Истории Maxim Spiridonov
1 154

Генеральный директор Tazeros Global Systems Артур Хачуян: «Вряд ли у кого-то есть больше данных, чем у нас»

Беседует автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.

В закладки

Что такое большие данные

Все, когда слышат о больших данных, представляют себе сразу такую гигантскую базу данных, в которую собирается что-то. Однако люди научились собирать огромные массивы данных ещё 10–15 лет назад или даже больше.

Дело в том, что собрать их проблемы не составляет — нужно правильно (возможно, даже в реальном времени) вычленить из этих данных какие-то знания. Большие данные — это набор алгоритмов, позволяющий из традиционных источников данных, когда их много, вычленять новые смыслы и знания.

Кто лучше всего использует данные

Из трёх пунктов — люди, государство и компании — понятное дело, что на последнем месте находятся люди, ведь они до сих пор не могут обуздать этот механизм. Но уже сейчас появляются, например, журналисты, которые научились пользоваться реестрами госзакупок и проводить расследования. Это первая ступень того, как подобные технологии проникнут в массы, и любая баба Люба сможет понимать, сколько стоила закупка труб для её подъезда.

На втором месте у нас государство. У государства очень много интересных, нужных и полезных данных, но, к сожалению, использовать их оно пока не научилось.

На первом месте, само собой, частные компании вроде Facebook и Google, которые обладают наибольшим объёмом данных и умеют их обрабатывать. Они, в отличие от государства, не получают некий статический бюджет — им нужно каждый раз на этих данных зарабатывать бабло. Это бабло двигает алгоритмы, и из каждого килобайта выжимают последние рубли.

О пути к большим данным

Мой путь был в некоем пузыре. Я занимался параллельно вычислениями, программированием. Потом начал заниматься биржевыми роботами, в тот момент как раз бросил университет и перешёл в компанию, в небезызвестное агентство «Апостол», которое все поливают грязью. Несмотря на то что там полностью отсутствовали бизнес-процессы, там было огромное количество крутых заказчиков, естественно, было очень много денег и огромное количество задач, которые можно решить.

Туда приходит молодой, амбициозный, с юношеским максимализмом Артур, видит, что половина отчётов рисуется в Illustrator, половина данных собирается ручками в Excel, и говорит: «А давайте-ка я напишу скрипт, который сначала это соберёт, а потом вот это соберёт».

Потом я понял, что эти компании зарабатывают огромное количество денег и 95% заработка тратят на поддержание коллектива, штата, людей, когда с этим всем может справиться парочка алгоритмов.

Тогда ещё никто не слышал о машинном обучении. О больших данных ещё в новостях не писали, но в тот момент мы уже начали собирать все открытые источники, что нам были доступны, в гораздо большем объёме, чем это делали мониторинговые компании.

О компаниях

SocialDataHub был моей первой игрушкой, где я поигрался с серьезными деньгами. Это был офигенный проект для коммерческого рынка: слоган «Испытай data-оргазм», офигенный пиксель-арт, но всё-таки это было не то, что через пять лет может выйти на IPO. Поэтому мы решили его немного облагородить.

Первая попытка — компания Fubutech — юрлицо для работы с нашим государством: серьезные шрифты, чёрное на белом, серьёзные картинки. Сейчас же мы всё это соединили вместе в Tazeros Global и пытаемся собрать что-то приличное, усидеть на двух стульях.

О конкурентах

В России у нас единственный большой и живой конкурент — OneFactor (дочерняя компания Mail.ru Group), но эта компания в своём сверхвысокодоходном рынке находятся, а мы просто в высокодоходном. Дело здесь даже не в данных, так как вряд ли у кого-то есть больше данных, чем у нас.

Те исследования, что мы сейчас можем продать за десять миллионов, OneFactor спокойно продадут за 150. Но у Mail.ru Group есть только данные Mail.ru Group, а у нас есть всё. Я не буду говорить, что у меня есть полная копия «ВКонтакте». Юридический департамент запрещает это делать.

О конфликте с Facebook

Всем нашим сотрудникам Facebook прислал письма с примерно следующим содержанием: вы продаёте технологию распознавания лиц Кремлю, и вообще вы уроды, а корпорация Facebook работает на благо пользователей. Подтекст же был очень простой: зарабатывать на данных пользователей Facebook может только Facebook. Удалили все аккаунты нашей команды. Мы написали в аналог ФАС в Ирландии, но дошло наше заявление или нет, не знаем.

О самых странных заказах клиентов

Большинство бредовых запросов приходит с коммерческого рынка. Последнее, над чем мы очень долго ржали: одно рекламное агентство, которое попросило найти всех женщин, которые используют бесцветную помаду.

«У вас там большие данные, распознавание образа», — сказали они. А я им говорю: «Вы как можете по фотографии определить, что у девушки бесцветная помада?». Выход мы нашли — использовали данные магазинов и ОФД о чеках, но смеялись очень долго.

О паранойе и тотальной слежке

У меня есть здравый уровень паранойи с учётом того, в какой сфере я работаю. Я всегда говорю, что еду заказываю в соседний подъезд, чтобы не светить домашний адрес, потому что сервисы доставки постоянно теряют данные — их то и дело куда-то в Tor выливают. Но я не заклеиваю веб-камеру: спокойно отношусь к тому, что кто-то может меня голым увидеть. Мне кажется, при определённом уровне цифровой гигиены, когда мы понимаем, зачем и что мы опубликовали, нам через десять лет не станет стыдно, всё должно быть хорошо.

Подробнее о работе Артура с государством, блокировке Telegram, Роскомнадзоре и навыках, необходимых для работы в больших данных, — в полной версии интервью и группе во «ВКонтакте».

#заметкипредпринимателя

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Maxim Spiridonov", "author_type": "self", "tags": ["\u0437\u0430\u043c\u0435\u0442\u043a\u0438\u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f"], "comments": 1, "likes": 15, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 61067, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 14 Mar 2019 12:49:10 +0300" }
{ "id": 61067, "author_id": 79772, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/61067\/get","add":"\/comments\/61067\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/61067"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131 }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

0

гость похож на безумного ученого из "Первому игроку приготовиться"

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }