{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Поиск, который заболел

Я часто и много критикую Яндекс. Наверное я его очень не люблю? Отнюдь. Я, как и многие тут, поддерживаю нашего IT гиганта. Я очень хорошо понимаю, что такие игроки необходимы на уровне государства, что своих технологических гигантов надо поддерживать. Но помощь бывает разной.

И прежде всего надо признать один простой факт. Яндекс очень плохо делает сторонние сервисы. Схема, подразумевающая то, что он подсматривает чужую вертикаль, где не является экспертом, а потом клонирует сервис, ни к чему хорошему не приводит. Взять хотя бы историю с Профи или развивающейся сейчас перед нами картиной по недвижимости или тем вопиющим монументом жадности, что происходит в сегменте туризма.

Сейчас важно объективно взглянуть на эти предпосылки. Пока поиск распыляется на непрофильные, уж простите, мелкие для него направления — он проигрывает технологическую гонку. Наши генеративные сети сейчас в зачаточном состоянии, если сравнивать с западными аналогами. Мы в очередной раз не успели. Почему же? Просто потому что наш поиск заболел. Заболел жадностью и наша задача ему помочь исцелиться.

В чем же проблема? Яндекс глобально расслабился, он больше не пытается делать прорывные решения, он пытается зарабатывать неконкурентными мерами. Я писал об этом в разрезе Яндекс Маркета, Афиши, Доставки.

Куда не плюнь, везде одна картина — приоритетное ранжирование своих сервисов. И очень круто, что на VC не молчат об этом, так, в диалоге о приоритетном ранжировании курсов от Яндекса, мне показали пример, который убедит даже явных фанатов Яндекса, которые, как и я, еще помнят ту прекрасную компанию, за которую мы болели всей страной, но которой уже и не осталось, видимо.

Встречайте, «Новости о спорте».

Ранжирование с "Яндекс Спорт" в топе
Ранжирование гугла

Кратко — все ясно, Яндекс продвигает ассоциированный с собой сервис в поисковике, наплевав на качество для пользователя, которое он когда-то выставлял как самый главный параметр при ранжировании. Даже не смотря на то, что сервис уже и не совсем их. Так вот и бывает, забыли почистить.

Это — быстрые деньги, обмен доверия своего пользователя на прибыль. Очень вредная и неприятная практика. И весь поисковик становится таким — у контекстной рекламы уже активно тестируется подпись «реклама» абсолютно мимикрирующая под сниппет, как увидите — будете плеваться.

Колдунщики, которые выдаются за «быструю покупку из поиска» также являются полностью коммерческими (присутствующие в них игроки платят деньги) и находятся в выдаче без подписи «реклама», нарушая тем самым одноименный закон. Яндекс чувствует свою безнаказанность.

Но все это не только большие деньги и деградация ИТ гиганта. Деньги — это просто деньги. У нас проблема куда больше, в этой вакханалии мы теряем потенциал сильных кадров. Разработчики в Яндексе больше не вынуждены конкурировать, они просто делают сервис как-то, оно и так заработает. Потому, конечно, деградация кадров очевидна. Подобные тепличные условия делают нас абсолютно неспособными к конкуренции.

И да, сильные кадры это понимают и не будут заниматься отжатием очередного мелкобизнеса. Это мелко и мелочно. Сильные ребята соберут свои вещи и поедут делать действительно прорывные вещи в зарубежные компании, которые держат эти направления в фокусе и лидируют в них, а не занимаются «неспешным» RnD в стабильности и довольстве. А почему в свои не пойдут? Да просто в своих делай - не делай, придется Яндекс и отожмет. Так и выходит.

То, что мы никак пока не ограничиваем очевидного монополиста — Яндекса, приводит к гигантским проблемам для отрасли, да и для самого Яндекса в целом.

Да, мы продолжаем любить когда-то качественный поиск по инерции, но любить — это развивать и помогать, а не толкать в пропость жадности своим немым согласием с творящемся мракобесием.

Эту тему нужно популяризировать, может быть тогда мы снова когда-то сможем гордиться отечественным поиском.

Друзья, если вы понимаете, что свободная конкуренция - это важно и правильно, не будьте безучастными. Поставьте лайк к этой публикации, так наше мнение увидят больше людей.

И пишите свои комментарии, не молчите. VC - прекрасная площадка, чтобы что-то попробовать изменить к лучшему.

0
205 комментариев
Написать комментарий...
Turin

Полностью поддерживаю автора, но без упоминания такси этот список не может быть полным

Ответить
Развернуть ветку
Domorost
Автор

Такси - это большая проблема. Я как пользователь опасаюсь пользоваться им, качество страдает.
Тем не менее, тут не столь явная проблема как с поиском. Ведь поиск - продукт не в собственности яндекса, а является совокупным достижением вебмастеров и поискового алгоритма. Одного без другого не бывает. И когда один из партнеров начинает вести себя неконструктивно и "тянуть одеяло" на себя - выходит все очень плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Turin

Такси = совокупный продукт таксистов (парков), клиентов и платформы. Ровно то же самое.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Прокопенко
Я как пользователь опасаюсь пользоваться им, качество страдает.

Вы не помните как страдало качество, когда надо было уехать из Внуково лет 15 назад?

Ради интереса, какая у вас была выборка по поездкам и сколько раз «страдало качество»?

Ответить
Развернуть ветку
Давно Зареган

Вы не помните как страдало качество когда нужно было уехать из Шереметьево лет 40 назад?

Прогресс не стоит на месте, и медианное значение развития — это как увеличение ВВП — вы можете расти относительно себя со скоростью 1% в год и беспросветно отстать относительно всего мира.

Ответить
Развернуть ветку
202 комментария
Раскрывать всегда