{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Яндекс убьет Bookmate?

В 2022 году владельцы нежно любимой мною электронной библиотеки Bookmate были признаны иноагентами, и “так совпало”, что Яндекс купил сервис (как технологию, а не юрлицо).

Я - абсолютная целевая аудитория всего, что связано с книгами и могу аргументированно обсуждать “бумага” или “цифра”, и чем отличаются книжные магазины друг от друга. В Bookmate у меня около 1500 книг, 31 полка и более 8000 цитат. И конечно, я очень напряглась от новостей про Яндекс и Bookmate.

Как будет происходить переход? Сколько будет стоить подписка? Не сломается ли чего (полки, книги, цитаты)? Ждать ли теперь слива информации о том, какие книги я читаю, по аналогии со сливом данных Яндекс.Еда?

А вдруг я зря волнуюсь, и будет magic - единая экосистема, читаешь книгу - тебе рекомендуют музыку на фон или фильм по книге? И вообще - Яндекс же постоянно пишет статьи и на конференциях рассказывают про важность клиентского пути и пользовательского опыта, знают про всякие работы с возражениями, и как все сделать хорошо, но….

Для ключевой ЦА сделали худший оффер

Как Яндекс анонсировал появление Букмейта? “В Плюсе появился Букмейт!” “Отличные новости!” “Книжная опция!”. Всего 100 рублей в месяц.

Теперь переведем с пиар-языка на пользовательский.

Кому и как предложили Букмейт по факту?

  • Пользователи Яндекс.Плюс, которые не пользовались аудиокнигами - для них это действительно выглядит как дополнительный и НОВЫЙ (прикольный) продукт. “Всего 100 рублей! Круто!”
  • Пользователи Яндекс.Плюс, которые пользовались аудиокнигами - у них ОТОБРАЛИ часть продукта (аудиокниги) и сказали, “ачетакова” - теперь вы можете не только аудиокниги слушать, но еще и читать! Прикиньте! + 100 рублей в месяц. То есть отобрали то, что было, и радостно предложили выкупить это обратно.
  • Пользователи Bookmate (как бы корневая аудитория продукта “Книги”, которые платили за библиотеку) - вы можете получить доступ к библиотеке, только купив ВЕСЬ пакет Яндекс.Плюс. То есть не 100 рублей, не стоимость вашей подписки, а за 400 рублей в месяц. “Ачетакова”, ведь вы получаете не только книги (эти ваши скучные), а еще много классного контента!! Российские сериалы, е..я, гребля, пирожки! И все это за каких-то 400 рублей в месяц! “Мультивселенная развлечений!”

То есть вместо того, чтобы максимально нежно перевести к себе новую аудиторию (пользователи Bookmate, которые не пользователи продуктов Яндекса), чтобы потом их соблазнительно и скидками заманить на тестирование других продуктов, Яндекс “продает” Букмейт своим текущим пользователям. А у пользователей Bookmate - отбирает сервис (берет в заложники) и требует выкуп, насильно (и формально) увеличивая количество пользователей Яндекс.Плюса.

Бесшовный перевод аудитории. Зачем? Ложь и ghosting!

Как выглядела коммуникации пользователям Bookmate о переходе к Яндексу?

Никак.

Не было ни сообщений внутри приложения, ни по почте. Даже поддержка отвечала (да, я человек тревожный, и написала в поддержку), что все будет ок.

(ответ службы поддержки Bookmate от 30.11.22)

Из браузерной версии Bookmate просто выкинуло. И появился вход с Яндекс.ID (которого у меня нет, например).

Поддержка? Поддержка Bookmate больше не отвечает на имейлы, поддержка Букмейт в чате не отвечает более двух суток (почитав комментарии, как все поломалось у других пользователей, я заранее решила уточнить, а ЧТО случится с цитатами. Это все-таки не книжку скачать, это затраченные мною лично сотни человеко-часов).

Букмейт - это вам не Bookmate

Допустим, вам продают то, что вы раньше покупали в 4 раза дешевле, допустим, вам для этого еще надо потрудиться (ID какой-то завести), допустим, вы даже готовы рискнуть тем, что ваши цитаты про посадку огурцов на растущую Луну попадут в публичный доступ, но….

По факту вам продали даже не кота в мешке. А левую переднюю лапу, хвост и усы.

Общее количество книг в Букмейте сократилось в СЕМЬ раз.

“Переехавшие” уже писали в комментах, что лишились половины библиотеки

Пропали комиксы.

А еще - урезали функционал - теперь нельзя, внимание! Скопировать сохраненные цитаты.

Картинка со звуком

Ну то есть читал ты, например, “кирпичик” Канемана или Сапольски в 900 страниц и сохранял важные мысли, друзьям избранное отправлял, например. Или, наоборот, читал 10 “водянистых” книг на одну тему, и сохранял себе цитаты, чтобы сделать единый нормальный конспект.

А теперь - низззя, книга “под стеклом”, любуйся на нее как на картину или фильм. Watch don’t touch. Видимо, кто-то считает, что люди именно так “потребляют” “контент формата “книги” - открывают цитаты и просто любуются на них.

(У MyBook такая же история с цитатами почему-то, что наводит меня на грустные мысли, что придется возвращаться к формату десятилетней давности и искать нужные книги в других источниках, закачивать в Kindle, и в нем уже спокойно работать с цитатами. Kindle вообще все цитаты единым файлом на почту отсылал).

Что игнорирует “ачетакова”-менеджмент Яндекса

Книги - особый “контент”.

Те, кто любит читать и читает много, выбирает книги не по принципу дешево и развлекательно, а по принципу: большой выбор, удобно, возможность работать с текстом (цитаты, конспекты).

Часть таких людей скорее заплатит за нормальную библиотеку, чем будет тратить время на поиск нужных книг в разных местах. И заплатит в зависимости от количества и качества фактически читаемых КНИГ (и удобств), а не в зависимости от других “контент-продуктов” “мультивселенной развлечений” типа “Мажора в Сочи”.

Почему “ачетакова-менеджмент” Яндекса предлагает различные продукты (книги, аудиокниги, музыка, кино) словно это взаимозаменяемые вещи?

Почему “ачетакова-менеджмент” Яндекса считает, что книги - это элемент исключительно развлечения?

Есть читатели, которые не заплатят ни рубля за “Сумерки” и откровения Омара Курбана, а те, кто заплатят тысячи за возможность собрать полки с учебниками и лучшими произведениями для детей, и подписаться на тех, кто обновляет полки с интересными книгами.

Что в итоге? Убьет или как?

В итоге радуется только часть аудитории - которая УЖЕ пользователи Яндекс.Плюса, которым 100 рублей за книги в мешке (не разбираясь) уже кайф, и которые не будут читать много, так как у них много другого развлекательного “контента”.

Ключевую аудиторию продукта “книги” - лишили части библиотеки, полностью игнорирует поддержка, лишили книг, лишили функционала, и еще и продают это в 4 раза дороже. Оффер мечты, не иначе.

В итоге - кто-то докупит Букмейт за 100 рублей, но не будет особо читать (тк они привыкли пользоваться другим контентом), кто-то из пользователей старого Bookmate, кто готов платить за книги - уйдет к конкурентам (с нормальным ассортиментом и функционалом) или к пиратам. Потому что когда читатель ищет, он находит; и пиратский текст визуально не отличается от лицензионного (в отличие от видео-формата).

Количество пользователей будет низким, показатели пользования продуктом - низкими, в Букмейт не будут вкладывать деньги (читай, покупать новые книги), и…

Обсуждение метрик Яндекс.Плюса после добавления Букмейта

…отвечая на вопрос в заголовке статьи - нет, Яндекс не убьет Букмейт. Он уже его убил, расчленил и положил в багажник.

А через некоторое время будет ходить со “следователями” в поисках виноватых, как печально известный Кабанов, убивший собственную жену.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
К М

Яндексу надо добавить в библиотеку сборник стихов Ханапи Эбеккуева, чтобы нивелировать потерю 600 тысяч книг из Букмейта, тогда стоимость подписки 400 руб будет полностью оправдана

Ответить
Развернуть ветку
Любовь
Автор

😀😀😀

или при помощи ИИ проанализировать библиотеки каждого пользователя Bookmate и каждому сделать персонализированное предложение, от которого "нельзя отказаться" :)

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда