{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Поиск, который заболел

Я часто и много критикую Яндекс. Наверное я его очень не люблю? Отнюдь. Я, как и многие тут, поддерживаю нашего IT гиганта. Я очень хорошо понимаю, что такие игроки необходимы на уровне государства, что своих технологических гигантов надо поддерживать. Но помощь бывает разной.

И прежде всего надо признать один простой факт. Яндекс очень плохо делает сторонние сервисы. Схема, подразумевающая то, что он подсматривает чужую вертикаль, где не является экспертом, а потом клонирует сервис, ни к чему хорошему не приводит. Взять хотя бы историю с Профи или развивающейся сейчас перед нами картиной по недвижимости или тем вопиющим монументом жадности, что происходит в сегменте туризма.

Сейчас важно объективно взглянуть на эти предпосылки. Пока поиск распыляется на непрофильные, уж простите, мелкие для него направления — он проигрывает технологическую гонку. Наши генеративные сети сейчас в зачаточном состоянии, если сравнивать с западными аналогами. Мы в очередной раз не успели. Почему же? Просто потому что наш поиск заболел. Заболел жадностью и наша задача ему помочь исцелиться.

В чем же проблема? Яндекс глобально расслабился, он больше не пытается делать прорывные решения, он пытается зарабатывать неконкурентными мерами. Я писал об этом в разрезе Яндекс Маркета, Афиши, Доставки.

Куда не плюнь, везде одна картина — приоритетное ранжирование своих сервисов. И очень круто, что на VC не молчат об этом, так, в диалоге о приоритетном ранжировании курсов от Яндекса, мне показали пример, который убедит даже явных фанатов Яндекса, которые, как и я, еще помнят ту прекрасную компанию, за которую мы болели всей страной, но которой уже и не осталось, видимо.

Встречайте, «Новости о спорте».

Ранжирование с "Яндекс Спорт" в топе
Ранжирование гугла

Кратко — все ясно, Яндекс продвигает ассоциированный с собой сервис в поисковике, наплевав на качество для пользователя, которое он когда-то выставлял как самый главный параметр при ранжировании. Даже не смотря на то, что сервис уже и не совсем их. Так вот и бывает, забыли почистить.

Это — быстрые деньги, обмен доверия своего пользователя на прибыль. Очень вредная и неприятная практика. И весь поисковик становится таким — у контекстной рекламы уже активно тестируется подпись «реклама» абсолютно мимикрирующая под сниппет, как увидите — будете плеваться.

Колдунщики, которые выдаются за «быструю покупку из поиска» также являются полностью коммерческими (присутствующие в них игроки платят деньги) и находятся в выдаче без подписи «реклама», нарушая тем самым одноименный закон. Яндекс чувствует свою безнаказанность.

Но все это не только большие деньги и деградация ИТ гиганта. Деньги — это просто деньги. У нас проблема куда больше, в этой вакханалии мы теряем потенциал сильных кадров. Разработчики в Яндексе больше не вынуждены конкурировать, они просто делают сервис как-то, оно и так заработает. Потому, конечно, деградация кадров очевидна. Подобные тепличные условия делают нас абсолютно неспособными к конкуренции.

И да, сильные кадры это понимают и не будут заниматься отжатием очередного мелкобизнеса. Это мелко и мелочно. Сильные ребята соберут свои вещи и поедут делать действительно прорывные вещи в зарубежные компании, которые держат эти направления в фокусе и лидируют в них, а не занимаются «неспешным» RnD в стабильности и довольстве. А почему в свои не пойдут? Да просто в своих делай - не делай, придется Яндекс и отожмет. Так и выходит.

То, что мы никак пока не ограничиваем очевидного монополиста — Яндекса, приводит к гигантским проблемам для отрасли, да и для самого Яндекса в целом.

Да, мы продолжаем любить когда-то качественный поиск по инерции, но любить — это развивать и помогать, а не толкать в пропость жадности своим немым согласием с творящемся мракобесием.

Эту тему нужно популяризировать, может быть тогда мы снова когда-то сможем гордиться отечественным поиском.

Друзья, если вы понимаете, что свободная конкуренция - это важно и правильно, не будьте безучастными. Поставьте лайк к этой публикации, так наше мнение увидят больше людей.

И пишите свои комментарии, не молчите. VC - прекрасная площадка, чтобы что-то попробовать изменить к лучшему.

0
205 комментариев
Написать комментарий...
Teddy Loaf

Интереса демография поиска яндекса, но я не понимаю, как вообще люди попадают в поиск Яндекса? Вроде мало где он предустановлен, а специально настраивать – мало таких людей видел.

Гугл это практически прозрачный поиск, когда используешь его не возникает ощущения какой-то деятельности. Раз в год пробую Яндекс если хочу что-то региональное поискать, на случай если результаты внезапно станут лучше – но нет. Ощущение того, что ты «ищешь». С трудом, ходишь по страницам выдачи.

Ответить
Развернуть ветку
Darth Swordman

В моём браузере (Firefox) поиск яндекса из коробки отсутствует как явление, но периодически им пользуюсь. Просто потому, что гугл нативно не умеет в поиск по точно заданному размеру картинки. Как пример кейса: найти обоину для монитора 21:9 с разрешением 3440x1440 и скачать прямо из поисковика, а не шастать полчаса по нескольким тематическим сайтам с их зачастую кривым и тормознутым интерфейсом.

Плюс стал замечать, что у гугла есть определённая цензура (нет, речь не о повестке дня и не о проне, тут скорее агрессивная форма копирастии). Например, часто всё тот же поиск фильма/аниме по кадру или арту шлёт лесом, в то время как яндекс не парится и выдаёт то, что нужно.

Ещё недавно столкнулся с тем, что перевод по картинке на китайском осилил яндекс, но не гугл. Справедливости ради, качество исходника там было хреновое — возможно, просто так «повезло». В сухом остатке: гугл в целом релевантнее, но по части некоторых функций яндекс объективно лучше. Пользуюсь, как следствие, обоими поисковиками и не вижу в этом проблемы)

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Firefox избавил браузер от него. Раньше можно было ебучий способ использовать, чтобы от Яндекса следа там не было. Через впн качаешь английскую версию, установку аналогично производишь, и первый запуск через впн.

Ответить
Развернуть ветку
Darth Swordman

Так у меня пока нет необходимости от него избавляться — даже выше расписал, почему именно. Если вдруг знаете решение, как починить/вернуть гугловский поиск картинок по заданному руками размеру, буду премного благодарен. Без этого костыля мне крайне неудобно, а сам решения пока не нашёл.

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Многие картинки не индексируется из-за хренового подхода к поисковой оптимизации. Можно пользоваться поисковыми операторами гугл
Пример на запрсе: большие сиськи imagesize:5000x5000

Ответить
Развернуть ветку
202 комментария
Раскрывать всегда