{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Пора меняться: как мы поняли, что учить IT-профессиям можно только на реальном опыте

Мы в Skillfactory обучаем инженерным специальностям больше шести лет и вот что поняли: выпускникам онлайн-курсов отчаянно не хватает реального практического опыта. Обучая айтишников на уточках, мы крадем у наших студентов пользу от нашего же продукта. В этой статье рассказываем, как решили, что пора меняться, пересмотрели свой подход к обучению, что уже успели сделать и что планируем.

Проблемы, которые мешают студентам получить профессию

Проблема 1: учиться — еще не значит уметь. Сразу после окончания IT-курсов студенты онлайн-школ часто бывают не готовы к работе в компаниях. Даже самым активным и вовлеченным не хватает опыта работы с реальными задачами бизнеса, навыков взаимодействия с командой и умения защищать свои решения. Одно дело – выполнить учебное задание на подготовленных данных, а другое – получить реальное ТЗ и самому придумать, как сделать задачу в нужные сроки.

Проблема 2: нереалистичные ожидания от рынка IT. Чтобы стать профессионалом и много зарабатывать, нужно чтобы прошло время и накопился опыт. Ожидания, что учеба будет простой и веселой, а доход автоматически удвоится сразу после выпуска, слишком похожи на ожидания от инфобиза. Из-за них люди бросают учебу, не доходят до конца, разочаровываются в IT и в себе.

Нам кажется, что в такой ситуации на рынке EdTech победит тот, кто даст студентам максимум полезного опыта.

Мы верим, что эффективное обучение IT-профессии в 2023 году основывается только на опыте

Первую работу в данной сфере легче найти, если вы уже поработали с реальными задачами, а не просто получили сертификат, — спросите любого рекрутера.

Поэтому мы решили поменять подход: учеба будет строиться на кейсах от реального бизнеса. Наши студенты будут решать задачи от настоящих заказчиков, участвовать в конкурсах и хакатонах от крупных компаний и проходить стажировки прямо во время обучения.

Чтобы собирать реальные задачи, мы создали Фэктори.

Это платформа, где студенты под руководством экспертов IT-индустрии помогают компаниям бесплатно решать их задачи. Фэктори работает с задачами двух уровней:

  • простые, на которые у бизнеса не хватает ресурса (времени/рук/денег), — мы называем этот подход «разгрузим ваш бэклог»;
  • сложные, где требуется серьезное погружение в процессы, либо задачи со статусом «Nice to have», за которые не берутся, потому что для них нужны исследования и проверки гипотез. Под них мы можем организовать стажировку, хакатон или собрать целую кросс-функциональную команду.

Мы подбираем подходящий формат и встраиваем его в учебную программу курса, либо проводим разовое мероприятие, например, хакатон. В итоге компании получат решение и потенциально классных кандидатов, а студенты — реальный практический опыт.

Наши студенты уже выполнили десятки таких задач, например, принимали участие в разработке AI-модели для бионического протеза компании «Моторика», тестировали шопинг-ассистента платформы Shopiland и искали уязвимости в системе безопасности Московского экспортного центра.

Студенты собирают данные с реального протеза в лаборатории «Моторики» в Сколково 

Как это будет работать для студента

Первый этап — получение базовых знаний и навыков по новой IT-профессии: учим кодить, анализировать данные, создавать интерфейсы, обучать ИИ-модели и т.д. Затем мы предлагаем студенту выполнить проекты, кейсы разной степени сложности, взятые из практики наших партнеров, и получить обратную связь от ментора курса. Постепенно мы наращиваем сложность и предлагаем участвовать в конкурсах. При этом на разных этапах обучения мы предлагаем студенту пройти стажировки у партнеров и погрузиться в реальную работу. Потенциально, компании готовы брать лучших студентов после стажировки. В итоге после курса у студента будут как минимум реальные кейсы в портфолио, рекомендации и опыт работы, а если все сложилось, то и работа.

Плюсы такого подхода для студентов:

  • Получение реального практического опыта. Учебные задачи в курсе — это хорошо и важно, но у задач от наших партнеров реальные сроки, реальное ТЗ, необработанные данные, ограничения — собственно, все то, с чем придется столкнуться на работе.
  • Работа в команде. Студенты научатся делить большие проекты на маленькие подзадачи и распределять ответственность, помогать друг другу в сложных ситуациях.
  • Обратная связь от рынка. У многих в университете была практика, для которой подбирались компании «для галочки» — они помогали с карьерными целями. Мы работаем только с заинтересованными заказчиками и с актуальными, интересными задачами. Среди партнеров Фэктори есть как крупные известные компании, так и небольшие растущие проекты, но все они действительно хотят участвовать в развитии молодых специалистов, делиться своей экспертизой.
Пример реального кейса от компании-партнера

Как это работает для бизнеса

К нам можно обратиться с задачами из разных сфер:

  • Аналитика: проведем A/B-тестирование продукта или отдельной функции, настроим аналитику и создадим понятные дашборды, проанализируем данные, например, по посещаемости сайта или использованию приложения.
  • Data Science: построим прогнозную модель, создадим рекомендательную систему или нейросеть.
  • Разработка и тестирование: разработаем frontend и backend, сайта и мобильного приложения, проведем исследование, выполним ручное тестирование или внедрим автотесты.

Организацию полностью берем на себя: мы изучаем запрос, помогаем составить ТЗ и предлагаем оптимальный формат решения задачи. Не придется тратить время на брифинг студентов и дальнейшую работу. Если нужно, организуем конкурс или хакатон, чтобы компания получила сразу несколько решений.

Мы привлечем лучших джунов к работе, а сопровождать их будет опытный наставник из экспертного сообщества Skillfactory.

Плюсы такого формата для компаний:

  • Бесплатный аутсорс. После работы над задачей мы предоставляем бесплатное рабочее решение. Бесплатное — потому что создано студентами, рабочее — потому что создано под руководством менторов.
  • Потенциальные сотрудники. Компании могут быстро провести тестирование на кейсе компании и отобрать в команду лучших. Погружение в проект — лучший онбординг для кандидата.

Мы в начале большого и сложного пути. Впереди огромные изменения – мы уже добавили реальные кейсы в некоторые флагманские курсы: «Data Scientist», «Fullstack-разработчик на Python», «Тестировщик-автоматизатор на Python», «Инженер по ручному тестированию», «Frontend-разработчик», «Белый хакер (специалист по кибербезопасности)», профориентационный курс «IT-специалист с нуля» — и планируем добавить практические кейсы от бизнеса в другие продукты. В ближайшие месяцы мы увидим, как студенты с разным уровнем подготовки вовлекаются в работу и справляются с задачами.

Но главное, что потом наши студенты придут на свое первое собеседование в IT и расскажут о своем реальном опыте работы.

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Главный на сайте #1
"Мы в Skillfactory обучаем инженерным специальностям больше шести лет и вот что поняли: выпускникам онлайн-курсов отчаянно не хватает реального практического опыта"

Вам понадобилось 6 лет, чтобы понять эту простую истину?
https://i.guim.co.uk/img/media/dd3882c4ad0fd11a14cffc7e5edaabe5ce8a8b53/0_85_1077_646/master/1077.jpg?width=620&quality=85&dpr=1&s=none

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шмиг

У них там в штате 95% посетителей марафона Блиновской сидит скорее всего…

Ответить
Развернуть ветку
SE

хм, т.е предыдущие выпуски недостаточно квалифицированы по вине обучающих - может $$ вернуть (хотя бы часть) за услуги ненадлежащего качества))

Ответить
Развернуть ветку
Помощник Гугла

не защищаю, но много ли вообще онлайн-школ предлагают хоть какой-то практический формат, который можно себе вписать в портфолио? в "мои" времена были тупо бесплатные стажировки по окончанию вуза, которые приходилось искать самостоятельно

Ответить
Развернуть ветку
Elena Eliseeva

суть в том, что люди сами не хотят не учится не работать. вот обучили они условно дизайну интерьера. пусть эта девушка сидит и верстает свои первые 3 проекта в портфолио даже после обучения. какие? да любые блин. берешь любую планировку и начинаешь. но ведь она нифига не делает :) потому что у нее младенец, муж, работа бухгалтером.

Ответить
Развернуть ветку
Помощник Гугла

ок, допустим, такое актуально для дизайнеров. а аналитикам данных что делать?)

Ответить
Развернуть ветку
Главный на сайте #1

берёшь данные и анализируешь

Ответить
Развернуть ветку
Яникус

Долгий был путь до простых истин))))

Ответить
Развернуть ветку
Никита

Самое смешное, что и скилфэктори, и гикбрейнсы, это все части большего СП Сбера и Мейла(ВК), что им мешало давать им поработать в этих компаниях как интерны давая бесплатную рабочую силу и пул джуновых кандидатов для внутреннего выращивания и найма постфактум - не ясно. Тебе буквально человек сам платит, чтобы у тебя работать а потом к тебе же устроиться. И тебе НИЧЕГО не мешает после курса и практики у себя же его нанять с за ниже рынка, потому что кандидат уже знает как у тебя все работает и вряд ли откажется. Это такрй фрактал Галеры

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шмиг

… и реальном опыте подачи исков 🤫

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Elena Eliseeva

Просто сейчас столько орут на онлайн курсы что они решили написать статью "развееваем мифы, что мы чистый лохотрон. теперь мы не лохотрон, теперь мы лохоколёса".

Ответить
Развернуть ветку
Skillfactory
Автор

Здравствуйте! Все, о чем вы пишете, так или иначе происходит у нас. Мы используем разные форматы, в некоторых случаях это, действительно, реальные задачи и проекты, с интеграцией в команду и проект (например, такое происходит на официальных стажировках), в некоторых — это учебные кейсы, разработанные совместно с компаниями-партнерами на основе их бизнес-задач. Мы встраиваем подходящую активность в учебную программу курса: студенты решают эти задачи, участвуют в конкурсах и хакатонах от крупных компаний, проходят стажировки. И там все по-настоящему: ТЗ, дедлайны, общение с командой, защита своих решений, фидбек. Например, мы часто проводим совместные стажировки, и иногда компании по итогам забирают студентов в штат: не так давно была стажировка для тестировщиков в Ростелекоме и шесть участников дошли до этапа интервью с нанимающим менеджером.
Опыт — это в том числе набитые шишки, понимание того, как надо и как не надо, поэтому мы создали безопасную среду для студентов — Фэктори, в которой можно и нужно ошибаться, чтобы в итоге студенты получали реальный опыт и выходили более подготовленными к будущей работе в сфере IT.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Eliseeva

Вы сами набираете людей, не способных пройти обучение и стать профессионалами. Вам же нужно больше, чтобы заработать денег. А 80% учеников что хотят в IT просто не созданы для этого и это нормально. Но никто никогда не будет их отсеивать, так как надо собрать деньги.

Вы сами обещаете нереалистичные зарплаты на каждом углу.

Вы сами не даете человеку выполнять задания в творческом ключе, где есть свобода.

Вы сами не понимаете когда давать людям сложные задачи, а когда легкие. В итоге многие либо бросают учебу, либо наоборот не учатся тому, чему могли бы.

Вы сами создаете нереалистичные "работы в команде над реальными проектами". Суть в том, что человеку придется когда-нибудь выполнить такую задачу за 1000 рублей, под маты и с миллионом правок. И без четкого ТЗ конечно же :))) А вы создаете красивые условия работы в любом случае, а потом человек в шоке.

Вы сами не говорите о конкуренции. Суть в том, что только лучший ученик в классе способен в итоге пробиться. Один. Остальные либо будут на минималке по зарплате сидеть либо уйдут.

Вы сами даете знания просто по минимому. То что сейчас есть на курсах можно легко найти в интернете и изучить самому. Вы думаете что поддержка, чаты, проверка ТЗ облегчают учебу? Нет. Самое главное, это создать профессионала, который будет КОНКУРЕНТНО СПОСОБЕН. А вы обучаете тому, что 16-летка с энтузиазмом сможет изучить за 2 недели ночей без сна.

Вы сами вводите в заблуждения на счет того, что условно 50-летний дворник может стать программистом. Утрирую конечно, но факт. У меня половина друзей, что зарабатывали в своих задрипаных городках по 25 тыщ рублей думают идти то на программиста, то на дизайнера. Господи, ну у них жен нет нужных качеств характера либо нет никакого реального ВКУСА (я даже не говорю про навыки, их то вы как бы даете). Им это просто не по зубам. А они думают, вы правда делаете из флористов программистов. Они правда верят, что они могут стать другими людьми.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Elena Eliseeva

тоже верно

Ответить
Развернуть ветку
Александр Курицын
Среди партнеров Фэктори есть как крупные известные компании

А об этом можно поподробнее? это, я так понимаю, речь идет о компаниях, которые готовы студентам давать задачи?

Ответить
Развернуть ветку
Skillfactory
Автор

Здравствуйте! Наши студенты уже решают задачи от таких компаний-партнеров, как, например, «Ростелеком ИТ», «Моторика», «СКАН-Интерфакс», «Информзащита», RetailCRM, проектов «Яндекса». Мы сейчас много и активно общаемся с бизнесом и по мере появления новых партнёрств и кейсов пополняем соответствующий раздел на сайте https://skillfactory.ru/factory.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Курицын

спасибо за ответ!

Ответить
Развернуть ветку
Помощник Гугла

Так в материале даже скрин есть с примером кейса

Ответить
Развернуть ветку
любитель спорить на VC

я так понимаю вопрос был о том, какие компании еще сотрудничают с ними

Ответить
Развернуть ветку
Помощник Гугла

Ох уж это чтение материалов по диагонали.

Наши студенты уже выполнили десятки таких задач, например, принимали участие в разработке AI-модели для бионического протеза компании «Моторика», тестировали шопинг-ассистента платформы Shopiland и искали уязвимости в системе безопасности Московского экспортного центра.
Ответить
Развернуть ветку
Александр Курицын

спасибо, но я хотел не от вас ответ получить)) мне интересно, какие еще крупные компании сотрудничают со школой

Ответить
Развернуть ветку
Александр Курицын

кто мне объяснит, чем отличается по факту скиллфэктори от скиллбокс?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

названием

Ответить
Развернуть ветку
Александр Курицын

шутки шутками, но мне правда интересно, тк судя по рекламным интеграциям на ютубе, условия плюс минус одинаковые предлагают

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шмиг

Количеством исков и их требованиями 🤭

Ответить
Развернуть ветку
Никита

Они внутри одного СП, так что реальной разницы нет. Скорее имитация конкуренции

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Isakoff

это все главные инфоцыгане под флагом Mailru Group, которые заполонили своей говнорекламой весь рунет и ютюб, поэтому никакой разницы нет.

Ответить
Развернуть ветку
Skillfactory
Автор

Здравствуйте! Мы входим в один образовательный холдинг Skillbox Holding Limited, однако позиционирование брендов отличается, и мы учим по-разному. Мы в Skillfactory фокусируемся на IT-специальностях: Data Science, аналитика данных, программирование, IT-менеджмент, и погружаем в IT-среду через реальный опыт. Для этого мы как раз создали Фэктори. Благодаря такому подходу студенты смогут получить практический опыт и, следовательно, выходить более подготовленными к работе в IT.

Ответить
Развернуть ветку
oleg.pimenov

Не уверен, что одного подобного кейса потом хватит для поиска реальной работы(

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Белкин

а его точно не хватит, все описывают красиво, но по факту все не так

Ответить
Развернуть ветку
Elena Eliseeva

по факту люди с 5-летним опытом сидят без работы :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Skillfactory
Автор

Здравствуйте! В обучающие программы встроены разные активности, участие в которых, добавит студенту опыта и уверенности, например, участие в хакатонах и конкурсах, стажировки в компаниях, также у нас есть IT-Песочница, где студенты работают на собственными pet-проектами.

Ответить
Развернуть ветку
PMP TECH

Актуально!

Ответить
Развернуть ветку
Skillfactory
Автор

Здравствуйте! Звучит, как предложение сделать вместе что-то классное :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Nesterenko

@Skillfactory а вы тоже на упрощенке? 😉🤣😂

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Isakoff

Почему всё это лажа и попытка вывести инфоцыганство на новый уровень:
1)Коммерческие проекты недо-джунам на аутсорс никто никогда не выдаст, даже бесплатно. Ибо вероятность факапа около 100%
2)Все коммерческие проекты под NDA
3)Уровень скиллов стажёров на аутсорсе ещё ниже, чем стажеров в коммерческой разработке
Хорошая попытка, но лучше бы скопировали парадигму https://www.freecodecamp.org/

Ответить
Развернуть ветку
36 комментариев
Раскрывать всегда