{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Жизнь после санкций: станут ли компании и пользователи возвращаться к привычным онлайн-сервисам

Под влиянием санкций в среднесрочной перспективе темпы роста экономики РФ оцениваются в 0-1% против 1,5-2% по сравнению с предыдущими оценками Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Как будет развиваться бизнес, если ограничения снимут, и вернутся ли пользователи к привычным онлайн-сервисам, рассказывает CEO и основатель RuMarket Анатолий Сморгонский.

Практически все онлайн-платформы переживают этап импортозамещения: от сервисов для работы с документами до систем бронирования авиабилетов. На фоне ограничений стали активно развиваться альтернативные маркетплейсы мобильных приложений: первым запустился частный стор RuMarket, в котором доступно более 150 приложений, а число пользователей сервиса превысило 500 000, далее АНО «Цифровые платформы» разработали NashStore, а корпорация VK при поддержке Минцифры представила магазин RuStore. Глава Министерства цифрового развития Максут Шадаев отмечает, что это делается не за бюджетные деньги, поскольку в стране необходима полноценная экосистема, которая может самостоятельно развиваться и регулироваться крупнейшими участниками рынка.

Из-за отключения рекламы Google в России часть бюджетов перетекает в «Яндекс», который дает хорошие возможности для российского рекламного рынка. Аналитики компании отмечают, что среднесуточный охват рекламной сети «Яндекса» на мобильных устройствах — свыше 57 млн человек. Алгоритмы «Яндекса» создают рекламное объявление для продвижения мобильных приложений автоматически на основе данных из App Store и Google Play. Технология на основе машинного обучения определяет, нужно ли заменить картинку на видео, добавить быстрые ссылки или кнопку и текст.

Назад дороги нет: почему западные компании не смогут вернуть прежние позиции

Даже если ограничения снимут в ближайшее время, то репутация и доверие к западным платформам полностью не восстановится. Компании были вынуждены спешно переносить данные из IT-системы с различных зарубежных облачных сервисов в Россию, защищая критически важную для бизнес-процессов информацию и инфраструктуру. ВТБ заменяет Microsoft Office отечественным ПО «Мойофис» — программным продуктом, разработанным в России. Разработчики софта отметили, что «лицензия бессрочная, с обновлениями в течение пяти лет, техподдержкой 24/7». Таким образом, это самая крупная закупка российского ПО на сумму порядка 1,2 млрд руб: после перехода на новый отечественный аналог компаниям будет невыгодно возвращаться к программной продукции Microsoft, даже если санкционные ограничения будут отменены.

Пока охват внедрения российского софта в компаниях составляет только 30–35%, однако спрос на него увеличился в 6 раз. Процесс импортозамещения ПО ведется на государственном уровне еще с момента введения первых санкций в 2014 году. В 2016-м заработал реестр отечественного программного обеспечения, насчитывающий более 13 тысяч позиций, и правительство утвердило трехлетний план импортозамещения для госучреждений. По закону госзаказчики не могут закупать программное обеспечение, отсутствующее в реестре.

А в ноябре 2019 года принят закон, который обязывает производителей смартфонов, планшетов, компьютеров и телевизоров Smart TV предустанавливать российское ПО 16 классов, включая браузер, антивирусное ПО, офисное ПО, навигацию и прочее. После того как пользователь выбирает страну, активируется специальная региональная вкладка в прошивку, и система предлагает установить все рекомендуемые приложения либо выбрать необходимые варианты.

Показателен пример внедрения Национальной системы платежных карт (НСПК), которая отвечает за обработку операций по банковским картам внутри страны без участия зарубежных операторов. Ее учредил в 2014 году Банк России: на базе НСПК были созданы карты «Мир» и Система быстрых платежей (СБП), плюс ко всему она обрабатывает все внутрироссийские переводы по картам международных платежных систем. Благодаря тому, что НСПК успешно тестировалась на протяжении нескольких лет, российские пользователи не ощутили эффект от санкций при использовании карт внутри страны, а доля безналичных платежей в розничной торговле за первый квартал 2022 года составила 75,5%.

Как пользователи относятся к смене платформ

Для конечных пользователей выбор приложения зависит в первую очередь от удобства и привычки. Так происходит с пользователями «яблочной» продукции в России: в первом квартале 2022 года импорт смартфонов Apple снизился на 20%, а общий парк составил 19 млн штук. Если пользователи найдут альтернативу Google Play удобной, то им не потребуется «скакать» из одного магазина приложений в другой или переустанавливать ПО на своих девайсах. Отечественный аналог популярных западных сервисов будет более надежным, плюс ко всему не придется переносить личные записи или трекинг тренировок.

В Иране, где санкции действуют уже несколько десятилетий, существуют аналоги любых западных сервисов, например, Cafe Bazaar — местный аналог Google Play, Aparat — YouTube, а Snapp! — агрегатор такси по типу Uber. Сервисы набрали лояльную аудиторию, которая не станет менять свои привычки, даже если западные площадки вновь будут доступны.

Что должны делать российские разработчики и сами сторы, если ограничения отменят

  • Если альтернативные маркетплейсы смогут предложить удобную систему монетизации для разработчиков, то последним не придется продвигать свои приложения через Google Play и App Store.
  • Другой аспект, который может показаться привлекательным для создателей приложений, — если комиссия альтернативных сторов будет ниже, чем у Google Play и App Store. С учетом того, что отечественные сторы еще не определились с уровнем комиссии, то они вполне могут стать конкурентноспособными на фоне зарубежных аналогов. Так, Google Play берет 15% комиссии у разработчиков с ежегодной выручкой менее миллиона долларов США, и 30% — у тех, кто зарабатывает больше. Аналогичную по размеру комиссию берет и компания Apple.
  • Пользователи не любят менять привычные онлайн-сервисы и сделают все, чтобы заново этот сервис получить, что дает определенные преимущества альтернативным сторам. Ведь для того, чтобы скачать привычный и удобный для себя продукт, пользователи пойдут именно к ним. Так, например, приложения ПСБ и Альфа-банка, которые больше недоступны в Google Play и App Store, пользователи с легкостью могут скачать в альтернативных магазинах приложений.
0
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда