисе по кассам найду) .

Вот, говорит поддержка банка, вы плохо перепрошили кассу. Кроме того, у вас не последняя версия прошивки. А Дримкасс не только сделала своё ПО платным в течение первых трёх лет, но ещё и стала продавать «ключи обновлений» для своих фискальных регистраторов, что уж совсем ни в какие ворота. Правда стоит годовое обновление всего 2900.00 И обновляет оно такие важные штуки, как, например, замену категории «электронная оплата» в чеке на «безналичная оплата» в соответствии с законодательством или там ставку НДС с 18% на 20%. Ну, в общем, всем должен быть понятен сорт обновлений)) .

Я насупился, купил этот ключ (на упомянутом сайте со скидкой) и обновил ФР до самой последней версии. Конечно, ничего не изменилось. Тогда банк снял логи и сказал, что подключит к этом уделу INPAS, которые, непосредственно, сертифицировали Бифит для работы с терминалами INPAS и пускай разбираются.

В общем – если вы захотите сэкономить также как и я, на спичках, то подумайте прежде всего о сервисе. Сервис – это 50% успеха в работе. А когда ваша система приёмы оплат состоит из такой разношёрстной компашки поставщиков, то обречены вы быть пинаемы от одного к другому в случае проблем. Ничего не поделаешь – и я бы поступал также. Кому хочется возиться.

В заключение я хотел бы поднять вопрос, что всё что со мной случилось – это единственно лишь по причине очень малого количества доступной информации, которая бы раскрывала суть вопроса.

Как это всё работает или не работает – нигде почти не описано. А уж человеческим языком – и подавно ничего нет. Поставщики этого всего подсматривая друг за другом на сайтах размещают одну и ту же пустую информацию.

Такое впечатление, что все кто ставят кассу занимаются только общепитом, цветами или курьерскими услугами. Почему так странно поделён бизнес? Почему не составить комплекты по набору необходимых услуг и объёме их потребления. Например мне не нужна номенклатура, склад, учёт и пр. Мне нужна одна касса. Потому что мы работаем в основном B2B. И у нас услуги.

QR-код

Тут рассказывать нечего – система офигенная. Но никто из покупателей не хочет её пользоваться. Когда я попадаю в магазин уже в роли клиента, где предлагают оплатить такой штукой, я тоже почему-то напрягаюсь. Но, надеюсь, вся эта ситуация вскоре разрешит вопрос в пользу классных QR-кодов и пластиковые карты, вообще, будут выброшены на свалку истории.

Итог:

Фискальный накопитель на 36 месяцев — 12000.00 на 3 года

Фискальный регистратор (у меня был старый) – сейчас от 6990.00 на некоторых сайтах. У Дримкасс 16700.00 единовременно

Апдейт фискального регистратора — 2500 в год.

ОФД на 36 месяцев — 5000.00 на три года

Касса – бесплатно.

Торговый эквайринг – 2% от операции, минимум 2000.00 в месяц.

Интернет эквайринг — 1,9% от операции + 9800.00 единовременное подключение.

Интеграция платёжной системы и онлайн-кассы — 17400.00 за первый год, потом 14000.00 в год.

Интеграция платёжной системы и интеграции платёжной системы с онлайн-кассой — 2800.00 единовременно.

В общем и целом - всё удовольствие обходится теперь примерно 2000.00 в месяц, плюс некоторое единовременное вложение. И 2% с транзакции. В общем, игрушка стоила того!

На этом я закругляюсь. Овации и воздушные поцелуи читателей приветствуются, чтобы мы продолжили столь же вдохновлённо, как и прежде максимально бездумно, бездушно и сложно тратить деньги. Таков наш крест.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Lmsm Invest

Рассказ отличный, сам сейчас гоняюсь за тем самым ощущением - понял! Но пока сложно все понять. По сути я продаю услугу одну и мне нужно чтобы эту услугу оплатить могли через сайт и если что могли услугу оплатить прям когда я стою перед клиентом. По сути и онлайн и офлайн одна и та же услуга. И уже подключена юкасса, но без кассы (абсурд) назвали юкасса свою платежную систему и предлагают подключить облачную кассу кит финанс что-ли. При этом нужно платить и за ту кассу и за офд и еще думать как иметь офлайн кассу. Короче меня не заходит вся эта супер мудрая система. Тупо поборы хрен пойми за что.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Добрынин

Интересная статья. Даже понимая, как и что работает, даже имея опыт общения с суппортами и банками - читается реально легко и познавательно)

Ответить
Развернуть ветку
Romain Gary

Отличный юмор, пишите ещё. Читаю с удовольствием )

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Gavrilov

Отлично. В прошлых статьях вы писали про свою программу Альтаир. Она сейчас доступна? Ее пощупать можно?

Ответить
Развернуть ветку
Студент Кубгту

Как можно потестить вашу crm ? Или уже неактульно?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Иванов

Так же интересен вопрос по CRM...

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Козолуп

Для тех у кого 10 чеков в год - услуги ОФД тензор 300 рублей в год плюс рубль за чек.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда