{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Про отечественные аналоги цифровых продуктов и пример сберовского мессенджера

Сейчас чиновники почти каждый день заявляют про какой-то "отечественный аналог" популярных цифровых продуктов. В риторике "у нас сильные разработчики, сделали не хуже". Магазин приложений, видеохостинг, сегодня намекнули про отечественный мессенджер на замену вражьему Вотсапу. Ирония в том, что они правы, написать сам программный код и залить его на сервера можно довольно быстро и при определённых усилиях даже качественно.

Но при этом никто публично не задаётся вопросом "А почему там вообще должны оказаться пользователи?" и "Зачем другим этот продукт без привычных контактов в нём?". А ведь в современных сервисах одна из самых важных вещей - опыт пользователя в продукте, маркетинг этого продукта, сетевой эффект. Всё, что относят к категориям "продуктовый маркетинг" и "управление продуктом". Больше того, считается, что айтишники - люди нужные, а все эти "бесполезные" менеджеры - так, ненужный нарост.

И это большое заблуждение. Быстрый код сам себя на чужие девайсы не установит. А если в продукте не будет всех, кого ты там ожидаешь увидеть - ты его быстро забросишь.

Как-то в 2018 году "Сбер" купил мессенджер "Диалог". Быстрый, надёжный сервис. Цель - захватить долю рынка мессенджеров (в том числе, корпоративных) и начать распространение, естественно, со своих сотрудников - аж 300 000, мощная база. Это было на фоне блокировки Телеграм.

Я был свидетелем тому, как его пытались популяризировать внутри компании. Эта попытка потерпела оглушительный провал - ведь в телефонах у всей потенциальной ЦА был стремительно развивающиеся по всем правилам Вотсап, а Телеграм очень ловко уходил от блокировок.

Сколько ни спускали сверху инициатив, сколько ни пользовался им сам Греф - adoption продукта не произошёл. В нём никого не было и ничью потребность он не решал. А ещё — все сотрудники видели - у тех топов, кто убеждал поставить Диалог, у самих стоял на первом экране Телеграм и Вотсап и все вопросы они решали там.

Так и ушла эта затея в прошлое.

Правильное управление продуктом и его стратегия поиска места в рынке - важнейшая вещь, про которую нельзя забывать и которой нужно учиться.

Автор - основатель технологической компании с выручкой более миллиарда рублей, профессор НИУ ВШЭ. Больше такого пишу в канале.

0
3 комментария
Вадим Д.

Мало привлечь пользователя в продукт, надо ещё удержать его в нём.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Нестер
Автор

согласен с вами. и это тоже про управление продуктом!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Именно!

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда