{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Геймификация в фитнесе: как помочь клиентам полюбить тренировки

Чем чаще человек тренируется, тем больше шансов, что фитнес со временем станет необходимой и любимой частью его жизни. И это выгодно клубу: постоянные клиенты приносят больше прибыли. Как стимулировать людей регулярно посещать тренировки?

Из каждого утюга рассказывают, как важно заниматься спортом: и болеть будете меньше, и выглядеть лучше, и счастья прибавится за счет выделения определенных гормонов. Это действительно так — доказано тысячами исследований. Но вписать посещение зала в свою жизнь оказывается нелегкой задачей для многих — даже купив абонемент, человек находит массу причин пропускать занятия. Однако если все же дойти до зала и отработать тренировку — получишь невероятное удовлетворение и радость. Вспомните, наверняка, и вы испытывали это чувство.

Тренировка? Не сегодня!

Мы в «ФитБейс» провели исследование — проанализировали поведение больше 2 млн посетителей фитнес-клубов и выяснили, что чем чаще они посещали клуб и чем больше тратили на его услуги, тем с большей вероятностью продлевали абонемент. Отсюда сделали два вывода. Первый — благодаря регулярным посещениям спорт со временем становится частью жизни человека и гармонично вписывается в его график. Второй — активные клиенты наиболее выгодны фитнес-клубу за счет роста процента продлений и дополнительных трат.

Поэтому мы предлагаем фитнес-клубам задуматься о том, как помочь клиентам полюбить спорт.

Составляем умную программу лояльности

Крупные компании давно используют элементы игры при взаимоотношениях с клиентами. Бонусы, баллы, рейтинги, система скидок и наград — действенные способы увеличить повторные продажи и стимулировать дополнительные покупки. Программы лояльности, основанные на геймификации, хорошо работают и в спортивной индустрии.

Программы лояльности можно разделить на несколько видов:

  • Дисконтные — клиент получает скидку при выполнении определенных критериев.
  • Бонусные — за каждую покупку начисляются бонусы, которые можно потратить на продукты компании или получить брендированный подарок.
  • Многоярусные — чем больше клиент тратит в текущем периоде, тем выше скидка в следующем.
  • Системы подписки — когда доступ к привилегиям и скидкам открывается для платных участников.
  • Кешбэк — предполагает возврат части расходов.
  • Партнерские — в них участвуют несколько организаций, как правило, из разных сфер, которые предлагают своим клиентам скидки и подарки от партнеров.

В фитнес-клубе можно реализовать любой из перечисленных видов программ лояльности и их сочетания. Главное — сделать это обоснованно. Разберемся, как настроить программу лояльности для каждого конкретного заведения.

Во-первых, определимся с целями. Как показало наше исследование, фитнес-клубам важно стимулировать два целевых действия — регулярные посещения и дополнительные траты (на персональные тренировки, бар, аренду залов и т.д.). В этом случае больше шансов, что клиент станет постоянным. Например, если человек каждый месяц тратит на дополнительные услуги более 25% среднемесячной стоимости абонемента, то вероятность продления превышает 90%.

Во-вторых, сегментируем клиентов. Лучше — по уровню их лояльности клубу: от постоянных и активных посетителей до тех, кто купил абонемент и не ходит на занятия. Для разных групп эффективны свои поощрения.

Так, любые материальные бонусы (скидки, заморозка абонемента) — это расходы для компании. Важно распоряжаться ими эффективно. Например, как показало наше исследование, лояльные клиенты склонны продлевать абонемент с высокой степенью вероятности даже без дополнительных скидок. Зато они очень ценят нематериальные, но эксклюзивные бонусы — приглашение на закрытое мероприятие, знаки отличия, участие в медиа-активностях клуба.

Размещение на билбордах, участие в радиопрограмме, фирменные браслеты и подписанные шкафчики — так поощряли в X-Fit Мурманск самых лояльных клиентов, когда там работала Анастасия Гулянина — сейчас директор по развитию FitBase.

Большая скидка или длительная заморозка абонемента может стать решающим фактором покупки для клиентов из менее лояльных групп — тех, у кого низкая вероятность продления абонемента. Значит, они не смогли получить ключевую ценность от продукта, и их могут мотивировать только радикальные меры. Насколько целесообразно клубу удерживать таких клиентов — остается на усмотрение управляющего и маркетологов.

На основе этих двух критериев — целевых действий и сегментировании клиентов — запускается программа лояльности. Она зависит от возможностей клуба. Важно на старте четко просчитать свои ресурсы и не уйти в минус от избыточной щедрости.

Автоматизируем геймификацию

Конечно, запуск такой программы лояльности — это сложный процесс, требующий существенных ресурсов от отдела маркетинга. Сформировать ее вручную, используя лишь таблички в Excel или обычную CRM, непросто. И самый трудоемкий и ответственный этап — правильная сегментация клиентов. Именно поэтому мы разработали систему анализа поведения клиентов на основе искусственного интеллекта. Алгоритм делит всех посетителей клуба на пять групп в зависимости от того, насколько часто они посещают тренировки и сколько тратят на дополнительные услуги. При этом он сравнивает показатели каждого клиента не с данными по рынку в целом, а средними показателями конкретного клуба.

Умная сегментации лежит в основе модуля программы лояльности, который мы недавно запустили в системе «ФитБейс». Программа поощряет клиентов зарабатывать баллы за целевые действия — тренировки и покупки. Количество набранных баллов определяет место клиента в общем рейтинге, который отображается в мобильном приложении клуба (при его согласии). Это привносит соревновательный момент.

На основе полученной в ходе анализа информации система формирует лидерборд. Выглядит он так.

В бриллиантовую лигу попадают наиболее лояльные клиенты, которые чаще других посещают тренировки и тратят на услуги больше, чем в среднем по клубу. Это амбассадоры бренда. В каждой следующей группе — те, кто ходит реже и тратит меньше. В последней (топазовой) группе — редкие гости зала, которые не склонны пользоваться его платными возможностями, или новые клиенты клуба. Самообучаемая модель ежемесячно пересматривает количество баллов, которые начисляются за каждое целевое действие, в зависимости от поведения клиентов и средних показателей за прошлый период.

Таким образом, управляющие клубов получают сегментацию клиентов исходя из вероятности продления ими абонемента и могут судить о положении дел в бизнесе. Процент продления — основной бизнес-показатель для фитнес-клуба. Он показывает удовлетворенность клиентов услугами, а также является основным фактором, определяющим затраты на привлечение новых клиентов. Если процент продления высокий (50% и выше), это значит, что продукт хороший и не нужно тратить большой бюджет на маркетинг. Если показатель низкий, нужно работать с качеством продукта и позиционированием на рынке.

Кроме этого, такая сегментация позволяет управляющим и маркетологам более точно выбирать способы поощрения клиентов. Например, за попадание в каждую лигу могут полагаться определенные бонусы — пока на усмотрение каждого клуба. В дальнейшем алгоритм сможет рекомендовать конкретные поощрения, способные повлиять на лояльность клиентов из каждого сегмента. Мы уже работаем над этим функционалом. А система лояльности запущена в режиме бета-тестирования, ею могут воспользоваться действующие и новые пользователи экосистемы «ФитБейс».

Делитесь в комментариях, что вам мешает регулярно заниматься спортом? Или — что лучше всего стимулирует вас ходить в зал? И довольны ли вы программой лояльности своего клуба?

И как же без котиков?:)
0
20 комментариев
Написать комментарий...
Svetlana Romanovich

Пока не нашелся тот маркетолог, который бы придумал, как заставить меня постоянно ходить в зал. Но я очень этого жду:)

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

В жизни человека есть только один маркетолог - это природа и сама жизнь.
Они, конечно, действуют мягко и неспеша, но когда до человека дойдет, что дальше так жить нельзя - человек побежит. Хоть на пробежку, хоть в спортзал.

Все остальное - от лукавого

Ответить
Развернуть ветку
Murfan

и не найдется)единственный человек, который может вас заставить это вы

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Berg

Тренировка? Не сегодня!
Это просто я ,каждый раз когда надо идти на тренировку

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Я - котик с первой картинки

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Romanovich

А вообще, мне кажется, что люди делятся на тех, у кого выделяется много серотонина после тренировки - и это лояльные клиенты. И на тех, у кого мало - и вот их интерес надо постоянно поддерживать

Ответить
Развернуть ветку
Мэри Поппинс

ахахаха)) да, это не лень, это гормоны

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Romanovich

Конечно, нужно же как то объяснять себе проваленные попытки привыкнуть к спортзалу. В бассейн в расслабленном режиме я, кстати, вполне на постоянной основе хожу. Но это вряд ли тренировкой можно назвать, скорее отдых

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Семина

А я вот согласна без сарказма :) всего лишь надо найти тип тренировок по душе

Ответить
Развернуть ветку
Мэри Поппинс

Именной шкафчик - вот крутая мотивация:))) У меня есть любимый, но он любимый не у меня одной

Ответить
Развернуть ветку
Alena Kosenko

Я даже когда иду в обычный продуктовый магазин выбираю тот, где мне начислят какие-нибудь баллы. Система работает 😂

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

НУ если у вас рядом на том же расстоянии, что и продуктовые магазины СТОЛЬКО же фитнес-клубов с примерно одинаковой ЦЕНОЙ абонемента и вы готовы покупать каждый раз абонемент в другой клуб, где дают больше балов - тогда ваша аналогия уместна.
Но вероятность такого слишком мала.

Ответить
Развернуть ветку
Alena Kosenko

Фитнс-центров, конечно, не столько сколько продуктовых, но вот различных фитнес-студий много, можно и выбрать 😉

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Вы прочитайте мой комментарий весь.
В магазин вход для вас бесплатный. В фитнес клуб вы платите за вход.
Если вы готовы платить за вход каждый раз, когда другой клуб ввел новый уровень геймификации, то вы большой молодец.

Я бы не стал менять свои деньги на смену фитнес-клуба по такой причине.

Ответить
Развернуть ветку
Работка 77

Классная идея!

Ответить
Развернуть ветку
Василий Суворов
Автор

Спасиб, мы старались :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Красавин

Вот какие тренировки я полюблю )

Ответить
Развернуть ветку
Святослав М.

такая тоже норм

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Они пьют камбучу. Если вы любите камбучу, то и фитнес с камбучей вам не нужен - у вас уже достаточный уровень безумности )))

Ответить
Развернуть ветку
Карина Мята

когда есть цель подготовиться к чему-либо или хорошая компания, то из зала не вытащишь. как только на горизонте нет ни одного ни другого, то обратно не загонишь.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда