Истории Olya Tarasenko
2 176

Стартап из России, который меня удивит и вдохновит, еще впереди

Интервью с со-основателем и генеральным директором Teslasuit Сергеем Носовым о том, как превратить мечту в прибыльный бизнес, за какими проектами будущее и что сегодня мешает российскому бизнесу расти на международном рынке.

В закладки

Директор по корпоративным коммуникациям Mail.Ru Group Ольга Зыряева беседует с инвесторами и предпринимателями, которые создают прорывные продукты и меняют мир здесь и сейчас.

Сергей, Цукерберг тебя знает, а рунет — нет. Как так может быть, ты специально ограничиваешь общение с российскими медиа?

Ни в коем случае! Я открыт к любому общению, конечно, когда есть на это время. Но нужно знать, как искать, по какому запросу. Например, Bloomberg знает точно, кто такой Sergei Nossoff. И эта информация выводится при соответствующем запросе в поисковике. Допускаю, что в рунете информации может быть относительно немного просто потому, что я чаще веду международные проекты. При этом, они очень специализированные и корпоративные для разных индустрий.

И когда же Цукерберг позвонил? Как вы оказались на встрече в Facebook? Как прошло общение, что обсуждали, какое впечатление?

Не секрет, что Facebook сейчас активно развивает технологии виртуальной и дополненной реальности, а Teslasuit как продукт тесно связан с VR/AR/xR и всем, что может находиться в смежных индустриях, поэтому не так уж удивительно, что у компаний возникает интерес друг к другу. Общение было интересным, впечатления самые позитивные.

Известно, что Facebook активно создает и развивает VR платформу — Facebook Space, делает большую ставку на продвижение AR/VR технологий для социальных сетей и в бизнес-среде. Мы тоже считаем, что за этими направлениями будущее. И оно уже наступает. Но разумеется, на это требуется время.

Справочно: еще год назад на ежегодной конференции разработчиков Oculus VR, глава Facebook Марк Цукерберг сказал, что хочет набрать миллиард пользователей виртуальной реальности.

История Teslasuit — это история того самого костюма, который полностью изменил VR индустрию. Расскажи подробнее, как зародился и как развивается ваш проект.

Teslasuit — это по-настоящему уникальный проект. Это костюм с обратной тактильной связью, как в "Первому игроку приготовиться", только еще круче, потому что там все-таки фантастика, а Teslasuit реально существует и работает. Он оснащен комплексом систем для наилучшего погружения в виртуальную среду. Кроме тактильной обратной связи, этот комплекс предлагает систему захвата движения, снятие биометрических данных и температурного контроля.

Самой идее уже порядка шести лет, но рабочий проект все-таки моложе. Создатель костюма Сергей Хурс придумал этот концепт, когда ему было 19 лет. Еще в детстве он посмотрел фильм “Газонокосильщик” и с тех пор мечтал создать что-то подобное. Так что Teslasuit стал для него воплощением мечты.

Мы постоянно работаем над улучшением всех систем костюма. Вместе с обновлением технических возможностей расширяются и сферы его применения. Если изначально планировалась игровая индустрия и сфера развлечений, то сейчас наибольший спрос идет в корпоративном сегменте для интеграции Teslasuit в VR тренинги. И именно на этом направлении сейчас сфокусировано наше основное внимание в работе. Мы видим огромный интерес к возможностям Teslasuit со стороны медицины для реабилитации пациентов после инсультов и мышечных травм. В перспективе возможно использование костюма в спорте для тренировок.

Наша команда активно растет и развивается. Сейчас у нас есть коммерческий офис в Лондоне, R&D центр в Минске и производство в Бресте. Мы активно участвуем в выставках и конференциях, где Teslasuit вызывает огромный интерес. На прошедшем VR Days в Амстердаме сами организаторы и участники выставки в разговорах отмечали, что наш стенд стал самым посещаемым.

Из совсем свежих новостей, недавно мы узнали, что стали лауреатами престижной премии CES 2019 Innovation Awards в категории виртуальной и дополненной реальности. Мы участвуем и в самой выставке CES в Лас-Вегасе 8-11 января, так что скоро получим нашего «Оскара в VR» лично.

У тебя были очень разные бизнесы, расскажи о них. Ты везде выступал в роли основателя?

Нет, я не везде был основателем. У меня были бизнесы в разных сферах: от горнорудной до работы с медицинским оборудованием и высокими технологиями. Везде мне удалось приобрести бесценный опыт, иногда я делал ошибки и учился на них. Я считаю, что в чем большем количестве сфер довелось поработать, тем шире кругозор и богаче опыт.

В прошлом я инвестиционный банкир, я успел поработать в разных индустриях. Сравнивать их, конечно, сложно. Например, в одной индустрии более промышленный фокус, и она может казаться со стороны более скучной, предсказуемой по сравнению со сферой высоких технологий. Последняя — наиболее динамично развивающееся направление. Постоянно знакомишься с интересными людьми, находишь перспективные идеи, узнаешь о новых технологиях, которые применяются в других индустриях.

Какая у тебя стратегия работы с инвесторами: ты стараешься развивать бизнес на свои собственные вложения или привлекаешь инвестиции от профильных партнеров? Что самое тяжелое в работе с инвесторами? Есть ли у тебя какие-то собственные лайфхаки?

В первую очередь, нужно самому верить в проект, чтобы уверенность и целеустремленность передавалась инвестору. Пожалуй, это главный лайфхак. И, конечно же, важно брать на себя ответственность за результат. Я не участвую в проектах, в которые не верю.

Проекты я всегда строю по стандартной схеме: на начальной стадии вкладываюсь сам, в дальнейшем привлекаю финансирование от близких друзей и хороших партнеров, с которыми уже работал, и мы знаем друг друга, и уже на следующем этапе занимаюсь привлечением денег от институциональных инвесторов.

Тяжело создать такую структуру, которая будет максимально прозрачной и открытой и будет позволять давать ответы на все вопросы инвесторов в любое время.

Но это необходимый компонент в построении доверительных отношений в бизнесе, да и в жизни вообще. Естественно, что инвесторы всегда хотят знать, что происходит в проекте, как движется работа. Нужно понимать, что у каждого из них также могут быть разные ожидания от одного и того же проекта и разные показатели эффективности. И важно всегда быть с ними на одной волне, в одной плоскости.

Как тебе удается в таких разных сферах строить успешные компании — это значит, дело не в сфере, а в определенном подходе к бизнесу?

В разных бизнесах я выполнял разные роли: CEO с акцентом на решении финансовых вопросов, финансовый директор, глава по развитию бизнеса. И всегда моя позиция определялась потребностями компании и тем, какую ценность я могу привнести. Моя основная задача — это не только привлечение финансирования, хотя это, безусловно, важно, но и систематизация всех процессов и построение эффективной команды. Безусловно, делать все всегда абсолютно правильно невозможно, но и ошибки бывают разными. Они учат нас и дают опыт, помогают двигаться дальше. Только боги не допускают ошибок. Важно видеть развитие и постоянно работать над стратегией в динамике, потому что условия очень изменчивы.

Какой момент был самым сложным на твоем предпринимательском пути и в работе вообще?

На самом деле, их было очень много и трудно выделить какой-то один момент. Наиболее сложным было создавать свой первый раз бизнес с нуля, потому что до этого я работал исключительно в больших компаниях, где вся экосистема как внутрикорпоративного взаимодействия, так и внешних связей уже была выстроена. То есть, если ты работаешь в крупной корпорации, то ты просто приходишь и выполняешь свою функцию в большой системе.

В стартапе, новом бизнесе такая система в принципе отсутствует. И главная задача — построить ее, а это действительно сложно. Важно учитывать множество факторов, иметь четкий план и понимание, насколько твои средства позволяют предпринимать те или иные шаги. И, конечно, в любом стартапе непростой вопрос — это организация личного времени: определение тех задач, которые должен решать только ты, и тех, которые можно делегировать другим людям.

Еще один ключевой и сложный момент — выстраивание отношений с людьми. Когда ты руководишь коллективом, то важно понимать, что у каждого человека есть свои амбиции и ожидания по росту и развитию в компании. И ни в коем случае нельзя об этом забывать, потому что это важно для людей.

Есть мнение, что существуют две модели ведения бизнеса: традиционная, когда вкладываются свои деньги, и стартапы, когда деньги тратят? Что об этом думаешь?

Для каждого из бизнесов нужна своя уникальная модель. Нет схемы, которую можно эффективно повторить несколько раз. Один и тот же подход может привести один бизнес к успеху, а в другом не дать никаких результатов. Важно также, что при любом подходе нужно прогнозировать процесс монетизации, который должен быть четко и прозрачно распланирован: когда начать продажи, как к этому подготовиться и как выстроить экосистему.

В одном из моих бизнесов инвесторы заставляли начать продавать, а, по сути, тогда правильно было бы сделать определенный премаркетинг, а уже потом начать продажи. Этот опыт научил меня, что необязательно всегда идти на поводу инвесторов, если ты уверен в своей позиции и принятом плане, по которому идешь. Важно соблюдать свое стратегическое видение и вовремя противостоять давлению.

Какие люди в бизнесе тебя восхищают?

Это, конечно, Стив Джобс (Apple), Илон Маск (Tesla), Марк Цукерберг (Facebook). Если говорить о чуть более отдаленном прошлом, то это Билл Гейтс (Microsoft), Ларри Эллисон (Oracle, Salesforce), Джек Уэлш (General Electric Company). Если смотреть еще дальше в историю, то, разумеется, Генри Форд (Ford Motor Company). Все эти имена известные, все они на слуху.

Этих людей объединяет то, что они оказались в нужное время в нужном месте, окружили себя правильными людьми, которые могли давать им правильные советы, досконально изучили свою индустрию и первыми увидели какой-то зарождающийся тренд, стали развивать его и сделали в этой индустрии бизнес и карьеру.

Это огромный талант — понять нишу, которая будет востребована, и определить свои возможности в ней

Ты встречал предпринимателей, стартапы из России, которые тебя вдохновляли?

Технологии невозможно делить по географической принадлежности, это глобальная история. В мире много талантливых ребят: и в России, и в СНГ, и в Европе, и в Америке. Сейчас эта географическая идентичность «откуда ты родом» не так уж важна, мы живем в глобальном мире. Поэтому, что имеется в виду под предпринимателями и стартапами «из России»? То, что бизнес создан и развивается в России? Или корни основателей? В этом смысле, например, у международного веб-сервера Nginx российские корни.

Справочно: по данным Netcraft, число сайтов, обслуживаемых nginx, превышает 447 миллионов, что делает его третьим по популярности веб-сервером в мире. Доля среди активных сайтов — 21,13%, что ставит nginx на второе место после веб-сервера Apache.

Так или иначе, пожалуй, каждый стартапер, во всяком случае, если мы говорим о технологиях, это мечтатель, который стремится изменить жизнь к лучшему и хочет, в идеале, чтобы его технологию или решение использовали по всему миру. И поэтому оценивать стартапы и идеи честнее в контексте международного опыта. В России появляются интересные идеи, у многих международных проектов есть российские корни. Но, я надеюсь, что стартап из России, который меня удивит и вдохновит, еще впереди.

Что, по-твоему, мешает российскому бизнесу расти на международном рынке — ведь пока мы знаем крайне мало глобальных стартапов родом из России и СНГ.

Я считаю, что российскому бизнесу мешает недостаток коммерческого опыта и качественных ресурсов для его приобретения, мало людей «заточенных» под бизнес, с так называемой «предпринимательской жилкой». Здесь есть много изобретателей, людей, способных создавать новые технологии, но у них нет понимания возможностей коммерциализации и привлечения денег для финансирования их проектов, нет опыта в построении бизнес-процессов. Им нужны менторы и экосистема поддержки для помощи в привлечении инвестиций, решении юридических вопросов. Движение в этом направлении есть, но это очень трудоемкий и длительный процесс.

Инвестируешь ли ты как бизнес-ангел?

Конечно. В принципе, часто именно так я и начинаю свою работу с проектами. Можно сказать даже не просто как бизнес-ангел, а как «бизнес-ангел плюс». Бизнес-ангел дает деньги на идею, чтобы попробовать получится или нет. Отличие «бизнес-ангела плюс» в том, что он сам входит в бизнес, то есть не только инвестирует, но и участвует в управлении проектом, помогает развиваться. И это то, чем я занимаюсь.

Какие самые перспективные направления, рынки ты видишь для инвестиций и разработки новых технологических проектов в ближайшие 30 лет?

В первую очередь, конечно же, это все, что связано с xR — технологиям расширенной реальности. Также большой потенциал для развития у биотехнологий. Перспективным направлением являются решения, связанные с более эффективными способами получения природных ресурсов из недр и оптимизацией их обработки, а также технологии в индустрии транспортировки и логистики.

Встречал ли ты технологию, которая по-настоящему тебя испугала, что-то похожее на истории из “Черного зеркала”?

Наверное, да. Это то, что связано с искусственным интеллектом, я часто задумываюсь, насколько он будет «умнее» нас, как быстро эта технология сможет развиться, и к чему это все приведет. Мы реально зависим от технологий и настолько привыкли рассчитывать и полагаться на них, что иногда бывает страшно, что будет, если в какой-то момент всего этого может не стать, если сеть окажется недоступна, и все мы вдруг окажемся оффлайн. Насколько человечество окажется отброшенным назад? Ведь сейчас, когда дома или в офисе отключается интернет даже на полчаса, то это уже парализует работу и жизнь. Современные дети, например, вообще не понимают, как интернета может не быть. Эпизоды «Черного зеркала» как раз очень точно описывают степень нашей зависимости от технологий.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Olya Tarasenko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 10, "favorites": 34, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 52003, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 28 Nov 2018 15:35:58 +0300" }
{ "id": 52003, "author_id": 124620, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/52003\/get","add":"\/comments\/52003\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/52003"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131, "possessions": [] }

8 комментариев 8 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

М-м-м. Заказная статья про людей, за которыми - кроме слова НИ-ЧЕ-ГО. Ни использования их продукта. Ни продаж. Ни патентов. Ни уникальных технологий. Даже нейминг у них краденный.

Ответить
1

Позитив это клюнь к успеху!!!)

Ответить
0

У кого украден? У Николы Теслы?

Ответить
0

Кстати согласен, для того что бы красть у Теслы надо быть Эдисоном. А не менагером по коже бойко впаривающим свой хлам

Ответить
0

ммм и сайт без обратного адреса....

Ответить
0

Так Этот костюм током бьет?! Предлагаю использовать его, что бы не наступать на собачье дерьмо. Как только видеокамеры вмонтированные в носки сапог по специальному алгоритму определяют, что кругом дерьмо, в поясницу бьет удар тока 20 000 вольт.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }