{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что ждет TikTok

Указы Дональда Трампа о блокировании TikTok и WeChat на американском рынке вызвали многочисленные споры. Людей интересует, какой курс развития в условиях запретов выберут компании ByteDance и Tencent, создавшие эти популярные приложения.

В чём разница между китайскими и американскими технологическими концернами

За последние 25 лет в США новые технологические компании вытеснили своих предшественников и заняли прочные позиции на рынке. Netflix, Amazon, Google и Apple стали лидерами благодаря разработке программного обеспечения и интерфейса мирового уровня.

В Китае развитие молодых интернет-компаний происходило без вытеснения устоявшихся игроков. Преимущество имел тот, кто первым стал развивать бизнес в той или иной нише и смог привлечь достаточно инвестиций. Именно такой путь прошли технологические гиганты Baidu, Alibaba и Tencent. Особенность китайских компаний также в том, что сотрудничество с другими странами они устанавливали через создание совместных проектов. Примером могут служить контракты с брендами партнеров от Индонезии до Филиппин.

Необходимо сказать об еще одном существенном отличии. Китай заблокировал десятки глобальных сервисов, среди которых Facebook, Instagram, Twitter и Google. А запрет на использование Visa и Mastercard привел к созданию местных платежных систем — AliPay и TenPay. Благодаря такой обособленности от мирового онлайн-пространства многие китайские приложения и сервисы обрели масштабные конкурентные преимущества. Поэтому технологические компании этого государства представляют большую геополитическую угрозу для США.

Как развиваются американо-китайские отношения

Решение Д. Трампа о блокировке TikTok и WeChat выглядит вполне закономерным в рамках проводимой им политики в сфере торговли, иммиграции, рынка труда. Здесь также стоит упомянуть и недавнюю войну с Huawei. Приказы о запрете отчасти связаны с опасениями раскрытия персональных данных в китайских сетях. Однако вопрос об экономической конкурентоспособности тоже важен, и перспективы американо-китайских отношений отнюдь не радужны.

В условиях пандемии многие онлайн-технологические фирмы, за исключением китайских, процветали. Рост последних сдерживали напряженные связи на политической арене. В прошлом месяце TikTok был запрещен в Индии, а теперь и США последовали этому примеру. Недавние события вызывают предположение, что деловые взаимоотношения между США и Китаем продолжат ухудшаться. В такой обстановке китайские интернет-компании должны действовать глобально, чтобы подготовиться к сложному геополитическому будущему.

Что предстоит

Нынешняя ситуация, в которой оказались TikTok и WeChat, новая для технологического рынка Китая. Весь мир следит за тем, как отреагируют материнские компании. Теоретически компании могут вновь выйти на рынок, если продолжат расти «за спиной другого игрока». Возможно, именно это сейчас и происходит, судя по информации о продаже TikTok Microsoft. Таким образом, ByteDance, став миноритарным акционером, в перспективе сможет выкупить TikTok обратно.

С мессенджером WeChat дела обстоят сложнее, так как он лидирует среди суперприложений. Здесь, скорее всего, возможны два варианта развития событий:

  • Если WeChat будет заблокирован в США, то Tencent заключит партнерство с американскими мессенджерами второго уровня, например, с Line. В итоге пользователь Line сможет отправлять сообщения пользователю WeChat, и наоборот. По аналогии с тем, как пользователь Hotmail может обмениваться электронными письмами с пользователем Gmail.
  • В другом случае Tencent создаст новый мессенджер, организовав совместное предприятие в качестве миноритарного акционера с Amazon. Такой вариант возможен, поскольку у большинства крупных технологических компаний (Facebook, Google и Apple) есть компонент социальных сетей или чатов, а у Amazon — нет. Как гласит известная азиатская пословица, «Враг моего врага — мой друг».

Как показывает жизнь, китайские компании при желании будут и дальше работать в США. Используя определенные инструменты, они могут избежать любых краткосрочных блокировок. Так нетехнические американские фирмы функционируют в Китае, несмотря на ограничения иностранной собственности. Они обходят их с помощью креативных коммерческих контрактов, позволяющих распределять доходы и принимать решения за пределами Китайской Республики.

Несмотря на различия технологических гигантов, США и Китай объединяет одна большая цель — занять доминирующее положение на рынке любой ценой. Как видим, методы ее достижения у каждой из этих стран свои. Какими будут последствия столкновения китайской и американской бизнес-моделей, скоро покажет время.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда