Недетские игры: монолог создателя конструкторов для взрослых Ugears о потере компании и новых проектах Статьи редакции
Денис Охрименко — о создании Ugears, конфликте с партнёром и своих стартапах в той же сфере — Time 4 Maсhine и Pagl.
Я начал придумывать стартапы ещё в университете, мне всю жизнь хотелось создать свой проект. Одной из первых идей стала служба доставки на автомобилях. В 2006 году я выступил с ней на конкурсе для стартапов, однако идею не оценили — говорили, что такая доставка не нужна, когда работает государственная почта. Забавно, что через несколько лет подобная доставка всё же появилась в Украине — «Новая почта» успешно работает до сих пор.
Затем я пытался делать изделия из керамики и даже нашёл клиента — он заказал у меня 10 тысяч чашек. Но я не смог найти завод, который бы согласился их изготовить, говорили, что партия слишком маленькая. Я попытался договориться с заводами в Польше, но тоже безуспешно.
На тот момент таких слов, как «стартап», «кофаундеры», не было, и к начинающим предпринимателям относились скептически.
После этого мне пришла идея фуд-проекта «Коробка с едой» — своеобразного конструктора для еды. С этим стартапом я несколько раз выступал на конкурсе Startup UA и просил довольно большую сумму — около $500 тысяч. Потому что фуд-проект делать дорого — нужно обустраивать магазины, кухню, технику. К сожалению, эта попытка тоже не увенчалась успехом.
Как появился Ugears
Я сидел дома, и мимо меня прошла беременная жена. Подумал: «Попробую последний раз — придумаю какой-нибудь проект и запущу его». Но в этот раз стал искать идею, в которой я бы мог применить свои дизайнерские навыки и потратить не слишком много денег на запуск. За минуту на бумаге придумал Ugears — конструктор для взрослых.
Думал, что будет быстро, но два года я искал подходящие для конструктора материалы, перебрал и пенокартон, и пенополистирол, дерево, картон, ламель и так далее. Самым подходящим вариантом стала лазерная резка фанеры, хотя я всеми силами пытался его избежать — мне не нравилась фанера как материал.
Первые игрушки я разрабатывал сам и заказывал изготовление на производстве. Также купил строительный фен, полиолефиновую плёнку и самостоятельно запаковывал модели на кухне. А далее передавал их курьерам разных магазинов. Так продал около 50 штук.
Я подумал, что с такими медленными темпами первый станок у меня появится года через два, а за это время какая-то компания может скопировать мои изделия. Тогда решил снова попытать удачу на Sturtup UA.
В один момент я даже решил просто уйти, однако остался и позже выступал на конкурсе второй раз.
После второго выступления я получил несколько предложений — от программиста, банкира и издателя Геннадия Шестака. Шестак работал в торговле и имел контакты на местном рынке.
Одним из моих первых клиентов ещё до переговоров с инвестором стал Артемий Лебедев — я написал ему на почту и прислал фото конструктора. Он сразу же ответил, что вещь интересная, и через два месяца закупил у нас партию и стал продавать наши игрушки на своём сайте.
С сайта Лебедева шёл сумасшедший трафик, первая партия конструктора была распродана именно через него. Так продолжалось примерно полгода, но затем у Лебедева с Шестаком случилось какое-то недопонимание, и сотрудничество прекратилось. Сейчас, насколько я знаю, Ugears снова сотрудничает с Лебедевым.
Работать приходилось днём и ночью, зарплата у меня была небольшая, чтобы не напрягать инвестора. Чтобы заработать денег, я постоянно работал по выходным.
Уже в первые два месяца мы продали моделей на $3000 — на выставках в Киеве и в Одессе. За полгода я разработал пять разных моделей. Дизайнеров в команде не было — я сам учил резчиков, делал сайт, упаковку, фотографировал продукты.
Шестак нашёл помещение и купил оборудование. Тогда ещё он продолжал работать в издательстве.
Через полгода после старта мы решили вложить $300 в таргетированную рекламу на Facebook — продажи выросли в два раза. Это стало откровением.
Мы развивались, начали нанимать дизайнеров, нашли помещение лучше. Геннадий Шестак совместно с другим инвестором Ольгой Кравчук вложили в дело примерно $120 тысяч. К 2016 году в Ugears работало около 100 сотрудников.
Примерно через год мы решили идти на Kiсkstarter, вложили минимум — сами сняли и смонтировали видео. Ugears собрал на платформе больше $400 тысяч.
Конфликт с партнёром
К тому моменту Шестак уже покинул свою работу в издательстве и полноценно занимался Ugears. Он решил взять на себя роль директора, у нас начались разногласия. Отношение ко мне изменилось — были моменты, которых я не встречал ни на одной работе. После Kiсkstarter я понял, что мне не будут давать принимать решения и ограничат в возможности получать деньги с проекта.
Дошло до того, что мне приходилось просить денег для себя и семьи на фоне успеха проекта, а ведь я искал партнёра, а не руководителя. Несмотря на весь проделанный путь, летом 2016 года я решил покинуть проект. Ушёл один — оставив им команду, разработки и деньги.
Остаток лета мне всё равно продолжали платить зарплату, и это помогало — я был в такой депрессии, что не мог ничем заниматься. Это было очень тяжело — идёшь в торговый центр, а там стоят твои игрушки. Друзья постоянно звонили и рассказывали, как видели Ugears в разных местах. А ты понимаешь, что твоё детище потеряно навсегда. Я бы не хотел, чтобы кто-то переживал подобное.
Time 4 Machine — конструктор из железных деталей
Летом 2016 года я начал понемногу заниматься Time 4 Machine — конструктором для взрослых из металлических деталей. Мои деньги постепенно заканчивались, и когда я подписывал договор с инвесторами, в кармане оставались буквально последние 100 гривен. Первоначальные инвестиции на разработку составили $30 тысяч.
Time 4 Machine визуально похож на Ugears, но чтобы создать новый проект, пришлось переосмыслить всю сборку конструктора. Крепление оси в шестерёнках пришлось изобретать заново — получилось примерно с пятого раза.
Я решил продолжить заниматься конструкторами для взрослых, потому что Ugears для меня был незакрытым гештальтом. В целом проект удался, но не для меня.
Кроме того, ещё работая в Ugears, я искал варианты, как усовершенствовать модели. Лазерная резка из фанеры меня не устраивала — это дорогой и медленный способ. Одна модель в среднем вырезается от получаса, а в Украине ещё и дефицит фанеры.
Модели из металла классные — тяжёлые, блестящие, маленькие. А бонусом — из них можно сделать рабочий механизм, например, настоящие часы.
Ограничение по возрасту на модели Time 4 Machine — для людей старше 14 лет. Это освобождает нас от получения сертификатов на производство детской продукции.
Когда деньги инвесторов закончились, я продал свою долю в Ugears, купил жильё для семьи, машину для жены и пустил оставшиеся деньги в дело. На команду, дизайн, станок по резке металла ушло больше $100 тысяч.
Сначала мы самостоятельно пытались изготавливать детали с помощью станка, но он не отвечал нашим требованиям — появлялись микроокалины. Мы не нашли в Украине подходящего производства, поэтому перенесли изготовление деталей в Китай — там есть необходимое оборудование. Сейчас мы делаем детали более совершенным и массовым способом — металл получается гладкий.
Со временем у меня появился партнёр (он занимается производством в Китае), а также инвестор, но сумму инвестиций мы не раскрываем.
Сейчас в команде Time 4 Machine работают 14 человек в Киеве, пять в Днепропетровске и ещё трое в Китае.
Ещё мы делаем коллаборацию с компанией, которая производит настольные игры, а также проектируем фиджеты для рук.
Time 4 Machine развивалась медленнее, чем я ожидал. Несколько раз модели приходилось переделывать — я создавал слишком сложные механизмы. В 2017 году мы открывали сбор на Kiсkstarter — собрали чуть больше $50 тысяч.
В декабре 2018 года конструкторы запустили в продажу. За месяц продали моделей на $50 тысяч. Считаю это неплохим результатом. В феврале мы планируем снова выходить на Kiсkstarter.
В основном мы работаем с оптовыми покупателями из Китая, Гонконга, Тайваня и США. Также к нам обращается много поставщиков от Ugears. Ещё есть контакты европейских поставщиков, но это направление нужно развивать. В начале февраля поедем на выставку в Германию.
Сейчас ведём переговоры по продажам в Россию. Недавно на канале вышел Ferumm Live хороший видеообзор о том, как собрать модель Time 4 Machine. Мне очень понравился ролик, думаю, продажи пойдут.
Украина по продажам оказалась в конце списка — пока у нас только один торговый партнёр.
Одна модель Time 4 Machine стоит $99 — дороговато, но позже, когда расширим производство, надеемся уменьшить цену.
У нас три серии моделей — одна из дерева и две из металла. Мы хотим изменить способ производства из дерева, но об этом я пока не могу говорить. Я не хочу, чтобы мой товар и товар Ugears продавались рядом, хочу предложить уникальный продукт со своим видением.
У нас есть электронная серия игрушек, которые можно собрать и управлять ими со смартфона. А также фигурки, которые можно собрать и поставить в одну позу — они не двигаются. Для этих игрушек мы работаем с дизайнерами, которые специально для нас создают отдельную вселенную моделей с роботами.
Дети на выставке очень вдохновились скорпионами, я даже не ожидал. Самый большой акцент мы делаем именно на электронную серию и серию с роботами.
Pagl
В конце 2016 года, практически одновременно с Time 4 Machine, появилась идея бумажного конструктора Pаgl. Я познакомился с представителями и совладельцами Житомирского картонного комбината Игорем Лиски и Сергеем Рудковским, которые искали новые идеи для производства.
Предложил им картонные кубики из бумажной массы — идею подсказала жена. Мы начали проектировать тестовые формы, нужного результата добились примерно через двадцать попыток.
Сейчас кубики Pаgl мы производим тестовыми сериями и продаём в Украине. С этим проектом всё получилось иначе — не удалось легко и быстро выйти на международный рынок, но кубиками заинтересовались в Украине. На Kiсkstarter собрали всего $16 тысяч, но детские товары на платформе заходят сложно.
Pаgl — это как большое Lego, детям очень нравится. Думаю, продукт должен зайти.
Кубики созданы из бумаги — в среднем за игру дети уничтожают от трёх до пяти кубиков. Я считаю, сейчас эра уничтожаемых продуктов.
Мы можем сделать кубики пластмассовыми, но это будет не совсем безопасно — дети строят башни, врезаются в них, прыгают, материал должен быть мягким.
Набор стоит около $80, пока тоже не получается сделать его дешевле. Некоторые возмущаются, говорят: «Вы что, гору яичных лотков за $80 хотите продать?». Но поверьте, это действительно гора — кубиков в наборе 111 штук. Сейчас продукт делается на небольшой машине, когда расширим производство, цена станет ниже.
Time 4 Machine — это тоже уничтожаемые игрушки, их можно разбить молотком и таким образом создать авто, будто после аварии. Или если у электронной фанерной машинки стёрлись колёса, человек может заменить какие-то детали, как настоящий механик. Мне кажется, это здорово. Долговечные игрушки — это не игрушки.
Основные каналы нашего продвижения — страницы в Facebook и Instagram. Мы развиваем собственные страницы, а в контекстную рекламу вкладываемся меньше. По Pаgl работали с блогерами, но это не произвело особенного эффекта. Реклама у блогера стоит $300–500, а приходит с неё не слишком много человек.
Бизнес развлечений интересный — когда выходишь с развлекательным продуктом, первые несколько лет можешь даже не вкладываться в рекламу, продажи будут хорошие. Но потом хайп может пройти или тебя скопируют, работать станет труднее. Например, как у Ugears — сейчас у них больше десяти компаний-подражателей.
Но всё равно ценится оригинал. Как бы много конкурентов ни было у Lego, все хотят конструктор именно от них.
Сейчас акции компании между инвесторами и основателями поделены примерно на половину. С точки зрения венчурных фондов это не совсем правильная стратегия. После конфликта с партнёром в Ugears меня постоянно предупреждают, чтобы я не совершил повторной ошибки.
Но самому всё делать не получается, всё равно нужно искать партнёров. Если говорить о безопасности, то всегда будет страшно — не знаешь, сможешь ли ты доверять этим людям. Но я понял, что все люди особенные, к каждому человеку нужно привыкать и искать подход. Всё может случиться, всё может повториться, но нужно идти вперёд.
Я вынужден опровернуть некоторые слова. Продажами не занимался. Отсекал с первого дня моих продавцов которых я привел, я позже понял зачем. Продавушку там не так все было.. ерунда. Про модели - ерунда. я лично сделал 8 и под моим руководством вышло еще столько же. И главное - новые проекты появились после выхода. Я не говорил им о них.
Денис, мне нравятся идея ваших конструкторов.
Но у меня сейчас один вопрос: когда вы выходили с этой историей в публичное поле, какого ответа от вашего бывшего партнера вы ожидали? Вы вынесли сор из избы, партнер защищается. Все логично. И ваш трагичный комментарий превращается в комедию.
Вам лично желаю успехов, ваши конструкторы действительно крутые!
Здравствуйте, Денис! Не хотели бы опубликовать опровержение/свою версию в виде отдельного поста?
Денис, добрый день, а в России модели t4m, насколько я понял, пока нигде нельзя купить? Когда планируется выход на рынок РФ?
Как так получилось что Шестак выдавил вас из проекта? То что он инвестор еще не дает ему право на управленческие решения, он по сути просто кредитор, вам же банк не указывает как мебель в квартире ставить если у вас ипотечный кредит?
мы за тебя, создатель. торгаши как обычно все подминают наглостью, но не креативностью
В чем проектируете модели? SolidWorks? Всегда нравились ваши разработки. Думал, хотел да и хочу что то подобное сделать.
Боже, Шестак опять меня оболгал....
Кто-нибудь, позовите Шестака в комменты, я пока за попкорном схожу
Модели из фанеры выглядят теплее и приятнее, хочется взять в руки и пощупать.
А метал - холодный. И кажется, что если вертеть в руках, то жирные следы останутся, но тут могу ошибаться. Метал не вызывает такого же визуального восторга, как дерево.
Может, поэтому и продвигается хуже. А может, действительно просто утеряно первенство.
Кому как, по мне металл выглядит круче
В статье только одно фото Ugears - грузовик. Остальные модели наши.
Это именно тот комментарий, который я хотел увидеть. Ugears хочется взять в руки и вертеть, прикоснутся, гладить. Плюс, западный рынок не очень привык к деревянным конструкторам, там такого нет (ну или я не знаю о чем то подобном). Как то так.
Когда деньги инвесторов закончились, я продал свою долю в Ugears, купил жильё для семьи, машину для жены и пустил оставшиеся деньги в дело. На команду, дизайн, станок по резке металла ушло больше $100 тысяч.
Интересная статья, но удивили очень инфантильные комментарии (Боженьки, меня оболгали).
Света, опять ты читаешь ерунду в интернете
Ай да Lego Bionicle из дерева, только с русской душой аля Змей Горыныч и Три богатыря и крутым ЛОРом
Скорпион очень крут!
Много лет назад брал ребенку в Китае такие модельки, стоили они центы.
Забавно, что Нова Пошта работала с 2001 года и в 2006м уже была сеть отделений. Собственно, как и у Ночного Экспресса. Ну а Автолюкс вообще был первым на этом рынке в далеком 1998м. начале нулевых у нас в городе уже был Автолюкс и мы пересылали им грузы.
В Славянске можно было и 10 штук заказать. И сейчас можно и 10 и 100 и 10000.
Ощущение, что Денис приезжий и совсем не знал страны, в которой жил.
Но Ugears круты - следил за ними со времен первой кампании на кикстартере и до сих пор покупаю конструкторы на подарки на новый год клиентам.
Комментарий недоступен
Видимо ошибка. Я выстуапал в 2000 году в Вузе
А разве не time 4 maChine?
Комментарий удален модератором
Сообщение удалено
Ух, вот это я понимаю драма на vc!
Надо было линию low cost gears сразу стартовать, чтоб РРЦ было 990 рублей с учетом розничной наценки в 100%. Например на Ali модель аналог сейфа начинается от 8 USD, в российской рознице уже от 3к. Технология достаточно примитивная - это же не Rocket science.
А Денис не родственник семейства Виторгана? Скандалы, интриги, расследования в форме "еще вам может понравиться этот товар". Низколетящая реклама. Потратьте еще 300 на таргет.
Изи. Меня журналистка спросила про мои проекты. Потмо фактически обманула превратив это в какой-то срач.
Верните Вконтакте Дурову! Ой, не то.
А чем отличаются деревянные конструкторы Time 4 Maсhine от деревянных конструкторов Ugears?
https://www.kickstarter.com/projects/timeformachine/the-most-beautiful-construction-set-in-the-world
Комментарий удален модератором