{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как строительство сетей влияет на качество мобильной связи

Рафиль Аглямов
Технический директор компании «МегаФон Таджикистан»

Звонить по телефону или выходить с него в интернет нам нужно «здесь и сейчас». Это настолько привычно, что мы удивляемся и переживаем, если связь вдруг пропадает. А правда: почему это иногда случается? Ведь операторы построили мощные сети, поставили по всей стране тысячи базовых станций, круглосуточно следят за тем, чтобы оборудование работало… Дело в том, что не всегда ситуация зависит от самих телеком-компаний. Но реагировать нужно именно им.

Большие города…

За два десятка лет «мобильной эры» операторы позаботились, чтобы все районы в больших городах имели хорошее покрытие. Однако и в мегаполисах может случиться так: дома или на работе абонент давно и успешно пользуется связью и интернетом, и вдруг в какой-то момент телефон начинает «квакать» или «тормозить». Что же произошло?

Причины могут быть разными. Первая – поломка оборудования. Но высокоточные системы мониторинга следят за ним в режиме реального времени. Если проблема заключается, скажем, в ближайшей к абоненту базовой станции (БС), связисты получают автоматическое извещение о сбое и ликвидируют его за считанные часы.

Вторая причина – изменение городского ландшафта. Обычно мы не связываем строительство дома по соседству с качеством мобильных услуг. Но если телефон «ловит» не так хорошо, как прежде, и это продолжается довольно долгое время, скорее всего, между ним и БС появилась преграда. То есть прежде для радиосигнала была «прямая видимость», а теперь он натыкается на недавно построенное здание. Это не всегда критично, но есть стройматериалы, которые «забирают» до 70% мощности сигнала. Вот и получается: мобильная сеть работает в штатном режиме, но абонент оказывается вне зоны уверенного доступа.

Как решить проблему? Для начала – сообщить о ней своему оператору. Инженеры проводят плановые измерения качества связи, но побывать везде и сразу физически невозможно. Поэтому обращения абонентов очень важны. Зная о проблемном месте, связисты быстрее найдут решение. Например, могут установить ещё одну БС и пустить сигнал «в обход» новостройки. А в самом новом здании – скажем, в торговом центре – обеспечить так называемое индор-покрытие. Это значит, что дополнительное оборудование размещается внутри, чтобы посетители ТЦ не остались без связи за преградой из стекла и металла.

«Доктор» дизель

В большом городском хозяйстве всё взаимосвязано. Соседи меняют трубы – без воды остаётся весь подъезд. Нерадивый экскаваторщик повредил кабель – свет погас во всём районе. А кстати: как это влияет на оборудование связи? Ведь БС подключены к общим электросетям…

Чтобы подобные ЧП не лишали абонентов возможности общаться, операторы используют альтернативные источники энергии. Почти на всех базовых станциях есть дизель-генераторные установки (ДГУ). И в случае отключения электричества мобильная сеть работает, грубо говоря, «на солярке». Не самый дешёвый способ, зато связь не пропадает.

За пределами городов ДГУ ещё полезнее. Бывает, что место идеально для размещения БС – к примеру, вершина горы, – вот только линий электропередач рядом нет, подключаться просто не к чему. Тогда дизели становятся главным источником энергии. Операторы используют и такие экзотические пока варианты, как солнечные батареи и ветровые генераторы. Но обычно даже на «эко-БС» на всякий случай предусмотрено несколько разных вариантов электропитания.

Через горы и долины

Впрочем, ветер бывает не только другом. Порой стабильная работа мобильных сетей зависит от природных и погодных условий. Оборудование может пострадать от урагана, снега, удара молнии, землетрясения или наводнения, которые нередко происходят в Таджикистане. Но это всё чрезвычайные ситуации. Восстановить сеть в таких случаях можно также за считанные часы. В крайнем случае дни, если придётся заменять оборудование в отдалённом районе, куда ещё добраться нужно, особенно если дороги завалены снегом. Впрочем, часто абоненты и не знают, что после природного катаклизма идут ремонтные работы.

Как удаётся этого достичь? Чаще всего в результате природных ЧП страдает транспортная сеть, по которой трафик передаётся между коммутатором и базовыми станциями. На этот случай организованы резервные линии коммутации. Система автоматически включает их, если один из каналов выходит из строя. В крупных населенных пунктах, где работают несколько БС, можно пойти другим путём. Здесь «базы» устанавливают так, что зоны их действия частично перекрывают друг друга. Выходит из строя одна БС – трафик автоматически перетекает на соседние.

Гораздо большее влияние на мобильные сети оказывают горы. Сложный рельеф Таджикистана часто превращает запуск оборудования в «квест». Чтобы обеспечить связью маленький посёлок в горах, приходится ставить больше «железа», чем в иных крупных райцентрах с ровным ландшафтом. Потому что для посёлка, который целиком находится «в зоне прямой видимости», бывает достаточно всего одной БС. А вот сделать так, чтобы радиосигнал несколько раз «свернул за угол» и обошёл горные хребты, намного сложнее. Добавим: и дороже. Одна базовая станция стандарта 4G стоит несколько десятков тысяч долларов. Поэтому у главных операторов страны есть долгосрочные планы развития сети, и в некоторых далёких районах связь появляется только сейчас – в порядке очереди.

Растущий организм

«Минуточку, я ехал по трассе, рядом никаких сёл и городов, а связь отличная! А вот у друга в посёлке интернет что-то не очень», – заметит внимательный читатель. О населённых пунктах мы уже рассказывали: БС слишком далеко или сигнал загораживает новостройка – вот и приходится ждать, когда поставят ещё одну «базу» поближе. Но зачем тогда строят сеть в местах, где никто не живёт?

Это не напрасная трата ресурсов. Связь вдоль автомобильных дорог, на горных пиках и склонах, а также возле достопримечательностей нужна туристам, альпинистам, лыжникам. Но куда важнее, что в таких местах она может спасти здоровье и даже жизнь. Если тормозит интернет в посёлке, порой достаточно перейти с этажа на этаж. Не всегда удобно, но не так уж страшно. Главное, решаемо. А теперь представьте, что машина застряла в снегу на пустынной дороге… Чем это могло закончиться, если бы не было возможности позвонить спасателям?

Конечно, и теперь далеко не везде можно оставаться на связи. Хотя бы потому, что есть места, куда добираются только самые отчаянные путешественники, да и то раз в десять лет. Устанавливать там БС просто незачем. А в остальных районах мобильные сети непрерывно развиваются, реагируя на рост городов и посёлков, увеличение числа абонентов, их новые требования к услугам связи. Например, всё быстрее становится мобильный интернет. Одним словом, связисты не случайно сравнивают свою инфраструктуру с растущим организмом. Он всё взрослее, всё увереннее в себе. Сильнее, выше, быстрее – так, интернет в Душанбе уже научился работать на скорости 5G. «Свои» базовые станции появляются в тех кишлаках, которые прежде едва «дотягивались» до БС в райцентрах. Так что если где-то пока нет уверенного сигнала, это временно. И если он «захромал» – это тоже ненадолго. Просто сообщите об этом связистам, спокойно и по существу.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда