«Люди спрашивают, не зашкварно ли тебе работать в “Яндексе”»: Сергей Бережной рассказал, что происходит в компании Статьи редакции
Директор «Яндекса» по взаимодействию с разработчиками поговорил с ведущими подкаста «Мы обречены».
Почему «Яндекс» молчит
Пиар-отдел компании просит сотрудников согласовывать с ним всю внешнюю коммуникацию, потому что многое из того, что они говорят в публичном пространстве, вырывают из контекста и преподносят как позицию всего «Яндекса», объясняет Бережной. Но это большая компания, где у каждого своё мнение.
- У компании много задач, для решения которых требуется много людей. У неё нет возможности проводить «дополнительную сегрегацию». Если бы «Яндекс» сказал, что в компании теперь будут работать только сотрудники определённых взглядов — пришлось бы отсечь существенный пласт людей, говорит Бережной.
О ленте «Новостей»
В марте «Медуза» рассказала о «белом списке» СМИ, новости которых отображаются на главной странице «Яндекса». По словам источников в ИТ-компании, этот список из 15 изданий существует как минимум с 2019 года. В него входят, например, некоторые информагентства, «Коммерсантъ», «Ведомости», РБК и другие издания. Собеседники «Медузы» говорят, что перечень разрешённых СМИ ввели по согласованию с властями.
По словам Бережного, было не совсем так. «Белый список» действительно существует, но не потому, что так решил «Яндекс», а потому что есть закон, который запрещает новостным агрегаторам публиковать материалы неаккредитованных СМИ. Никакой «накрутки, постукивания, подкостыливания» не было.
Почему «Яндекс» не может «гнуть свою линию»
Отношения компании с государством Бережной описал как «натяжённые». «Яндексу», по его словам, приходится идти на уступки во многом не без прений и сопротивления внутри самой компании.
По мнению Бережного, «чуть больше морального права» судить о происходящем с «Яндексом» имеет человек, погружённый в контекст и внутренние дела компании. А призывы «сражаться» звучат от людей, которые немного переоценивают возможности «Яндекса», считает он.
- Если бы «Яндекс» устроил демарш, «всё бы очень быстро закончилось», говорит Бережной. Компания бы перестала существовать в том виде, в котором её сегодня знают: «попилили бы по кускам и разослали бы в мало-мальски приемлемые места».
Об увольнениях украинцев из ИТ-компаний
Про систему бонусов опционами
- Система компенсаций в компании устроена чуть сложнее, чем выдача денег в конвертах каждый месяц, говорит Бережной. Дважды в год «Яндекс» проводит оценку сотрудников, от которой зависят размер премии, опционы, уровень зарплаты. Например, при трудоустройстве выдают «приветственные» бонусы, которые сотруднику нужно вернуть, если он решит уволиться раньше времени — чтобы не возвращать деньги нужно проработать год. Также есть «входные» бонусы, которые выдают во время испытательного срока: его тоже придётся вернуть, если сотрудника не возьмут в компанию.
Сейчас акции «Яндекса» заморожены, поскольку торги ими на Nasdaq не проводятся. Компания поступила так: опционы, которые должны были получить сотрудники в ближайшее время, выдадут деньгами по фиксированному курсу — в районе 77 рублей за доллар. Но есть проблемы с теми акциями, которые уже были получены и не были реализованы.
М-м, что бы мы потеряли... Давайте подумаем:
• успешное зарытие котлована под бывшим «Орлёнком» (новая штабквартира)
• не выдерживающий конкуренции поиск (Поиск)
• псевдомаркетплейс-агрегатор из ранних нулевых (Маркет)
• монополиста таксоперевозок (Go)
• сервис карт со свистелками, перделками и рекламой (Карты)
• bloatware-браузер на чужом движке (Браузер)
• абсолютно бестолковый программатик (AdFox или что там)
• шантажистскую площадку-генератор плохого трафика (Дзен)
• каннибала посещаемости без инструментов монетизации (Турбо)
• облака сельского пошиба (Облака)
• чудо-репродуктор со встроенным товарищем майором (Колонка)
• площадку для пропаганды (Новости)
• сытную тюрячку и якорёк для талантливых инженеров (Яндекс)
• источник гордости и заработка ГБ'шника Воложа (вот это вот всё)
Нет, ну такого точно нельзя допустить.
Мне искренне жаль только Погоду: толковая вышла канитель. Ну и кому-то, может, Метрика мила. Ну ладно, еще бывает кстати Еда (особенно когда есть жгучее желание поделиться с миром своими ПД, но решимости не хватает).
вы можете предложить альтернативы в россии всем изложенным пунктам ?
Конечно!
• да пускай уже достроят
• Google (тут нюанс: мне неинтересны запросы на русском и русскоязычный контент; кто-то может испытать горечь и страдания, well, seems like your problem, why should I care, get f'ed)
• Ozon
• монополист => фигли тут делать
• Google Maps
• Chrome
• AdSense, но что сейчас площадкам делать, я не знаю и меня не колышит; страдайте
• нахуй не нужно, забыть
• нахуй не нужно, забыть; ну или AMP на худой конец
• страдайте с ущербными отечественными облаками
• нахуй оно сдалось
• можно вообще не публиковать никакие новости (ой, нет, нельзя, АП не дозволяет)
• перевезти всех куда-нибудь ну или распустить, пусть страдают
• Волож не пропадет
Озон рил намного сильнее. (как минимум гарантия площадки и логистика крутая).
- Про карты зря, в наших реалиях навигатор для автомобилиста, особенно когда ездишь по местности или в область незаменим, еще пробочбки-парковочбки-теги от водителей.
- Такси и еда хорошо, правда, иногда оверпрайс.
- Колонка кайф, а вот модуль в тв плох.
По поводу карт - для города 2ГИС интереснее, для трассы Google maps. А пробочки как раз создаются благодаря системе разделения потоков.
А такси что со стороны водителя, что со стороны пассажира дерьмо. Вызывать Яндекс - страшно, всё больше детей со стажем вождения менее года и нацменов, не говорящих по-русски на фейковых аккаунтах. Возить заказы Яндекса в качестве водителя бессмысленно из-за жадности Яндекса и нелепых алгоритмов распределения заказов. Как раз поэтому большинство нормальных водителей уже разбежались и осталось то, что осталось. Пускай команды рутакси и 373 не смогли забирать у водителей 30% заработка и спрашивать с пассажира 300 рублей за километр в ненастную погоду, но в целом они были круче.
Ну и больше всего мне нравится наблюдать, как Яндекс пытается всё больше и больше таксистов и курьеров перевести в самозанятые, тогда как ни те, ни другие ими быть не могут на данный момент.