{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Русскоязычный фудтех: итоги 2022 и прогнозы на 2023

Игорь Демишев, сооснователь UK-based стартапа Jiffy и автор Telegram-канала «Игорь про продукт и бизнес», собрал краткое саммари из колонки Forbes про результаты фудтеха в 2022 году и прогноз на 2023.

В начале года я подготовил колонку для Forbes где довольно подробно прошелся по основным событиям прошлого года для русскоязычного фудтеха — как именно в России, так и за рубежом с русскоязычными основателями. На основании этого сформировал 5 основных выводов-прогнозов на 2023 год, которые помогут вам ориентироваться в ситуации.

По итогам 2022 года аналитики Infoline прогнозируют рост рынка онлайн-заказов продуктов питания и товаров первой необходимости с доставкой на 20% ниже своих прошлых ожиданий: рынок покажет объем 600–620 млрд рублей вместо 800 млрд рублей. Аналогично снизили свои прогнозы агентство Data Insight, а так же Ассоциация компаний интернет-торговли.

Эксперты связывают это, во-первых, с уходом части рекламных площадок с территории России, что ограничило возможности в маркетинге фудтех-активов «Сбера» и «Яндекса». А во-вторых, с фокусом на экономическую эффективность: компании начали тратить меньше денег и их рост замедлился. Кроме того, средний чек компаний в сфере доставки еды и продуктов упал вслед за покупательской способностью. Плюс, из-за оттока аудитории в другие страны упал и спрос.

Важные события российского фудтеха за 2022 год.

Март — VK и «Сбер» начали искать покупателя для сервиса доставки еды «Кухня на районе».

Но в декабре Антон Лозин, ген дир. Кухни на районе, на интервью дал понять, что компания осталась в портфеле «О2О Холдинга» (совместного предприятия VK и «Сбера»). Также рассказал, что сервис в сентябре достиг выручки в 300 млн рублей, сократив убытки в два раза.

Март — X5 Group объявила о закрытии сервиса доставки «Около».

В случае с Х5 Group, вероятно, компания в условиях экономического кризиса решила направить огромные бюджеты на раскрутку нового бренда, привлечение аудитории в основной бизнес.

Апрель — «Самокат» остановил свою деятельность в 15 городах России в целях оптимизации.

Самокат так же предпринимает другие действия для оптимизации: собственная торговая марка «Самоката», формат «супермаркета» с большим количеством товарных позиций и более долгой доставкой.

Июль — «Яндекс.Лавка» в России впервые получила прибыль до процентов, налогов, износа и амортизации (скорректированная EBITDA).

При этом количество дарксторов снизилось — в марте - 431 даркстор «Лавки» в России, а на конец июня - всего 429.

Июль - Ozon отказался от 15-минутной доставки, увеличив ее время до часа и более.

Еще один хороший пример оптимизации юнит-экономики on-demand доставки.

Август — Самой шумной новостью года, безусловно, можно считать передел активов между «Яндексом» и «О2О Холдингом» (совместным предприятием VK и «Сбера»).

По итогам сделки, Delivery Club отошел к «Яндексу», в то время как VK получил платформы «Дзен» и «Яндекс.Новости».

Доли рынка до сделки: Delivery Club — 42%, «Яндекс.Еда» — 35%, по данным Tinkoff Data. По итогам сделки Яндекс занял больше 75% рынка объемом 650 млрд рублей.

Это позволит Яндексу оптимизировать свои бюджеты в условиях отсутствия больших конкурентов. Но это имеет и негативный долгосрочный эффект — увеличение зависимости от одного канала продаж будет вынуждать рестораны развивать альтернативные.

Сентябрь — «Сбер» анонсировал запуск доставки готовых блюд из кафе и ресторанов на своей платформе «Сбермаркет».

Компания сможет предоставлять больший сервис уже существующей клиентской базе, а также потенциально использовать «партнерских» курьеров «Самоката». Это должно позволить «Сберу» достаточно эффективно конкурировать с «Яндексом» в направлении доставки еды.

