Как войти в топ-5 сайтов с вакансиями в мире: кейс Jooble Статьи редакции
Сооснователь проекта Роман Прокофьев рассказал о том, как Jooble за 9 лет прошел путь от 3 тысяч до 2,5 млн посещений в день, в интервью Валерии Широковой из MC Today.
Jooble – агрегатор вакансий, который входит в пятерку самых посещаемых в мире сайтов по трудоустройству по данным Similar Web. Такой результат обеспечивает команда из 200 человек.
Как появился Jooble
15 лет назад у меня была своя компания по разработке программного обеспечения TeamSoft. Однажды для проекта понадобились специалисты, которые разбираются в медицине. Поиск двух нормальных резюме занял четыре часа — сайты были неудобными, резюме дублировались. Это был ад.
Я предложил другу, программисту Жене Собакареву, создать агрегатор, который бы собирал все доступные в Украине резюме на одной платформе. Он как раз занимался разработкой корпоративного софта для рекрутинговых компаний. Позже добавили поиск по вакансии. Так появился Jooble.
Ни о рынке, ни о рисках мы не думали — решали свою проблему. Но почти сразу вышли на показатель в три тысячи пользователей в день, который держался вплоть до 2008 года. Роста не было, потому что мы рекламировались в офлайне — на том этапе это было ошибкой.
В 2008 году я продал TeamSoft и с головой нырнул в Jooble. К этому моменту у нас в штате было восемь человек, работали в ноль. Монетизировались через продажу вакансий: работодатели платили за клик соискателя. Один просмотр тогда стоил 1,75 гривен (около четырёх рублей). Месячный оборот составлял 30-40 тысяч гривен (71-94 тысячи рублей).
Надо было или закрываться или выходить на международный рынок. Мы выбрали второе, и это было лучшее решение в истории нашей компании.
Как масштабировали проект с минимальными затратами
Мы начали с разработки платформы, которая сможет масштабироваться. Вложили около $100 тысяч. Именно на её базе позже мы запускали агрегаторы в разных странах.
В момент выхода на зарубежный рынок у нас работало 12 человек. Интересно, что в фазе активного роста штат не раздулся: четыре русскоязычных сайта Jooble для разных стран (Украина, Россия, Беларусь, Казахстан) модерировались через одну платформу. Сложность поддержки выросла минимально.
В конце концов мы вышли на темп «одна новая страна в две недели».
Второй шаг — подготовка к выходу. Мы написали «пауков», которые автоматически собирали вакансии с выбранных нами сайтов.
Искать вакансии можно и без «пауков». Потому третий шаг — коммуникация. Мы просили у местных сайтов по трудоустройству «фиды» — это коды, с помощью которых сайт передает нам необходимый контент. Около 95% сайтов давали «фиды» — им нужны посетители.
За отдельную плату мы стали размещать вакансии определенных сайтов выше других. В некоторых странах, например, Франции, Италии и Германии, именно это дает нам 80% дохода.
В других, таких как Пуэрто-Рико, Венесуэла или Перу, платить не готовы. Там монетизируемся через медийную рекламу (крутим баннеры на нашем сайте) или через Adsense for Search от Google (крутим рекламу, релевантную запросу).
На четвертом шаге программисты «допиливали» сайт под языковые особенности страны. Например, учили платформу букве «С», ведь в вакансиях «Программист С» и «домработница с жильем» у нее абсолютно разные значения. После этих этапов платформа выходит на рынок.
Что учитываем при выходе на новый рынок
Менталитет и культура слабо влияют на особенности бизнеса за рубежом. Продукт купят, если он качественный и продается за адекватную цену.
Важно понимать, что люди не будут вас советовать. Даже если у вас классный продукт, знайте, где брать клиентов. Мы много экспериментировали. Остановились на органическом SЕО, то есть аудитории из поисковых систем.
Сначала мы зашли в русскоязычные страны: Россия, Казахстан, Беларусь. Через два месяца пошли на англоязычные рынки: США, Британия, Канада, Австралия, Индия. В то время практически каждую неделю мы росли на 10%.
Позже мы разработали алгоритм выхода на новые страны: умножаем количество интернет-пользователей на средний доход семьи (это будет определять стоимость рекламы). Таким образом строим рейтинг привлекательности страны, по нему и расширяемся.
Первые в этом рейтинге — США, где 287 млн пользователей при доходе более $59 тысяч на семью. Второй — Китай, где такой доход всего $16 тысяч, зато более 700 млн человек пользуются интернетом.
Сейчас планируем расширяться на восточные страны с арабским языком. Например, в Саудовской Аравии всего 24 млн пользователей, зато средний доход — почти $55 тысяч.
На местных рынках можно продвигаться и через локальные рекламные сети, но нам это невыгодно. Зачем тратить время на переговоры с кучей сеток, если можно купить такое же количество пользователей у Google в несколько кликов.
Впрочем, иногда в маленьких странах срабатывают группы в Facebook. Например, до 10% аудитории Австрии и Дании откликается именно из соцсетей. В рамках эксперимента мы однажды открыли Facebook-группы во всех странах, но позже почти все закрыли — не выгодно, затраты на содержание групп превышают пользу от них даже в долгосрочной перспективе.
За первый год с момента выхода за пределы Украины доход Jooble увеличился в четыре раза. И такая динамика сохранялась почти все время активной экспансии.
Почему не сложилось с Китаем и чем озадачила Польша
В 2011 мы пробовали зайти в Китай. Зря.
Наш канал маркетинга там не работал — вместо Google у них поисковик Baidu. Да, мы сделали платформу под китайский поисковик, проработали распознавание слов, семантику. Сейчас Jooble там работает, но значимых успехов нет.
Еще один языковой сюрприз ждал в Польше. В польском языке есть символы, которые они размещают над буквами, как ударения. Чтобы они отображались, нужно было использовать специальную кодировку. Мы два месяца меняли платформу.
Также были проблемы и с доменами. В Бразилии, Венгрии и Южной Корее нельзя зарегистрировать домен на компанию, если ты не резидент страны. Приходится искать на специальных сайтах резидента или создавать компанию, которая будет резидентом страны.
Теперь у нас все на субдоменах, например, Венгрия выглядит так: hu.jooble.org. С точки зрения SEO-оптимизации это ни на что не влияет.
Как следить за конкурентами
Раньше мы были зелёными и не думали о конкурентах. Напрасно. Пока мы запускались в Украине, наш конкурент Indeed захватил американский рынок, а это 70% мирового. Сегодня нам гораздо сложнее стать там лидерами.
Теперь мы мониторим KPI и следим за тем, как растут конкуренты. Если видим аномальный рост — разбираемся, что у них изменилось.
Например, в начале года мы увидели, что у некоторых конкурентов начал расти «социальный трафик». Оказалось, LinkedIn запустил агрегатор вакансий и подключил к нему наших конкурентов. Мы связались с LinkedIn, и сделали лучше, так как у нас есть вакансии с корпоративных сайтов, чего не было у конкурентов.
Сейчас ни одна страна не приносит нам больше 8% выручки. Если по регионам, то Европа – это 36% выручки, Южная Америка – 22%, Азия – 24%.
В месяц аудитория Jooble перевалила за 60 млн посещений. В будний день это около 2,5 млн. По последним данным Similar Web, мы входим в топ-5 сайтов в мире по трудоустройству.
Наша краткосрочная цель — войти в топ-5 ресурсов по поиску работы в каждой стране присутствия, сейчас это 70 стран. Пока мы добились этого результата в 27 странах, среди них Сербия, Венгрия, Греция, Россия, Украина, Норвегия, Испания.
Месячный оборот составлял 30-40 тысяч гривен (71-94 тысячи рублей).
Какие-то странные цифры. 94/8 это чуть меньше 12. Сколько тогда получали люди в штате?
Инвестиции?
Большую часть 2008го года курс доллара был 4.5-5, т.е. 40 тысяч это почти 9 тысяч долларов по курсу лета того года.
Там написано, что это 2008 год. Тогда, 1 доллар был 5 грн (в том же году стал и 8 долларов), но если считать по 5, то получается в районе 800-1000 долларов на человека.
Я думаю что эта статистика какая то левая или купленная. Потому что никто не ищет работу через этот агрегатор. Да и сам агрегатор стремный. При этом, в статистике не указаны сайты, как яндекс работа, мейл работа, работа ру...и типо в россии он забирает 23 процента трафика.
Ринат, никто это вы и ваши друзья?
На картинке отлично видно, как они работают в России. По поискам вроде "работа охранник", "работа продавец" итп вылезают в числе первых, показывают рекламу и отправляют дальше по трубе.
Так вы сами в гугл вбейте. Если лень, то процитирую выдачу:
hh
superjob
rabota
2 indeed
avito
2 trud
jobsora
vacancia
Нашел их аж в середине второй страницы.
Начнем про русский сегмент - тут три-четыре основных игрока - hh -самый крупный. Скупил все что можно было. Преимущества его - тут постятся серьезные вакансии для среднего и высшего звена. Самый основной плюс - регистрация и резюме (CV). Вопрос в следущем - чем ваш сайт лучше hh или аналогов? Нет личного кабинета, нет возможности работодателю найти вас и пригласить или переманить. Без лк и cv - вы сможете найти работу не требующую спец знаний и опыта. То есть ваша ниша - самая низкая - рабочие, грузчики, водители и так далее. Во-вторых - у вас обычный и простой агрегатор. Как это было в свое время - сайт по продаже купонов на скидку для получения скидки на купоны на скидку. Толку - нуль, крика много. Ну и судя по количеству оценок - на данный момент их 44 положительных при 27 комментариев - это ли не накрутка? даже тут мухлюете. Я говорю так, потому что на данный момент разрабатываем проект в этой нише для европы.
Поэтому, подытожив вашу статью, количество людей находящихся в ангаре(тоесть якобы работающих в проекте), и накрутку тут и по данным сервиса Similar Web , могу сказать смело - что целью и задачей является в скором времени продать этот сервис за сколько нибудь лямов уе.
Оставим момент, что вы почему-то решили, что я у этих ребят работаю.
Как вы думаете, где можно больше рекламы показать, и где будет больше трафика, при работе с топами+средним звеном или при работе с вакансиями продавцов и сторожей? (нежно намекаю на разные бизнес-модели hh и jooble).
Каким боком этот Jooble входит в топ-5 работных сайтов в России?
У similarweb даже нет статистики по jooble.ru, настолько он мал.
Комментарий недоступен
Потому что ru.jooble.org
ru.jooble.org
https://www.similarweb.com/top-websites/russian-federation/category/career-and-education/jobs-and-employment
Комментарий удален модератором
Наверное мы что-то не знаем.
Возможно Монстр только в штатах силен. Хотя знаю его уже лет 10 как. Про Jooble услышал впервые.
Кстати, по симиларвеб HH.ru вторым в мире ранжируется!?
Арегаторы вакансий — почему их сейчас так много?
Ну потому что не нужна ни отраслевая, ни продуктовая экспертиза, только инженерная. Сидят себе и подключают уже 9-ть лет
200 человек для банального сайта с вакансиями. Налицо неправильное расходование ресурсов.
А если смотреть с точки зрения, что это поисковик, а не сайт с вакансиями, тогда это много или мало?
Все еще много. Там больше 50 человек даже с управленцами и бухгалтерией быть не должно.
Crunchbase показывает, что у аналога Indeed "Number of Employees
1001-5000" от есть у американской компании как минимум (есть/был их уже поглотили) в пять раз больше перерасход по людям, чем у Jooble.
Так то ж Америка: там меньше 1000 человек - не солидно и вас не купят.
Бренд придумал гений
Комментарий удален модератором
Элементарно просто, когда уже готовое. А когда самому придумать надо, начинаются муки выбора.
Я первое время думал, что это филиал Гугла, из-за этого доверие к сайту сходу было максимальным. Но это только подтверждает мои первые слова.
хороший кейс, спасибо!
Отличная история, спасибо.
Jooble это копирка Indeed.. разница лишь в том, что последний удачно продался...дорого, за ярд. А у этих хоть и есть трафик, но что с ним делать они не знают. И в HR они тоже не спецы. Вот и седят уже 9-ть лет локализации да интеграцию делают. Им бы к CPO себе позвать...
Спасибо, очень круто, прям то что нужно.
удивлен такими показателями...
Есть у меня сайтец с вакансиями на город, на него представители джубла мне писали .предлагали их вакансии размещать у меня, или наоборот мои у них...короче я ничего не понял, в том числе и какой в этом всем смыл для всех участников..