{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Качество или количество аппов: какие пути развития магазинов приложений существуют

Рынок маркетплейсов мобильных приложений в России довольно молодой: первый магазин RuMarket был запущен в апреле 2022 года, потом появились NashStore и RuStore. Расскажем, какие бизнес-модели и пути развития возможны для отечественных сервисов.

Анатолий Сморгонский
Основатель RuMarket

Российские маркетплейсы: первые ласточки

Развитие отечественных маркетплейсов — вынужденная мера. Министерство цифрового развития выступило с соответствующей инициативой после отключения оплаты российскими картами в App Store и Google Play, когда угроза полного запрета на скачивание программ стала более чем реальной. Первым запустился частный маркетплейс RuMarket, в нем размещено более 100 приложений, а количество пользователей превысило 400 000. Потом появились NashStore, разработанный АНО “Цифровые платформы”, и RuStore, который разрабатывает корпорация VK при поддержке Минцифры.

"В мире есть практика создания отдельных магазинов приложений, но к сожалению, такая практика только для платформы Android существует. Мы договорились с крупными российскими бигтех-компаниями, прежде всего, с группой VK - она взяла на себя задачу по разработке этого магазина приложений. Сейчас существует кооперация, все наши крупные лидеры интернет-индустрии участвуют в этой работе… Это не делается за бюджетные деньги, нам кажется это очень важно, чтобы это была полноценная экосистема, которая бы сама развивалась, регулировалась бы крупнейшими участниками рынка", — уточнил глава Минцифры Максут Шадаев.

Варианты монетизации: как зарабатывают магазины приложений

  • Комиссия с покупок

Самая распространенная модель монетизации — комиссия за купленные приложения. Например, в Google Play она составляет 15% для разработчиков с ежегодной выручкой менее миллиона долларов США, и 30% — за прибыль сверх одного миллиона. Комиссия Apple также составляет 15%. На фоне ведущих маркетплейсов выделяется AppGallery от Huawei: в первый год компания не берет комиссии со внутренних покупок для всех разработчиков. Во второй год размещения создатели образовательных приложений получают 90% прибыли от продаж, а все остальные — 85%.

  • Показ рекламы

Она предполагает, что магазины зарабатывают на показе рекламы в самом приложении. Скажем, медийная реклама, отображаемая в AppGallery, подходит для увеличения числа загрузок приложений и размещается в рекомендациях приложений или стандартных разделах.

  • Платежи за размещение приложений

Первоначальный платеж можно скорее считать системой отсева некачественных приложений, нежели полноценным способом монетизации. На практике магазинов это могут быть разовые или регулярные платежи. Так, за регистрацию аккаунта в Google Play необходимо один раз заплатить $29, а в App Store сумма составляет $99 в год.

Способы развития российских маркетплейсов

Возможность выбора

Пользователям важно видеть, что в магазинах существует широкий ассортимент, даже если при этом они все равно скачивают наиболее раскрученные варианты. Так, представители крупной сети по продаже телефонов рассказывали, что протестировали формат торговых точек, где были представлены только самые ходовые и популярные модели. И эксперимент оказался неудачным: клиенты приходили в магазин, смотрели на полупустые полки и уходили. То есть они стремились увидеть 10 похожих устройств и потом уже купить лучший из них. Однако, когда приходилось выбирать между сотней вариантов, покупателя теряли энтузиазм.

Подобная схема применима и к цифровы маркетплейсам: необходимо показывать пользователям несколько приложений из одной категории, но не перегружать выбором. Это касается не столько ключевых аппов, например, финансовых, сколько вспомогательных сервисов. Если магазин предлагает большое количество продуктов, то пользователю помогают определенные инструменты, такие как системы рейтингов и рекомендаций.

Заработок на "длинном хвосте"

Термин Long Tail (“длинный хвост”) пришел из экономики: теория подразумевает, что для нишевых продуктов в новых медиа-экономиках самые популярные продукты являются чем-то вроде трамплина. Это приводит к тому, что прибыль от их реализации в итоге сопоставима с выручкой от продаж бестселлеров.

Когда Apple запустила ITunes, то разместила на сервисе большое количество музыкальных треков. Среди исполнителей были как популярные, так и не столь известные. Если представить картинку, на которой удав проглотил слона, то получается график такого процесса: в центре находятся массовые треки, а сбоку – тот самый “хвост” менее знаменитых исполнителей, который приносит магазину наибольшую прибыль. В случае с российскими сторами возможна подобная история: в магазинах будет доступно множество аппов, при этом прибыль будет приходить из-за скачивания наименее раскрученных.

Практики e-commerce

Для оптимального формата, который удобен пользователям, маркетплейсы могут взять на вооружение практики из электронной коммерции: экспериментировать с ассортиментом, ротировать товары, кластеризовать пользователей и др. Например, комментарии пользователей и оценки помогают оценить аппы среди множества аналогичных. Возможно и появление собственных “торговых марок” магазинов: они могут выпускать базовые сервисы с опцией расширенного калькулятора, фонарика с функцией стробоскопа или органайзера.

Подключение аналитики

Отечественные магазины могут предоставлять разработчикам полноценные инструменты для продвижения продукта и получения обратной связи. RuMarket планирует подключить механизм для более прозрачной коммуникации с аудиторией и оценку статистики для разработчиков. Последняя плохо представлена в Google Play, вместе с тем аналитика приоритетна для улучшения качества приложений.

Количество vs качество приложений

С точки зрения позиционирования магазинов они могут быть нацелены на большой объем продуктов, при этом иметь простую систему проверки при загрузке приложений. В Google Play, по данным Statista, насчитывается более 3,2 млн приложений, тогда как в App Store — 2,1 млн. В то же время количество приложений не равнозначно большей прибыли: в первом квартале 2022 года выручка App Store составила $21,8 млрд, а Google Play — $10,7 млрд. App Store более тщательно фильтрует продукты и строго относится к ошибкам в приложениях. Это разные концепции, которые представлены для различных аудиторий, потому универсальное решение тут неприменимо.

Возможно развитие отечественных маркетплейсов в сторону широкого ассортимента приложений: разработчики смогут легко размещать аппы в магазинах и не будут сталкиваться со строгой проверкой, в таком случае возможен широкий ассортимент приложений, но качество будет варьироваться. Другой вариант — это магазины с ограниченным набором известных приложений и высоким барьером входа. Наконец, можно найти компромисс между строгим отбором и доступным ассортиментом. В случае RuMarket приложения должны пройти валидацию — ручную и автоматическую, после чего доступны для скачивания. Таким образом, магазин имеет стандарты качества при выборе приложений, но не делает слишком сложную систему оценки разработчиков, включающую, например, цифровую подпись.

0
2 комментария
Dasha Sidelnikova

за пару месяцев уже 3 магазина, молодцы ребята. я бы выбрала тот, что без гос денег как ВКшный, нужно поддерживать независимые стартапы

Ответить
Развернуть ветку
Aaron Goldberg

На втором телефоне как раз где Андройд использую, удобно. Надеюсь и для iOS все же как то сделают. Все лучше чем бесконечные государственные системы, которые все данные сливают чекистам

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда