Рубрика развивается при поддержке
Истории
Юлия Бородич

Музыка, которую можно положить в карман пиджака: история аудиокассет и их создателя Лу Оттенса Статьи редакции

Инженер Philips произвёл революцию в музыкальной индустрии, дав людям возможность слушать музыку где угодно. А позже сам и уничтожил формат кассет — создав CD-диски.

В 1963 году компания Philips представила компакт-кассету карманного размера. Руководил разработкой голландский инженер Лу Оттенс — его считают отцом новой музыкальной эпохи.

Он родился 21 июня 1926 года в Нидерландах, в городе Беллингволд. Его родители были учителями, а сам Лу с детства увлекался электроникой и радиотехникой. Во время Второй мировой войны он сделал радиоприёмник, который вопреки помехам ловил сигнал голландского радио «Оранже».

В 1952 году Лу окончил Делфтский технический университет и устроился в компанию Philips. В 1960 году он возглавлял отдел разработки. Вместе с командой он создал первую компактную аудиокассету и портативный кассетный магнитофон с питанием от батареек Philips EL 3300.

6 марта 2021 года изобретатель умер.

Лу Оттенс, создатель компакт-кассеты

До появления компакт-кассеты Philips музыку слушали в основном на катушечных магнитофонах. Устройство было большим, а ленту на катушке нужно было наматывать вручную. К тому же она была оголена и легко повреждалась.

Катушечный магнитофон Studer Dynavox Т-26

Однажды ночью Оттенс решил послушать музыку, но лента с катушки размоталась: пришлось наматывать её обратно. На следующее утро он пришёл на работу с идеей создать более удобный и компактный аудионоситель.

Образцом размера и формы для будущей кассеты стал деревянный брусок, который Оттенс принёс своей команде — он помещался в кармане пиджака.

Первая компактная кассета

Идеи разработчиков Philips основывались на изобретениях Radio Corporation of America и инженера Питера Голдмарка.

В 1958 году Radio Corporation of America создала кассету RCA Sound Tape Cartridge. Это была первая попытка поместить катушечную ленту в компактную форму. Она была размером 12,7 на 17,7 см, внутри находились две катушки и та же лента, что использовалась в старом катушечном магнитофоне.

RCA Sound Tape Cartridge не стала популярной, так как кассету можно было слушать только на специальной аудиосистеме. Одна кассета стоила $7,95, около $72 по курсу 2021 года.

В ответ Питер Голдмарк, изобретатель первого винилового музыкального центра для автомобиля Highway Hi-Fi, придумал решение для кассеты с одной катушкой. Эти кассеты тоже не завоевали рынок, но новый формат ленты — шириной 3,81 мм — стал основой для современных кассет.

Команда Оттенса объединила в своём продукте уменьшенный формат аудиокассеты RCA и ленту Питера Голдмарка. В 1963 году Philips представила компакт-кассету на радиовыставке в Берлине.

Лу Оттенс с его изобретением Philips

У неё был прямоугольный пластмассовый корпус размерами 10 на 6 на 1,2 см, внутри находилась лента шириной 3,81 мм, которая позволяла записывать до 30 минут с каждой стороны.

Мы ожидали успех, но не революцию.

Лу Оттенс
инженер Philips

У кассеты всё же был недостаток — лента могла раскрутиться. Это можно было исправить обычным карандашом: воткнуть его в катушку и прокрутить, чтобы вернуть ленту на место.

Расцвет рынка

Создать мировой стандарт кассет планировала и Sony. Компания искала компаньона для совместной разработки, выбирала между немецким производителем Grundig и Philips. Sony понравился формат кассеты Оттенса, которую он представил на выставке, и компания решила сотрудничать с Philips.

Однако компании не договорились о роялти: Philips предлагала оформить выплату сначала в размере 25 йен за каждую проданную единицу, потом за 6, но Sony не согласилась. Тогда Philips запатентовала технологию и сделала её бесплатной и доступной для всех производителей. Формат начал быстро набирать популярность и вскоре стал мировым стандартом.

В начале 60-х годов в США разработали 8-дорожечный картридж, который стал главным конкурентом компакт-кассеты. К концу 70-х годов он проиграл кассете в популярности: картриджи были больше по размеру, не имели функцию записи и их нельзя было перематывать.

К 1966 году Philips запустила массовое производство кассет и магнитофонов. Магнитофоны Philips стоили около $140.

Звукозаписывающие компании начали выпускать на кассетах альбомы. Одними из первых записали свои песни на магнитную ленту американские исполнители Нина Симон, Эрта Китт и Джонни Матис, а также британский гитарист группы The Rolling Stones Кит Ричардс.

Основным средством популяризации кассет были автомобили. Водителям больше не нужно было слушать то, что предлагали на радио, они могли включать любимую музыку на кассете.

Первые автомагнитофоны от Philips появились ещё в 1964 году. Они закреплялись на приборной панели, но воспроизводили звук через громкоговоритель устройства — почти не отличались от портативных магнитофонов. В следующем году компания выпустила модель, которая работала через систему радиоприёмника автомобиля.

В Mercedes встроенный кассетный проигрыватель появился одним из первых. А последней машиной с кассетной приборной панелью стал кабриолет Lexus SC430 2010 года выпуска.

Кассеты позволяли создавать собственные альбомы, записывать треки с живых концертов, обмениваться музыкой с друзьями. Пустые кассеты стоили дешевле музыкальных альбомов, а некоторые профессиональные исполнители даже предпочитали домашнюю звукозапись.

Это был новый психологический феномен. Кассета внезапно стала отражением всей вашей личности, инструментом, который мог заставить кого-то почувствовать ваши эмоции. Кассета научила людей новому способу самолечения.

Рэймонд Макдональд
профессор психологии музыки в Эдинбургском университете, цитата по The Guardian

Производители электроники продолжали совершенствовать новый музыкальный формат. Основной проблемой кассет была точность воспроизведения. Их качество звука было хуже, чем у пластинок и катушечных лент. Однако компании постепенно добивались улучшений, понижали уровень шума.

В 1971 году американская компания Advent Corporation представила первый Hi-Fi кассетный магнитофон Advent Model 201 с шумоподавление Dolby. С этого момента началась эра высококачественных кассет и проигрывателей.

Одной из самых известных рекламных кампаний 70-х годов стал ролик от Memorex: они проигрывали запись голоса Эллы Фицджеральд и задавали вопрос «Это вживую? Или это Memorex?».

Philips тоже модернизировала свои модели: увеличила продолжительность воспроизведения кассеты до 90 минут на одной стороне, приблизила качество звука кассетных магнитофонов к требованиям высокой точности Hi-Fi. В 1973 году выпустила свой первый Hi-Fi/стерео-кассетный магнитофон.

Однако идеальное устройство для кассет, по мнению Лу Оттенса, разработала не его команда, а Sony. Инженер признавался, что сожалеет об этом.

В 1979 году Sony представила карманный кассетный плеер на батарейках типа АА с высокой точностью звука — Walkman. Его можно было носить на поясе или шее, слушать через наушники во время прогулки или бега. Плеер продавался за $199.

Противоположностью персонального плеера был бумбокс. Переносная стереосистема с большими динамиками и громким звуком появилась в середине 70-х годов и стала ассоциироваться с хип-хоп культурой. Первыми выпустили бумбоксы компании Panasonic, Sony, Marantz и GE.

Коллекционирование и ностальгия

В конце 70-х Philips (в том числе лу Оттенс) и Sony начали разработку компакт-диска и CD-системы. В 1982 году они представили свои изобретения. Размер диска составлял 12 см в диаметре. Он мог бы получиться меньше, но по задумке разработчиков формат должен был вмещать всю 9-ю симфонию Бетховена длиной 74 минуты. С 70-х годов по 2000-е было продано около 200 млрд компакт-дисков.

Оттенс говорил, что время кассет прошло, потому что ничто не может сравниться по звучанию с компакт-диском.

С появлением CD-формата кассеты действительно начали терять популярность. В 1992 году продавалось более половины предварительно записанных аудиокассет. Ещё через четыре года продажи упали до четверти. Однако кассеты, как и виниловые пластинки, не исчезли, а постепенно превратились в предмет коллекционирования.

Philips заявляет, что с 60-х годов по 2000-е по всему миру было продано 100 млрд кассет. Сейчас компания их больше не выпускает.

Однако в 2000-х годах популярность к кассетному формату начала возвращаться вместе с ностальгией на 90-е. Продажи увеличивались на 10–20% в год, а в 2014 и 2015 годах выросли на 30%.

В 2010 году The Wall Street Journal опубликовало статью о новом тогда музыкальном жанре — Chillwave. Это музыка в стиле поп 80-х, которая звучала как записанная на кассете и предназначалась для воспроизведения на ней. Благодаря ему интерес к кассетам снова возрос.

Всплеск популярности кассет журналисты также заметили в 2020 году. В Великобритании продажи кассет и виниловых пластинок выросли за год в два раза. Тремя самыми продаваемыми кассетными релизами 2020 года стали альбомы 5 Seconds of Summer, Lady Gaga и The 1975.

{ "author_name": "Юлия Бородич", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u0441\u0441\u0435\u0442\u044b","vcru_spotify"], "comments": 70, "likes": 133, "favorites": 129, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 230950, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sat, 10 Apr 2021 13:24:17 +0300", "is_special": false }
Рассказываем о музыке
В контексте бизнеса, технологий и историй предпринимателей
Читать
0
70 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
69

Вы забыли упомянуть, что на заре Интернета был ZXSpectrum на касетах!
Кто помнит что это и как подключать к цветному телевизору ставим лайк :)

Ответить

Дурной Артем

Nikolay
8

У меня был, но версия уже под большие дискеты. Ох эти зарубы в Elite, lode runner, lemmings и боя любимая - nether earth.

Ответить
5

Элита казалась какой-то необъятно огромной тогда) зумерки ее увидят - даже не поймут, что это игра такая.

Ответить

Дурной Артем

никараг…
0

Сейчас это не то, кроме того, есть мнение, что детские счастливые воспоминания так и должны остаться воспоминаниями ;)
Но за ссылку спасибо!

Ответить
0

согласен.. сейчас уже не то ))

Ответить
7

Лайк, но к заре интернета он, конечно, отношения не имел.

Ответить
6

Имел, но не у нас.

Ответить
0

А может и в Курчатовском институте в первые прототипы были на спектрумах, кто знает )
ЗЫ Но я имел в в иду, что www появился в начале 90-х, а ZX Spectrum лет на 10 раньше. Скоммутировать-то и картофелину можно

Ответить
3

Да, олдскульное значение слова стример было совсем иное, чем сейчас ))

Ответить
3

Зато в наследство от тех стримеров осталась замечательная unix-команда tar - [t]ape [ar]chive )

Ответить
0

"олдскульное значение слова стример" - Собственно, альтернативы им и сейчас нет.

Ответить
0

Ещё был отечественный Поиск на кассетах. Правда, у меня была версия на 7-дюймовых дискетах. 

Ответить
3

Наверное все-таки на 5 дюймовых?

Ответить
0

Да, конечно 5. Не знаю даже, почему написал 7, которых вроде и не существовало 🤷🏼‍♂️ 

Ответить
0

самое сложное для меня было - сделать клавиатуру. это был ужас - три слоя стеклотекстолита, которые нужно было продавливать... эх..

Ответить
0

В общаге мифи у нас в каждой комнате такие стояли 👍

Ответить
0

И у уважаемых s90f, а у простых s30b. А у самых серьёзных Олимп 005мпк

Ответить
0

У меня есть 128K со встроенным кассетником, производил Амстрад

Ответить
0

А у самых продвинутых был спектрум с жестким диском!
У меня был такой знакомый, а я как все грузился с магнитофона.

Ответить
13

Гениальные и простые изобретения всегда появляются из-за неудобства использования несовершенных или устаревших устройств. Таким образом происходит развитие технологий! Спасибо за статью!

Ответить
0

не всегда поэтому, последние лет 20 в обиход приходят форматы, тк импульс им задает эппл

Ответить
6

Светлая память изобретателю!

Хотел лишь уточнить: вы имели в виду кассеты 90 минут общего звучания? Потому что всё, что было свыше, т.е. 120, 150, 180 и 240 минут, не пошли. Самые распространенные были кассеты 60 и 90 минут.

Да, и как же в 80-е без кассет для Спектрума и Атари? Ооо, этот незабываемый звук. :-)

Ответить
1

Начало 90-х, точнее. В 80-е были автоматы в фойе кинотеатров)

Ответить
0

Действительно были кассеты 240, но у них плёнка быстро рвалась.

Ответить
0

"120, 150, 180 и 240 минут, не пошли" - Они не то чтобы не пошли. Для них нужно было использовать двух-трехмоторные деки. Удовольствие недешевое.

Ответить
4

Кассеты BASF, TDK считались премиумом

Ответить
3

Храню на память детям показать кассету BASF в заводском полиэтилене. Муха не топталась. 

Ответить
1

Особенно хоромовые и металлические ленты. 

Ответить
4

Потрясающая статья, которая описывает легендарное изобретение! 🎶

Ответить
0

Полностью поддерживаю!

Ответить
4

Великий человек! Царствие ему небесное. Спасибо автору за статью.

Ответить
3

Я был очень крут в детстве с Walkman и складными наушниками Сони) 😎

Ответить
0

Зато у меня был плеер Sharp. Не новый, но можно было сразу двое наушников воткнуть.

Ответить
0

Классная штуковина. Прицепишь "советские" ТДС и "вечный кайф". (Мы где-то нашли "советские" акк. формата АА, поэтому от дефицита батареек не страдали.)

Ответить
0

Аккумуляторы тогда были очень дороги

Ответить
0

Уже не помню где, "надыбали" блок из военной техники. Зарядку сами сделали.

Ответить
0

У нас в 97 рации появились и батарейки они жрали так, что просто ад. Аккумуляторы же стоили как чугунный мост. Таких денег у нас не было.

Ответить
1

Эх, жалко, что кассеты исчезли( Была в них какая-то своя, особенная магия)

Ответить
5

Магия ритуала. С мрзшками его нет, а там - куча ритуалов: начиная с банальной перемотки и поиска (который изнашивал и головку и пленку), запись личных сборников, одеколон с ваткой, замена пасика (после беготни за этим дефицитом), сравнения звучания у denon и basf...
Магия была в процессе.
Это как библиотека. Есть интернет, но в библиотеке своя магия)

Ответить
0

Именно. Да и с MP3 коллекции составляли, писали, передавали. Сейчас полная бездуховность. Некоторые вообще удивляют, говорят о том, что у них иногда музыка тормозит. :) У меня-то всё локально.

Ответить
0

"иногда музыка тормозит" - Реально тормозит. :-) Когда включишь онлайн-радио на смартфоне и местами ква-ква.

Ответить
0

Я на последних двух смартах радио не включал, хотя оно есть )) Без наушников не работает :(

Ответить
0

"Без наушников не работает :(" - По факту, наушники работают как антенна. Все же в диапазоне УКВ нужно хотя бы 10-15 см проводника для устойчивого приема. Под "онлайн-радио" я имел в виду интернет-радио. :-)

Ответить
0

Я знаю )) Не пользуюсь.

Ответить
1

У меня кассеты Phillips не было, самыми любимыми были Maxwell. А вот первый и единственный бумбокс был Phillips.

Ответить
3

Аж олдскулы свело)

Ответить
1

И заскрипели )

Ответить
2

Непередаваемый запах новой бобины из магазина электро товары 😊

Ответить
2

А как мы ими хлопали по коленке, чтобы ленту не тянуло) а запах батиного одеколона из кассетной деки)

Ответить
1

Даже не думал что сегодня можно купить новые кассетные плееры и кассеты с записями. По гулил и бы приятно удивлен. 
А ведь у меня на даче сохранилась целая коробка кассет и я в прошлом году с большим ностальгическим удовольствием вытащил её и запустил прослушивание через свой сохранившейся ещё с детства двухкассетник Philips 

Ответить
1

А у меня все пассики походу лет 29 назад на панасе полетели. На али вроде есть наборы, но нарогт пишет что нужных и нет, а размеров там сотни в наборе за 100р

Ответить
0

Так искать надо, да.

Ответить
0

По месту подобрать нетрудно.

Ответить
1

Спасибо, ждем дальше про компакт-диск.

Ответить
1

Да было время. Теперь только воспоминания остались.

Ответить
1

Касеты продают на Горбушке

Ответить
1

Прикольно, когда на западе спрос на кассеты начал падать, у меня они только появились)) Это был "Чёрный альбом" Кино в комплекте с книгой, постером и жёлтыми пакетом. До этого только пластинки. А так кассет у меня в итоге скопилось около тысячи, самозаписанных и покупных. 

