{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Короче, кейс: Как InDrive построил бизнес на $1.2 млрд. А начинал с группы ВК в Якутии

Разбираем, как из маленького якутского ВК паблика для заказа такси сервис превратился в международную компанию, которая стоит $1.2 млрд.

Поехали разбираться

В 2021 году апитализация InDrive оценивалась в $1,2 млрд. Как получилось, что InDrive стал успешнее Uber на многих рынках? При этом, появилcя на международной арене гораздо позже.

В прошлых статьях я делился формулой запуска в IT из 3 составляющих:

  1. 🦄 Красть как художник: вместо поиска оригинальной идеи, скопировать бизнес-модель, которая уже работает.
  2. 🦄 Сфокусироваться: не запускать все свои идеи разом. В первой версии улучшить и запустить всего 1 функцию.
  3. 🦄 Запустить за 1 месяц: не пилить что-то 3 года в гараже, как тру-стартапер. А выпустить первую версию за 1 месяц.

Если проанализировать все успешные бизнесы, то маленькая часть из них будут первопроходцами. Большая часть из них — те, кто четко шел по этой формуле. Находили работающие бизнесы, улучшали какую-то одну фичу, и быстро запускали продукт с гораздо меньшими рисками, чем у оригинальной компании.

На улице -45°. Местные таксисты задрали цены.

InDrive была основана Арсеном Томским в 2013 году в Якутске. Приложение появилось на базе... группы ВК!

Была зима, стояли морозы, люди были недовольны, что таксисты одновременно повысили цены. И стали сами договариваться о поездках в этой группе.

Арсен Томский, основатель InDrive

Нет, еще раз. Ребята начали с паблика ВК. И построили миллиардную компанию, почти догнавшую Uber.

Когда спрос подтвердился, группа ВК с 60 тыс. участниками сменилась приложением. Позже приложение появилось в других российских городах. А с 2018 года начало распространяться в Латинской Америке и Африке.

До того, как мы вышли на международный уровень, люди говорили нам, что ни одному другому опоздавшему сервису никогда не удавалось сместить «Большого Брата» с позиции номер один. И все же нам удалось сделать именно это в течение первого года работы в нескольких городах Латинской Америки.

Егор Федоров, главный операционный директор InDrive

Сейчас приложение существует в 48 странах и 655 городах.

Ключевые рынки InDrive — Латинская Америка, Азия и Африка:

В 2022 году компания увеличила выручку на 88%, достигнув 61.8 миллиона скачиваний. Это всего в 2 раза меньше, чем у гигантского Uber.

В феврале компания также привлекла раунд на $150 млн от General Catalyst. Ребята хотят потратить их на развитие в новых вертикалях — за последний год они уже расширились на доставку, транспортировку грузов и заказ разнорабочих. А еще этим летом InDrive вышел на рынок США.

Элементы той самой формулы на лицо:

Вместо изобретения велосипеда — взяли работающую идею

InDrive действовали грамотно, зайдя на уже готовый рынок мобильного такси, а не пытаясь создать что-то новое самостоятельно. Тогда как Uber взяли на себя все риски первопроходца.

До 2009 г. люди заказывали такси по телефону. Uber как первопроходец создавал новую реальность. И сделал самое трудоемкое — продал людям саму идею заказа поездок через телефон и доказал, что это вообще возможно. Учился обходить кучу юридических препон. Защищать своих водителей от негодования таксопарков и многое другое.

InDrive пришёл на готовенькое. Пользователи уже привыкли к такому формату. Таксисты чуть успокоились. И многие страны легализовали сферу онлайн-такси.

К примеру, они зашли на рынок Пакистана в 2021 году и быстро приблизились к числу скачиваний Uber и других крупных приложений. Которые уже больше 5 лет строили там рынок и наращивали базу водителей:

Наглядный пример появления InDrive на отдельном рынке

Начали с простейшего — группы ВК, а не пилили сложное решение годами

При запуске команда InDrive не тратила миллионы на создание своей собственной платформы, а начала свой путь с паблика ВК:

Опыт подсказал мне, что если история [с группой в ВК] развивается без поддержки и вливаний, то с профессиональным продуктом такой бизнес взлетит.

Арсен Томский

Это сократило им и сроки запуска, и бюджет, и позволило фокусироваться на решении ключевой проблемы пользователей, а не разрабатывать все и вся, ради того, чтобы разрабатывать.

Не стали делать комбайн — а улучшили одну фичу

На старте ребята просто взяли одну конкретную функцию и улучшили ее. Клиенты сами назначают цену за поездку, а водители соглашаются с ней, либо предлагают свою. Как правило, это удобнее и выгоднее для обоих.

Мы выбрали для себя модель, когда люди общаются напрямую и предлагают цены. Модель паблика «ВКонтакте» стала частью нашей идеологии.

Арсен Томский

В итоге у ребят получилось сделать самое ценное в индустрии — уменьшить комиссию. Если Uber забирает более 25% от оплаты пассажира, то комиссия InDrive в среднем составляет 9,5% по всему миру.

Короче, какой вывод

Безумцы прокладывают пути, по которым следом пройдут рассудительные.

Фёдор Достоевский

Когда в 2013 году якутские студенты создали группу ВК для поиска недорогого такси, вряд ли кто-то мог предположить, что через десять лет это превратится во второй в мире сервис частных поездок и самое быстрорастущее (по количеству установок) приложение.

Результат в сухом остатке — капитализация компании в $1,23 млрд.

Но самое главное не это. У фаундеров InDrive было существенно меньше рисков, чем Uber.

И вот про риски мы часто забываем 🤷‍♀ Потому что обычно это работает так:

  1. Вам пришла идея. Примеры других успехов будоражат воображение.
  2. Вы забываете про ошибку выжившего. И начинаете что-то пилить 3 года.
  3. Узнаете, что это никому не нужно.

Короче, чтобы стать Uber, должно сойтись слишком много звезд.

Гораздо менее рискованно стать InDrive. Найти сформированный рынок. Взять и улучшить 1 ключевую функцию. Быстро запустить простое решение. В итоге построить тоже большой бизнес, но с гораздо меньшими рисками.

А что думаете вы?

Как вам такая формула запуска? Приглашаю обсудить в комментариях.

Мне настолько нравится эта стратегия, что мы организовали IT-реалити в этом Telegram-канале12 запусков за 12 месяцев. Там мы запускаем IT-проекты по схеме: нашел большой рынок, упростил конкурента, запустил за 1 месяц. И смотрим, что получается.

В канале я отчитываюсь о прогрессе, рассказываю обо всех метриках, достижениях и фейлах, которые тоже случаются. Подписывайтесь, у нас жарко! 🔥

0
68 комментариев
Написать комментарий...
Spike

я один не понял почему на обложке брежнев?)

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

кого бы вы поставили?)

Ответить
Развернуть ветку
Spike

ну хотя бы их основателя, не?

Ответить
Развернуть ветку
Mama Huhu

Брежнев это наверное символ застоя у конкурентов гигантов, которых можно обогнать, став Горбачёвым

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

нужна тематическая подпись к обложке) не могу придумать

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

еще варианты)

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда