«Этап к большой устойчивой компании прошли успешно»: основательница StudyFree о долгах перед сотрудниками и увольнениях Статьи редакции
Несмотря на долги по зарплате, инвесторы «в основном поддержали» стартап, утверждает Дарья Крошкина.
- Основательница StudyFree Дарья Крошкина рассказала в интервью бывшей замглавреда Forbes Анастасии Карповой о ситуации c долгами по зарплате сотрудникам и о возможной продаже SkyEng.
- Как утверждали сотрудники, на связь с ними не выходили вплоть до декабря 2022 года. Крошкина же говорит, что с командой связывались два-три раза в неделю и рассказывали, как меняется ситуация, что делает компания и почему. После «оптимизации» и масштабных сокращений все сотрудники были в общих чатах, где присутствовала и Крошкина. Но запрос на «личную коммуникацию» был в декабре, тогда же состоялся и звонок с работниками.
Про потерю выручки и блокировку счетов
- В начале 2022 года StudyFree готовилась к новому раунду, а параллельно закрывала раунд на $1,5 млн — но когда началась «спецоперация», оба они отпали. На тот момент 70% выручки приходилось на Россию. Так как у компании американское юрлицо и российский основатель, StudyFree «попала под все санкции». Выручку из России потеряли, клиенты не могли платить из-за ухода MasterCard и Visa, все счета, платёжные системы и рекламные кабинеты заблокировали.
- В интервью 2021 года Крошкина рассказывала, что хочет фокусироваться на развивающихся странах. Этот расчёт не оправдался: в основном, потому что у компании было «много накопленного legacy» (наследия — vc.ru) в стране. Так как компания работает по подписке, большинство «исторически накопленных» платящих пользователей было из России.
Про увольнения и проблемы с зарплатами
- Спустя пару недель после начала «спецоперации» StudyFree решила провести «максимальную и критическую оптимизацию»: то есть, сократить 120 из 150 сотрудников, чтобы можно было пересобрать команду, а бизнес продолжал «приносить ценность».
- Из-за потери выручки и инвестиций сотрудникам не могли выплатить зарплаты, а все расходы компании пришлось сократить в пять раз. До увольнений убрали все дополнительные расходы, в том числе на рекламу, сократили зарплату топ-менеджменту в два раза и на 30% у команды разработки. Сама Крошкина «не видела зарплату весь год».
- Из 120 уволенных Крошкина лично общалась с половиной. План по «оптимизации» создали за 12 часов, после этого обратились к сотрудникам. От них было много претензий по сокращению одним днём, но Крошкина объяснила это «заботой»: так компания хотела, чтобы сотрудники «быстрее нашли новую работу».
- После компания «смогла привлечь бридж» (краткосрочный кредит для покрытия расходов — vc.ru) от текущих инвесторов. Но зарплату сотрудникам перечисляли нерегулярно, потому что деньги «зависали» из-за санкционных проверок.
Про сделку со Skyeng, отношение инвесторов и планы на будущее
- Про возможную сделку со SkyEng Крошкина не рассказала, но заявила, что надеется поделиться «хорошими новостями» в ближайшее время. Также она уточнила, что международный бизнес компании продолжит развиваться под другим брендом и в новом формате.
- Инвесторы отнеслись к проблемам в стартапе по-разному, но большинство её поддержало — в основном те, кто в России не живёт. Крошкина объяснила это «разницей менталитетов и культуры отношения к ошибкам». «Что для одного ошибка, для другого бесценный опыт, который делает основателя намного более ценным», — заявила она.
- По словам Крошкиной, у компании планируется новый раунд, есть заинтересованные инвесторы, но подробности она не уточнила.
«Этот этап мы прошли успешно»
- Ситуация могла быть другой — например, компания могла не бросать российский рынок, создать другое юрлицо и получать выручку там. Но это — в случае, если компания хотела выжить финансово. Крошкина посчитала, что тогда бы StudyFree не смогла «вырасти когда-нибудь в миллиардную компанию».
- Крошкина пояснила, что один из главных уроков, который она вынесла для себя — что надо лучше и оперативней коммуницировать со всеми участниками процесса. Но она не представляет, как это физически возможно, когда нужно «и бизнес вывозить, и решения принимать, и в курсе всех держать». Она придерживалась стратегии «не мешайте, дайте решить проблему, потом все расскажу», а люди в итоге додумывали всё сами.
23K
показов
10K
открытий
Хоспаде. Столько шума.
Сумма "долга" по ЗП настолько смешная, что можно взять потреб кредит, все закрыть и спать спокойно.
Это не штат из десятков разрабов и это не долги за несколько лет
Но нет, у нас другой путь - виноваты санкции, обстоятельства, Незнайка на Луне, Милон Аск, конструктор малого театра...
Без этих обстоятельств. Абстрагируясь. Зачем имея весь штат в России открывать юр лицо в Штатах ? При 70% выручки из России - зачем ?
Они работали с инвестициями и планировали международку. Плюс все контрагенты зарубежные.
О, спасибо за разъяснения
А то я уж грешным делом подумал чтобы были законные основания для основательницы находится в штатах и иметь возможность не выплачивать долги (если у сотрудников есть претензии - добро пожаловать в судебную систему США. Как оцениваете шансы, условного, русского Ивана на выигрыш и сколько он потратит на адвоката при условии что компания с пустыми счетами с большой вероятностью ?)
А что, кстати, за контрагенты такие ? При условии что это не купи-продай и большая часть работы выполнялась сотрудниками (менеджерами) вручную ? Как там приложение поживает, на которое как раз вливали инвестиции ? Какой штат разработчиков-тестировщиков, какой функционал ?
PS Я по секрету скажу о схеме, тока тсс.. Можно собрать деньги на одно ЮЛ, а для операционной деятельности (см. выплату ЗП) использовать другое. Тока никому не рассказывайте.
Как сотруднику компании, которая не платит ЗП, для вас важны причины почему это случилось - потому что кто-то купил сумочку, заблокировали счета или украли сид-фразу ? Кажется этим не оплатить детский сад, не расплатиться в магазине и не ответишь банкам, которые требуют платеж по ипотеке.
Из вашего ответа видно, что вы не пытались запустить бизнес на Россию, Казахстан и Белоруссию. Из России это невозможно. Куча гемора. В США берете Stripe и в этот же день принимаете первый платеж. Без всяких фин мониторингов и гемороя
Потому что технологически проще работать в США. Вы можете принимать деньги в 170 валютах мира. Технически в России организовать подписку сложно - так умеет делать только Cloudpayments. Для этого вам придется делать биллинг, который работает одновременно с процессингом США и Cloudpayments. - а это доп нагрузка на команду. Пока не было геморроя с СВО - это был простой и понятный способ вести бизнес. Если бы в России начали принимать деньги в 170 валютах, то не нужно было бы юр лицо в США, т.к. налоги в РФ ниже, но риски риски :)