Запрет Instagram и Facebook: что это значит для рядовых пользователей и для бизнеса?
Анализ ситуации от SMM-отдела Webolution
21 марта Тверской суд Москвы по иску Генпрокуратуры признал интернет-компанию Meta экстремистской организацией и запретил принадлежащие ей соцсети Facebook и Instagram за экстремистскую деятельность.
При этом возможность оплаты и размещения рекламы в обеих соцсетях была фактически заблокирована для пользователей из России еще с 5 марта.
Обе новости стали шоком как для бизнеса, который выстраивал свою маркетинговую стратегию вокруг привлечения клиентов из Фейсбука и Инстаграма, так и для рядовых пользователей, многие из которых использовали эти соцсети как основные для общения и развития личного бренда.
В этом материале мы проанализировали последствия запрета и постарались ответить на вопросы, который волнует всех:
Что будет: неминуемое снижение объема активной аудитории
Хотя пользователи пока еще могут пользоваться запрещенными соцсетями через VPN, за неделю с момента введения запрета активная аудитория Фейсбука и Инстаграма значительно снизилась.
В свою очередь пропорционально выросло количество авторов в Телеграме, ВКонтакте и Одноклассниках, что говорит об одном:
Что делать?
Как для бизнеса, так и для пользователей мы рекомендуем переехать в разрешенные соцсети. Инструкция по переезду, которую мы подготовили, поможет сделать это максимально быстро и эффективно.
В условиях, когда не понятно, когда будет снят запрет и будет ли он снят в принципе, развивать страницы, группы и личные аккаунты не имеет практического смысла из-за снижения объема российской аудитории и невозможности использовать таргетированную рекламу для продвижения.
Что будет: невозможность запустить рекламу в Facebook и Instagram
Фактически рекламу в Фейсбуке и Инстаграме с таргетингом на пользователей в России невозможно запустить уже с 5 марта.
После отказа Visa и Mastercard обслуживать клиентов из России закрылась возможность оплаты (и как следствие, показа рекламы) и для российских компаний, которые таргетировали ее на зарубежных пользователей.
После полного запрета Facebook и Instagram оплата и размещение рекламы в этих соцсетях невозможно в принципе, так как любая оплата в пользу организации, признанной судом экстремистской, может быть трактована как финансирование экстремизма, что может привести к очень неприятным последствиям.
Что делать?
Так как основная задача таргетированной рекламы — продвижение компании, ее товаров и услуг, среди целевой аудитории, то единственное решение:
Хотя принципы настройки таргетированной рекламы в ВК и ОК сильно отличаются от того, к чему привыкли рекламодатели и таргетологи в Fb и Insta, это единственная возможность достучаться до нужной аудитории через соцсети.
При возникновении любых вопросов мы рекомендуем или напрямую писать в техподдержку, или обратиться к нашей SMM-команде — мы поможем все сделать эффективно и правильно.
Риски использования Facebook и Instagram в текущих условиях
Согласно мотивировочной части решения суда, которая была опубликована сегодня, использование Фейсбука и Инстаграма гражданами России не является правонарушением, несмотря на признание их владельца, компании Meta, экстремистской организацией.
На фоне ужесточения ответственности за размещение фейков, это может привести к очень неприятным последствиям, так как доказать, что запрещенную информацию разместили не вы, будет очень сложно.
При этом важно также учитывать, что использование VPN и анонимайзеров (особенно непроверенных) для доступа к запрещенным соцсетям многократно увеличивает риск утечки персональных данных и взлома аккаунтов. Соответственно, риски вырастают еще больше.
Что делать?
Обычным пользователям:
- заморозить активность, отключить автопостинг и размещение запланированных публикаций,
- максимально обезопасить свой аккаунт от взлома (сменить пароли, подключить двухфакторную аутентификацию),
- отвязать карты, с которых может быть списана оплата за ранее размещенную рекламу во избежание автоматического списания.
Бизнесу:
- заморозить активность, отключить автопостинг и размещение запланированных публикаций,
- отвязать платежные карты от рекламных кабинетов,
- перенести активности в разрешенные соцсети и постараться перетащить в них как можно большую часть своей аудитории,
- максимально обезопасить как личные аккаунты администраторов и редакторов, так и аккаунты компании от взлома (сменить пароли, подключить двухфакторную аутентификацию).
Выводы
- Чтобы быть на связи с целевой аудиторией и иметь возможность рекламировать свою компанию, продукты и услуги, единственный вариант — переехать в разрешенные соцсети.
- Использование запрещенных соцсетей через VPN и анонимайзеры связано со значительными рисками для пользователей и для бизнеса. Соответственно, мы рекомендуем пока отказаться от этой возможности.
- В том случае, если вы не знаете, как продвигать свой бизнес в новых условиях, вы можете рассмотреть варианты и каналы продвижения, которые мы описали в одной из прошлых статей.
Как всегда, будем рады ответить на любые вопросы по материалу.
Добрый день. Попадает ли под запрет иконка регистрации/авторизации через ФБ на сайте?
У многих привязан аккаунт и покупки именно к ФБ, не знаем что с этим делать.
Добрый день.
К сожалению, попадает. Пока не понятно, как будет на это реагировать Роскомнадзор и другие службы (и будут ли), но я бы рекомендовал иконки убрать. Во всяком случае, мы это у себя уже сделали.
По поводу авторизации: можно перейти на авторизацию через почту или разрешенные соцсети — сейчас это самый безопасный для бизнеса вариант.
Хорошая статья. Думаю, подключить 2-факторку и пользоваться vpn многих не испугает)
Из доступного, это самый безопасный вариант, верно.
Другой вопрос, что в ситуации, когда количество пользователей снижается, а на оставшихся невозможно настроить таргетинг, для бизнеса использование новых сетей в том формате, в котором SMM существовал до запрета, не имеет практически никакого смысла.
да, VPN в 2022 незаменимая вещь
Карты сами отвязались, вы точно разбираетесь ?)
Зарубежные не отвязались.
Технически российская компания может оплачивать рекламу через аффилированную компанию или посредника в Европе. С этим есть свои нюансы и тонкие моменты, но это возможно.
Другой вопрос в том, что это не отменяет того факта, что конечный бенефициар — запрещенная Meta. Сами понимаете, что это значит.
Ну-с, если сильно надо, то конечно нагнут. А так, можно допустить, что я оплачиваю услуги рекламного агентства, а способы продвижения выбирают они самостоятельно. По сути прямой корреляции нет
Здравствуйте.А если «рынок» локальный и не требует широкого охвата аудитории.Допустим заведение в городе с населением 300к человек.Стоит ли в таком случае «переезжать»?
И вопрос касаемый вывода постов в общую ленту для охвата,без покупки реклам и пр.(реакции и взаимодействия)-работают ли эти инструменты в инсте для Россиян?