Закрывшиеся стартапы с российскими корнями зарубежом

  1. Buyk (США)
  2. Fridge No More (США)
  3. Tiggy (Канада)

Справедливости ради, проблемы с этой моделью были не только у русскоязычных проектов. Так, Gorillas, привлекший $1,3 млрд за 3 года, недавно вынужденно продался Getir практически бесплатно.

А вот что происходило с сервисами быстрой доставки в 2022 по всему миру

Выжившие фудтех стартапы

Но не все так плохо — ряд фудтех-компаний за рубежом продолжают работу. Так, например, мы в Jiffy изначально привлекли $35 млн для развития быстрой доставки в Лондоне. Но когда увидели предпосылки для экономического кризиса, мы подготовили план смены бизнес модели на продажу ПО для ритейлеров. Как только стало очевидно, что это единственный путь выживания для бизнеса, мы перезапустились.

Аналогично поступило международное отделение «Яндекс Лавки» — Yango Deli. Август- международное отделение «Яндекс Лавки» — Yango Deli объявили о закрытии своих подразделений в Париже и Лондоне. И сфокусировались на продаже своего решения другим ретейлерам.

Продолжили развитие без ухода от основной модели и другие стартапы с российскими корнями — Food Rocket (США) и YallaMarket (ОАЭ). Первых, скорее всего, спасло стратегическое партнерство с Circle K, американо-канадской ретейл-сетью. Вторые же, помимо того, что оперируют в более дружественной для русских стране, ищут способы улучшить экономику сервиса. Об этом говорит запуск в декабре 2022-го платформы YallaHub. Она предназначена для вывода товаров на рынок ОАЭ.

Мои прогноы на 2023 год в фудтех индустрии

Возможно прогноз в стиле Капитана Очевидность, но

  1. Инвесторы наигрались в гонку капитализаций компаний и фокусируются на проектах с более коротким периодом выхода на самоокупаемость.
  2. Одна из ниш, которая ожидаемо будет расти в условиях экономического спада — софт для корпораций. По сути, это решения, которые позволяют компаниям получить новые каналы продаж в фудтехе или сэкономить за счет автоматизации операционки. В России эту тенденцию дополнительно усилит тренд на импортозамещение. По итогам года мы получаем картину, в которой, с одной стороны, рестораторы хотят развивать собственные платформы. А с другой, с рынка ушли некоторые зарубежные компании, которые могли бы в этом помочь, например, SAP и Poster. Это открывает простор для новых отечественных разработок или роста долей уже присутствующих на рынке.
  3. Стоит ожидать и роста количества предпринимателей, пробующих выйти или полностью перейти на зарубежные рынки, особенно лояльные по отношению к выходцам из России. О тренде «утечки мозгов» косвенно свидетельствует исследование Высшей школы экономики — из России уехали 38 основателей стартапов-«единорогов» (с оценкой в $1 млрд и выше). Это наивысший показатель из 49 проанализированных стран.
  4. В итоге рынку фудтеха стоит быть готовым к работе в условиях недостатка «дешевых денег», фокусируясь на выходе в прибыль как минимум на горизонте года-двух. При этом, выход на зарубежные рынки все еще остается интересной опцией. Но нужно быть готовым к дополнительным сложностям из-за усложнившихся KYC-процедур при открытии компаний и счетов в банках, особенно, в недружественных государствах
  5. Все это говорит о том, зарубежный рынок не закрылся для русских предпринимателей, но сложностей добавилось. Поэтому компаниям следует либо быть готовым к дополнительным мерам по комплаенс-процедурам, либо идти в более дружественные регионы, такие как ОАЭ.

За пределами материалов статьи остались долгосрочные тренды, за которыми стоит следить уже в 2023 году. Их я периодически разбираю в своём телеграм канале “Игорь про продукт и бизнес”. Один из самых горячих по моему мнению — роботизация доставки, его разбирал в отдельном посте.

0
4 комментария
Evgeny Rodin

Интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Надеюсь после этого полегчало =)

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Rodin

Веры в Самокат почему то нет совсем.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда