Поиск, который заболел

Я часто и много критикую Яндекс. Наверное я его очень не люблю? Отнюдь. Я, как и многие тут, поддерживаю нашего IT гиганта. Я очень хорошо понимаю, что такие игроки необходимы на уровне государства, что своих технологических гигантов надо поддерживать. Но помощь бывает разной.

И прежде всего надо признать один простой факт. Яндекс очень плохо делает сторонние сервисы. Схема, подразумевающая то, что он подсматривает чужую вертикаль, где не является экспертом, а потом клонирует сервис, ни к чему хорошему не приводит. Взять хотя бы историю с Профи или развивающейся сейчас перед нами картиной по недвижимости или тем вопиющим монументом жадности, что происходит в сегменте туризма.

Поиск, который заболел

Сейчас важно объективно взглянуть на эти предпосылки. Пока поиск распыляется на непрофильные, уж простите, мелкие для него направления — он проигрывает технологическую гонку. Наши генеративные сети сейчас в зачаточном состоянии, если сравнивать с западными аналогами. Мы в очередной раз не успели. Почему же? Просто потому что наш поиск заболел. Заболел жадностью и наша задача ему помочь исцелиться.

В чем же проблема? Яндекс глобально расслабился, он больше не пытается делать прорывные решения, он пытается зарабатывать неконкурентными мерами. Я писал об этом в разрезе Яндекс Маркета, Афиши, Доставки.

Куда не плюнь, везде одна картина — приоритетное ранжирование своих сервисов. И очень круто, что на VC не молчат об этом, так, в диалоге о приоритетном ранжировании курсов от Яндекса, мне показали пример, который убедит даже явных фанатов Яндекса, которые, как и я, еще помнят ту прекрасную компанию, за которую мы болели всей страной, но которой уже и не осталось, видимо.

Встречайте, «Новости о спорте».

Ранжирование с "Яндекс Спорт" в топе
Ранжирование с "Яндекс Спорт" в топе
Ранжирование гугла
Ранжирование гугла

Кратко — все ясно, Яндекс продвигает ассоциированный с собой сервис в поисковике, наплевав на качество для пользователя, которое он когда-то выставлял как самый главный параметр при ранжировании. Даже не смотря на то, что сервис уже и не совсем их. Так вот и бывает, забыли почистить.

Это — быстрые деньги, обмен доверия своего пользователя на прибыль. Очень вредная и неприятная практика. И весь поисковик становится таким — у контекстной рекламы уже активно тестируется подпись «реклама» абсолютно мимикрирующая под сниппет, как увидите — будете плеваться.

Колдунщики, которые выдаются за «быструю покупку из поиска» также являются полностью коммерческими (присутствующие в них игроки платят деньги) и находятся в выдаче без подписи «реклама», нарушая тем самым одноименный закон. Яндекс чувствует свою безнаказанность.

Поиск, который заболел

Но все это не только большие деньги и деградация ИТ гиганта. Деньги — это просто деньги. У нас проблема куда больше, в этой вакханалии мы теряем потенциал сильных кадров. Разработчики в Яндексе больше не вынуждены конкурировать, они просто делают сервис как-то, оно и так заработает. Потому, конечно, деградация кадров очевидна. Подобные тепличные условия делают нас абсолютно неспособными к конкуренции.

И да, сильные кадры это понимают и не будут заниматься отжатием очередного мелкобизнеса. Это мелко и мелочно. Сильные ребята соберут свои вещи и поедут делать действительно прорывные вещи в зарубежные компании, которые держат эти направления в фокусе и лидируют в них, а не занимаются «неспешным» RnD в стабильности и довольстве. А почему в свои не пойдут? Да просто в своих делай - не делай, придется Яндекс и отожмет. Так и выходит.

То, что мы никак пока не ограничиваем очевидного монополиста — Яндекса, приводит к гигантским проблемам для отрасли, да и для самого Яндекса в целом.

Да, мы продолжаем любить когда-то качественный поиск по инерции, но любить — это развивать и помогать, а не толкать в пропость жадности своим немым согласием с творящемся мракобесием.

Эту тему нужно популяризировать, может быть тогда мы снова когда-то сможем гордиться отечественным поиском.

Друзья, если вы понимаете, что свободная конкуренция - это важно и правильно, не будьте безучастными. Поставьте лайк к этой публикации, так наше мнение увидят больше людей.

И пишите свои комментарии, не молчите. VC - прекрасная площадка, чтобы что-то попробовать изменить к лучшему.

119
205 комментариев

Щас топ-менеджеры Яндекса начитаются статей на виси, соберутся в переговорке и начнут: "А ведь критики правы. Значит так, давайте хотя бы органику будем ранжировать по-честному. Ну и соответственно будем получать меньше деняк".

А потом такие:

62
Ответить

16 аркан в матрице судьбы отчётливо мне говорит — денег много не бывает

1
Ответить

Это прекрасно)

Ответить

Ну фантазировать можно, но так не будет, что-то мне подсказывает.

Ответить

Даже читать не будут. У них принято насылать ботов с Яндекс.толоки

Ответить

Статья, мягко говоря, бесхребетная. Ни фактуры, ни анализа годовых отчётов, субъективщина.

Автор, вы хоть понимаете какие капитальные расходы у компании? Вы продукты в магазине тоже бесплатно берете? Может вы бесплатно даете свой авто покататься окружающим Может я могу бесплатно вас использовать в своих целях?

И вы явно не понимаете как такими бизнесами управляют. Немного приоткрою занавес. У них 2 портфеля проектов: одни исследовательские, другие рабочие коровки. Коровки дают молочко, исследовательские на перспективу. Молочко пьют сотрудники, чтобы вы и сторонний бизнес пользовались продуктами и услугами которые сделаны на энергии и мозгах этих людей. Продукты есть и платные и бесплатные в традиционном понимании. Вот вы призываете к конкуренции. Вспомним, что конкуренция — часть капиталистического мира. А сейчас на рынке идет движение в сторону олигополии, так это явно проблема блока политики и регулирования. Для компании это временное преимущество. И сама компания, как коммерческая структура, имеет цель зарабатывать. Не поверите — это нормально, тем более в той системе координат в которой вы призывы делаете.

А теперь представьте, что завтра у компании не будет денег оплачивать сервера. Окажется, что музыку бесплатно не послушать, ничего не найти, потеряется куча файлов и много чего. А поскольку компания не только должна внутри страны развиваться, а еще и уметь конкурировать на внешнем рынке, то простите … откуда ей брать молочко?

Ну и наконец. Вы еще не поняли, что венчур сдох в России? Все перестроились и пытаются на дивидендную модель. Вы ноете, что мол они гоняться за быстрыми деньгами … А они иначе могут? И я вам скажу, если они этого(лить трафик на свои внутренние продуты) сейчас не сделают, завтра никакого Яндекса не будет. Особенно способного внешне конкурировать. Спрос определяет предложения.

И хватит пытаться обсуждать серьезные темы, выторговывая лайки. Это выглядит какой-то цыганщиной.

22
Ответить

Пользователю сервиса не интересно про годовые отчёты, фактуры и управление бизнесом. И даже на прибыль сервиса. Пользователю бывает нужен честный поиск, например. Или доехать куда-то, если речь о такси. Пользователю не надо, чтобы ему вернули деньги за неприехавшее такси и извинились. Ему надо доехать вовремя с первого раза, не закладывая троекратное время на поездку на случай, если такси не приедет или полчаса будет показывать, что такси приедет через 5 минут.

33
Ответить