Пользователи Spotify пожаловались на появление неизвестных исполнителей в их истории — это не первый такой случай Статьи редакции
Фальшивые треки могут использовать мошенники для заработка на прослушиваниях, поэтому журналисты строят предположения о взломе или «заговоре» со стороны самой компании.
Пользователи музыкального сервиса Spotify (ежемесячная аудитория — 200 млн человек) обнаружили в своих историях прослушивания неизвестных им исполнителей, которых они не слышали.
СМИ предположили, что сервис могли взломать, либо Spotify сама добавила фальшивых артистов — компания уже сталкивалась с обвинениями в подобных махинациях ради снижения выплат правообладателям. В Spotify всё отрицают, но очередное появление фальшивых исполнителей не объясняют.
Что произошло
В конце 2018 года некоторые пользователи Spotify заметили, что в их истории прослушивания появились треки малоизвестных исполнителей, которыми они не интересовались и не искали с сервисе. Среди них были, например, Bergenulo Five, Onxyia, Cappisko, Hundra Ao, Dj Bruej, Doublin Night, Bratte Night и Funkena.
С ситуацией столкнулся в том числе корреспондент BBC Джонатан Гриффин. Он отметил особенности, объединяющие всех исполнителей:
- В их альбомах примерно по 40 треков. Все композиции короткие, продолжительностью одна-две минуты, в них минимум текста или вовсе нет слов.
- Обложка альбома, как правило, представляет собой название, написанное тёмным шрифтом на ярком фоне.
- У групп нет страниц в социальных сетях и реальных фотографий музыкантов.
В итоге некоторым из этих групп удалось набрать десятки тысяч прослушиваний. К примеру, треки Bergenulo Five «прослушали» как минимум 60 тысяч раз. По оценке исследовательской компании MIDiA Research, группа могла заработать на этом $500–600.
Пользователи стали думать, что их могли взломать, поскольку неизвестные группы попали в их списки самых прослушиваемых исполнителей и треков по итогам года.
Одна из версий — взлом через уязвимость в Facebook, другая — использование данных из других утечек
Теорию о взломе поддержали опрошенные BBC эксперты в сфере информационной безопасности. Они предположили, что проблема может быть вызвана утечкой токенов доступа, которые позволяют пользователям соцсетей пройти авторизацию на разных сайтах и сервисах при помощи своего профиля.
Крупная утечка токенов доступа произошла в Facebook в сентябре 2018 года. Она затронула до 50 млн пользователей, неизвестные хакеры могли получить данные 30 млн человек, включая номера телефонов и адреса электронной почты.
«Странные» исполнители появились на Spotify через месяц после утечки и после того, как Spotify разрешила музыкантам загружать свои работы без лейблов и других посредников, отмечает BBC.
Представители Facebook заявили изданию, что соцсеть сбросила все затронутые токены доступа. Об этом в компании говорили ещё в сентябре, после утечки. Представители Facebook подчеркнули, что не обнаружили попыток несанкционированного использования ключей для доступа к Spotify или другим сайтам и приложениям.
Тим Маккей из компании по разработке защитного программного обеспечения Black Duck говорит, что в случаях утечки токенов доступа довольно сложно точно определить, какие из них могли попасть к злоумышленникам. И есть небольшая вероятность, что при обнулении ключей некоторые из них будут пропущены.
BBC отмечает, что кроме утечки есть и другие объяснения ситуации — например, использование логина и пароля от других сервисов, взломанных ранее. 8 января об этом рассказал австралийский эксперт в области информационной безопасности Трой Хант, создатель сервиса Have I Been Pwned — базы всех известных крупных взломов, позволяющей пользователю проверить, не попал ли его email или пароль в один из них.
По словам Ханта, в конце декабря он стал получать от пользователей HIBP много сообщений об утечке в Spotify. После проверки информации специалист пришёл к выводу, что речь идёт о захвате аккаунтов при помощи учётных данных от других сайтов и сервисов, которые подвергались взлому ранее.
Пользователи нередко используют одну и ту же электронную почту и пароль на разных сайтах. Мошенникам это на руку, пишет Хант: получив базу взломанных учётных записей таких сервисов, как LinkedIn или Yahoo, они пытаются использовать их для входа на другие сайты, в том числе на Spotify.
«Атака сама по себе простая, но эффективная из-за распространённой привычки повторно использовать один пароль», — заключает Хант.
Что на это ответили в Spotify
Представители Spotify отрицают, что аккаунты их пользователей были взломаны с помощью токенов доступа Facebook или каким-либо другим способом. При этом они не ответили на вопросы BBC о том, как неизвестные группы попали в истории прослушивания пользователей и получили ли они гонорары за большое количество прослушиваний.
Spotify также отказалась предоставить BBC контакты этих исполнителей. А через несколько дней после запроса издания компания удалила перечисленные группы из сервиса. «Эти исполнители были удалены, потому что мы обнаружили аномальную активность, связанную с их контентом», — объяснил представитель компании.
Ещё одна версия — попытка Spotify сэкономить на выплатах
Другое объяснение появления фальшивых исполнителей у издания о музыкальной индустрии Music Business Worldwide (MBW). Источники MBW в руководстве крупных звукозаписывающих компаний полагают, что к происходящему может быть причастна сама Spotify.
Издание отмечает, что прислушиваясь к позиции звукозаписывающих компаний, важно понимать, что для них невыгодно появление в популярных подборках на Spotify не только фальшивых артистов, но и исполнителей независимых лейблов, набирающих большое количество прослушиваний.
Представитель Spotify не дал прямого ответа на вопрос MBW о возможных манипуляциях списками прослушивания со стороны самой компании. Он лишь повторил позицию, которую ранее предоставил BBC.
Это не первое появление фальшивых исполнителей: они существуют в том числе при поддержке Spotify, писали MBW в 2016 году и Vulture в 2017 году.
Источники изданий утверждали, что компания платила продюсерам и музыкантам за то, чтобы они писали альбомы под вымышленными именами. Spotify «разбавляла» этими треками популярные подборки, чтобы снизить выплаты реальным исполнителям и звукозаписывающим компаниям. В компании это отрицали.
Подумаешь, Яндекс постоянно в свои подборки и рекомендации подсовывает какое абсолютно левое барахло, при чем разным людям в разные плейлисты, которое очевидно добавляется для какой то цели, а не из за плохой работы рекомендательного скрипта.