Ответить
0

Так грустно... 84 год... нормальная кассета стоит 9 руб.... 
А у катушек звучание лучше... 
Akai вертикалка....
Пипец какая тоска

Ответить
1

У нас на Урале (город Ижевск) в магазинах "Мелодия" в 1984 году продавали японские кассеты Denon. И цена была 9 рублей за штуку.

Ответить
2

Они по всему союзу кажись продавались. Еще были дискуссии на полном серъезе - не портят ли они головки?

Ответить
0

В Ижевске – на Урале? Ок.

Ответить
1

Поволжье же, не?

Ответить
0

Предуралье вроде было всегда. Но видишь - Урал. Ладно, хорошо.

Ответить
0

иногда думаю о том, что ведь сейчас есть те дети, которые видят кассеты только на картинках и в кино. интересная штука — время 

Ответить
1

Вспомнил как младший ребёнок не понял, как это нельзя сразу на нужную песню на кассете мгновенно попасть... Привыкла к СД уже...

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

@Инспектор у нас спам-набег

Ответить

Комментарий удален

0

Обожаю такие статьи. Всегда так интересно сравнивать технологические ожидания и прогнозы с реальностью.

Ответить
0

В начале 90-х я вместе с друзьями по начальной школе решил делать бизнес - продавать сборники игр для ZX.
На какие-то карманные деньги мы купили пачку чистых недорогих кассет, я на матричном принтере напечатал какие-то обложки, мы записали несколько кассет, однако потом никто из нас так и не собрался идти их реально продавать на улицу.
Так и закрылась лавочка.

Ответить
Читать все 70 комментариев
Власти Китая попросили одного из богатейших бизнесменов страны «залечь на дно» после поста со стихотворением — Bloomberg Статьи редакции

Это уже второй случай из-за публичных выступлений — в 2020 году на два месяца «ушёл в тень» основатель Alibaba Джек Ма.

Россия возобновит авиасообщение с курортами Турции с 22 июня Статьи редакции

С 28 июня возобновляются полёты в Италию, Болгарию, США и ещё пять стран.

Сотрудник «Сбербанка» авторизовался в моём аккаунте — это было сделано без моего согласия

Привет. Недавно я купил дом в ипотеку через «Домклик». На этапе сделки произошло кое-что странное — менеджер Сбербанка со своего компьютера авторизовалась в моем аккаунте в «Домклике», чтобы написать самой себе хороший отзыв.

Создатели Maps.me запустили сервис Organic Maps с офлайн-картами без трекеров и регистрации Статьи редакции

В приложении есть велосипедные маршруты, автомобильная навигация и места, которые не отмечены на других картах.

Москва вошла в тройку рейтинга экосистем для стартапов среди европейских городов
Занять столь высокое место в рейтинге столице позволили городские программы развития технологического сервиса.

Таким образом, столица улучшила свою позицию на один пункт по сравнению с предыдущим годом. Обогнать Москву удалось лишь Лондону. Замыкает тройку лидеров – Париж.

Лето с HONOR: скидки до 60 000 рублей на ноутбуки и не только

HONOR объявляет о специальных летних скидках на ноутбуки и другую продукцию бренда. С 18 июня пользователи смогут приобрести устройства HONOR с выгодой до 60 000 рублей. Подробнее об условиях акции вы можете узнать на официальном сайте интернет-магазина HONOR и в официальных монобрендовых магазинах HONOR в Москве и других городах России.

Анализ рынка телеграм-каналов
Скриншот аналитики биржи рекламы telega.in
Облачные игры стали доступны клиентам Yota
Авито , не возвращают деньги из за ошибки в своих приложениях

оплатила им 200 объявлений , оказалось, что с приложения активируется одна категория а не три как у меня в тарифе было.

Что такое пассивное инвестирование. Рассказывает персональный брокер

Как правильно вкладывать деньги на годы или даже десятилетия, и как Уоррен Баффет выиграл пари

Скидки и деньги: как российские компании уговаривают сотрудников и пользователей на прививки от Covid-19 Статьи редакции

Обязательную вакцинацию 60% персонала в сфере услуг, торговли и других уже ввели в Москве и части регионов.

Комментарии
null