«Умница с абсолютно стратегическим мышлением»: как Наталия Филёва с мужем превратили «Сибирь» в аэрокосмическую S7 Статьи редакции
История жизни одной из самых успешных предпринимательниц в России.
31 марта 2019 года в авиакатастрофе погибла сооснователь и председатель совета директоров группы компаний S7 Наталия Филёва. Вместе с ней погиб отец Валерий Карачев и пилот Андрей Дикун.
Коллеги по отрасли отзывались о ней, как о прекрасном стратеге, который не боялся идти вперед в сложных ситуациях, а коллеги по S7 называли её «мамой».
Филёва Наталия Валерьевна родилась 27 ноября 1963 года в Новосибирске, окончила Новосибирский электротехнический институт, став инженером-радиомехаником. Позднее получила диплом по специальности «Организация управления производством» в институте народного хозяйства.
В начале 1990-х годов Филёва работала в новосибирском «Гарантбанке», а затем получила лицензию по работе с ценными бумагами. Вместе с мужем Владиславом открыла филиал инвестиционной компании «Еврофинансы». Ею владел армейский друг Филёва и основатель парфюмерной сети «Иль де Ботэ» Алексей Грибков. Сейчас ему принадлежит 10% акций S7, пишет The Bell.
Филёвы начали работу с ценными бумагами: выкупали эмиссии городских и областных векселей предприятий, а когда те не могли оплатить долги, предлагали финансовую помощь в обмен на продукцию, которую можно было продать.
Приход в авиацию
Работа в «Еврофинансах» привела Филёвых в авиацию: в 1998 году один из самолётов авиаотряда «Сибири» ремонтировался в Минеральных водах, компания не смогла оплатить работу. Филёвы погасили долг в 3 млн рублей и получили самолёты компании, пишет «Ведомости».
Владиславу Филёву хотелось заниматься бизнесом, связанным с авиацией, а областная администрация, находившаяся в поиске инвесторов для «Сибири», узнала о появлении молодых предпринимателей.
Филёвым предложили собрать контрольный пакет акций, пообещав позднее их выкупить. Супругам пришлось одолжить у московских знакомых и новосибирских компаний $20 млн, чтобы купить недостающие 26% акций «Сибири».
По информации Forbes, «Сибирь» в тот момент находилась в предбанкротном состоянии, и Филёвы медленно восстанавливали компанию. Когда администрация Новосибирска отказалась выкупать контрольный пакет, Филёвы решили консолидировать его: уволили руководство «Сибири», закрыли свою финансовую организацию и всей командой стали развивать авиакомпанию.
Их наставником стал Владимир Тасун — на тот момент начальник Западно-Сибирского управления Росавиации, сейчас — глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. По его словам, центром создания компании стала Филёва. Она была идеологом, постановщиком задач, искала новые кадры и «была ведущим элементом в тандеме».
В течение двух лет Филёвы по совету Тасуна скупили ещё пять обанкротившихся региональных компаний: «Саян», «Энкор», авиапредприятия Томска, Кемерова и Барнаула. Таким образом «Сибирь» получала новые лицензии на маршруты.
Развитие «Сибирских авиалиний»
Супруги разделили обязанности: Наталия занималась маркетингом, коммерцией и коммуникацией с государством, а Владислав — стратегией и производством.
В 1999 году «Сибирь» совершила первую попытку купить «Внуковские авиалинии» — объединенная компания могла бы получить около 10% всего пассажиропотока и более 40 основных магистральных маршрутов из 150.
В 1998 году, до завершения сделки, Филёва назначили гендиректором «Внуковских авиалиний». Он перевёз команду в Москву, но позже владельцы контрольного пакета авиакомпании Сулейман Керимов и Татевос Суринов уменьшили предложение до 49%, и Филёвы отказались от покупки, вернувшись в Новосибирск.
После несостоявшейся сделки Керимов ушёл из «Внуковских авиалиниий», а Суринов вывел все активы и обанкротил компанию.
В 2001 году «Сибирь» выкупила авиапарк у фирмы «Центролизинг», продавцом стал хозяин аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик. После сделки «Сибирь» перевела компанию в «Домодедово» и помогла аэропорту стать крупнейшим по пассажиропотоку в России, пишет The Bell.
Затем «Сибирь» получила и маршруты «Внуковских авиалиний»: руководитель Росавиации Александр Нерадько согласился отдать маршруты при условии погашения всех долгов компании перед госпредприятиями, рассказывал «Ведомостям» знакомый Филёва.
Компании пришлось восемь лет оплачивать кредиторскую задолженность «Внуковских авиалиниий», которая оценивается в 600 млн–1 млрд рублей. К концу 2002 года «Сибирь» заняла первое место по перевозкам внутри России.
В 2004 году контрольный пакет «Сибири» был зарегистрирован на Наталию Филёву, она стала главным стратегом компании, передав мужу публичную деятельность, пишет РИА. В 2006 году она вошла в рейтинг самых успешных женщин России по версии издания «Финанс», её капитал оценили в $155 млн.
Переход к S7
В середине 2000-х годов Филёва занималась ребрендингом «Сибири» после нескольких авиакатастроф: в 2001 году был случайно сбит Ту-154 в ходе украинских учений, в 2002 году в таком же самолете был совершен теракт, а в 2006 принадлежащий «Сибири» А310 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы во время посадки и загорелся.
Компания сменила название на S7 Airlines, самолеты получили узнаваемый яркий жёлто-зелёный цвет, запустились рекламные кампании — на ребрендинг были потрачены «десятки миллионов долларов».
Структура компании тоже поменялась — основной организацией стала S7 Group. В неё вошли основные активы авиаперевозчика: турагентство, продажа билетов, база технического обслуживания в «Домодедово», основанная в 2008 году дочерняя авиакомпания «Глобус», а также сама S7 Airlines. Филёва возглавила S7 Group, а Владислав — S7 Airlines.
Спасение из кризиса
В 2009 году компания допустила дефолт по облигациям на 2,3 млрд рублей, общий долг составлял 10,7 млрд рублей, половина которого приходилась на «Сбербанк», также в залоге у банка находился контрольный пакет акций, пишет The Bell.
Единственным решением для спасения бизнеса, которое предлагало правительство, было объединение с «Аэрофлотом», но Филёвы смогли договориться с другим кредитором — «Альфа-банком» — и получили кредит на 8,9 млрд рублей.
«Альфа-банк» объяснил своё решение «адекватностью акционеров»: планы, по мнению источников The Bell, разрабатывались совместно. Филёв знал, как действовать на рынке, а Наталия была «самым гениальным финансистом и менеджером».
Чтобы погасить кредиторскую задолженность, компания продала 37 российский Ту-154 и Ил-86, отказалась от контракта на 15 самолетов Boeing 787 и полностью перешла на лизинговую модель — в авиапарке S7 на тот момент осталось 35 самолетов. Также S7 отказалась от низкодоходных маршрутов и сократила более 30% персонала — на компенсации лётчикам потратили $20 млн.
Кризис заставил пересмотреть бизнес-процессы и вести себя более осторожно: S7 начала эффективнее всех на рынке обслуживать авиапарк, экономить на внутренних нуждах и закупать самые энергоэффективные самолёты на рынке, пишет Forbes.
В расчетах помогала дочь Филёвых — Татьяна, которая отвечала в компании за маркетинг и рекламу. У неё был диплом по определению стоимости моделей самолётов и её снижения во время эксплуатации.
К 2010 году «Сибирь» потеряла часть рынка, перейдя со второго на четвёртое место по авиаперевозкам, но начала зарабатывать. К 2013 году у S7 оказался нулевой чистый долг и самый низкий скорректированный долг среди российских авиакомпаний — около 50 млрд рублей.
Выход в космос
В мае 2013 года Филёвы выкупили 25,5% акций «Сибири», принадлежащих государству. Компания приобрела блокирующий пакет за 1,33 млрд рублей после обсуждения в правительстве идеи отдать «Сибирь» «Аэрофлоту».
Тогда Филёва заявила «Ведомостям», что возможность объединения авиакомпаний — «шантаж со стороны государства». В 2017 году 10% акций «Сибири» были проданы компании «Еврофинансы-Недвижимость».
В 2015 году «Сибирь» вернулась на второе место по авиаперевозкам и продолжила развиваться. В 2016 году Филёвы вышли на международный рынок через покупку доли кипрской Charlie Airlines и объявили о запуске аэрокосмической компании S7 Space.
S7 вложила около $150 млн в покупку плавучего космодрома «Морской старт». Супруги считали, что из-за роста конкуренции в сфере коммерческих запусков ракет площадка станет экономически эффективной.
21 декабря 2018 года S7 Group переименовалась в S7 AirSpace Corporation, а 25 декабря 2018 года S7 Space анонсировала создание орбитального космодрома на базе элементов МКС. По задумке Филёвых, космодром может стать ключевой станцией космической транспортной системы «ближний космос»–«дальний космос». Проект намечен на 2022–2024 годы.
В группу входят более десяти компаний: авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», а также розничная сеть по продаже авиационных и железнодорожных билетов, туристических путёвок, авиационный учебный центр, компания по техническому обслуживанию и ремонту авиатехники, плавучий космодром.
7 ноября 2018 года Наталия Филёва сменила мужа на посту председателя совета директоров «Сибири». Сам Владислав сконцентрировался на космическом бизнесе S7 Group. В 2017–2018 годах издание Forbes оценило состояние Филёвой в $600 млн. В 2018 году она стала четвёртой в рейтинге самых богатых женщин России по версии Forbes.
В 2017 году «Сибирь» заняла второе место в рейтинге российских авиакомпаний по версии Forbes. Сейчас S7 Group — крупнейший частный авиационный холдинг России, занимает второе место по размеру пассажиропотока среди российских авиакомпаний после «Аэрофлота». В 2018 году авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», входящие в S7 Group, обслужили 16 млн пассажиров.
«Мама» авиационной отрасли
S7 считается семейной компанией: дочь Татьяна — старший вице-президент S7, она отвечает за коммерческий блок, продажи, развитие программ лояльности и стратегическое развитие компании, а другой дочке, Марии, принадлежит «Студенческое конструкторское бюро авиационных роторных двигателей». Всего у Наталии четверо детей.
Филёва не только развивала собственную авиакомпанию, но и представляла интересы бизнеса в Российском союзе промышленников и предпринимателей, в котором была руководителем комиссии по авиационному транспорту и инфраструктуре, не боялась идти на конфликт, не отмалчивалась от отраслевых проблем и вела общественную работу, считает Олег Пантелеев.
В 2016 году Филёва защищала владельца «Домодедово» Дмитрия Каменщика, обвинённого в необеспечении требований безопасности. По этой причине, по версии следствия, произошёл теракт в 2011 году.
«Знаете, в "Домодедово" очень законопослушные люди. Деньги выжимают с клиентов — да, есть такой недостаток. Но в самом аэропорту никакой коррупции, всё хорошо организовано: шикарная четкость работы. Я хочу сказать, что он очень эффективный собственник», — говорила Филёва в интервью Forbes.
В 2018 году на инвестиционном форуме в Сочи Филёва попросила не звать чиновников на подобные форумы, потому что «они не делают бизнес, они не реальные люди». Несмотря на предназначение инвестфорума, первые ряды заняли госслужащие.
В разговоре с Forbes один из федеральных чиновников-знакомых Филёвой признался, что предпринимательница была «эмоциональной, яркой и очень харизматичной, очень жаль, что ее теперь нет с нами». На её слова он не обижается.
Также Филёва занималась благотворительностью: в 2017–2018 годах она подарила родному Новосибирску четыре тест-автомобиля для бесплатной сдачи крови на ВИЧ и гепатит С, каждый из которых стоил более 70 млн рублей. Проект в четыре раза эффективнее выявлял болезни, чем тестирование в медучреждениях.
Она планировала дальше развивать проекты по оказанию помощи людям с ВИЧ, по паллиативному уходу на дому и постконтактной профилактике больных, рассказал «Коммерсанту» председатель предправления общественной организации «Гуманитарный проект» Денис Камалдинов.
«Мы знаем, что Наталия Филева была заинтересована в этой работе. Она просто делала добро, не афишируя, не делая из благотворительности пиар», — говорит Камалдинов.
В компании все называли Филёву «мамой», рассказал «Коммерсанту» бывший гендиректор S7 Space Сергей Сопов. «Мама сказала — это закон. Я много с ней общался и уважал ее. Она была хорошим человеком. Это невосполнимая утрата», — рассказал он.
Глава Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун считает, что Филёву отличало нестандартное мышление и жёсткость в вопросах управления компанией.
Гибель Филёвой прокомментировал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин: «Она была великим энтузиастом авиации и космонавтики, для всех нас её гибель — личная трагедия».
Пока неизвестно, что будет с дальнейшим развитием космического подразделения — S7 Space отложила рассмотрение новой стратегии компании.
Сильная статья про сильных людей! Определенно нужно иметь стержень для такого рода бизнеса и решения таких проблем! Уважение и вечная память!
Сделали деньги из воздуха на непрозрачных схемах на фондовом рынке в те годы, когда там контроля никакого не было. Потом купили за копейки то, что стоило сотни миллионов ("самолёты за 3 млн руб") - и это гениальные предприниматели? За что уважать то? Очередные махинаторы прихватизаторы.
=== в 1998 году один из самолётов авиаотряда «Сибири» ремонтировался в Минеральных водах, компания не смогла оплатить работу. Филёвы погасили долг в 3 млн рублей и получили самолёты компании, пишет «Ведомости».
Филёвым предложили собрать контрольный пакет акций, пообещав позднее их выкупить. Супругам пришлось одолжить у московских знакомых и новосибирских компаний $20 млн, чтобы купить недостающие 26% акций «Сибири». ====
Не знаю ничего про их бизнес и личные качества. Но всегда забавно читать такое. 1998 год. Чисса одолжили 20 млн долларов у знакомых. ОДИН самолет ремонтировали, компания не могла оплатить ремонт ОДНОГО самолета и супруги получили самолетЫ компании.
Комментарий недоступен
В Форбсе за 2006 год есть интересные подробности, имеющие отношение к истории 1999 года (банкротство ВАЛ), причем со ссылками на некий отчет Счетной палаты, то есть не совсем и выдумка. И некоторые фамилии называются. В статье на VC понятное дело об этом ни слова)) и картинка немножечко другая получается в итоге.
Комментарий недоступен
ну это как Мордашов - В начальный период приватизации в России в 1992 стал директором по экономике и финансам Череповецкого металлургического комбината, вскоре преобразованного в ОАО «Северсталь». Генеральный директор Череповецкого комбината Юрий Липухин поручил Мордашову провести приватизацию комбината. В возрасте 27 лет Мордашов создал дочернюю компанию «Северсталь-инвест» (24 % акций которой принадлежали «Северстали», а 76 % — лично Мордашову) и затем скупил акции «Северстали». Получив таким образом контроль над предприятием, Мордашов стал директором и владельцем ОАО «Северсталь»
это называется "сначала стань на ноги, потом заработай первый миллион, а уже после этого можешь стать честным". та же Шарапова стала теннисисткой только из-за того, что её мама закрутила роман и развела на бабки какого-то бандюгана из Москвы. В 90-ые у честных простоых людей было ровно 0 уе в кармане и всё всегда делалось или по связям за счёт государства или за счёт кого-то конкретно
Если честно, то после прочтения у меня нет однозначности в понимании её гения. План выхода из кризиса: продаём, увольняем, берём кредит для погашения предыдущих (прямо Generation П). По мне стратегическое мышление - это умение не допускать вообще подобных ситуаций и локальных или глобальных кризисов. Да и "лихие девяностые" скорее вызывают вопросы, чем понимание.
Из грязи без поддержки государства сделать 2ую компанию в России это разве не гениально? Тем более это компания из региона, а не из Мск.
Ситуации разные бывают. Иногда подставляют с стороны государства...
В общем замена тушек на более эффективные самолеты логична.
При этом увольнения тоже неизбежны - тех кто избыточен и тех, кого не переучить.
Долги и их реструктуризация тоже - в долговой капкан попали многие ( Связной, Евросеть, Эльдорадо...)
Вовремя найти новых, нетоксичных, кредиторов - это очень важно для бизнеса.
Глубочайшие соболезнования.
Для меня эта трагедия ощущается как личная потеря. Очень светлый, высокий душой, щедрый и сильный человек ушел.
На таких людей строится наша страна.
S7 объективно одна из лучших и эффективных авиакомпаний страны, реально конкурентоспособная, прошедшая и кризисы и взлеты.
Больно читать мелочные, бездушные, завистливые комментарии.. Лучше помолчите, горе-комментаторы, хотя бы в такой теме сдержите свой "поток".
Светлая память Наталье
Как же меня бесят комментаторы, которые считают, что "предприятие в предбанкротном состоянии" – это легкая покупка в 1998 году. А после этого компания смогла пережить и 2008 (пришлось реструктуризировать компанию). Знаете, чем S7 отличается от других авиакомпаний, например Трансаэро? S7 смогла всё пережить, продолжает работать и проверьте соц сети, негатива про S7 вы там почти не увидите. И это при том что Аэрофлот монополизировал все сверхдоходные маршруты и получает новые, а S7 приходится покупать авиакомпании-банкроты, выплачивать их миллиардные долги, для того чтобы получить хоть какие-то интересные маршруты.
Аэрофлот ещё получает роялти за пролёты иностранных судов над территорией России.
Кстати мне в 90-е предлагали купить реактивные истребители. И я бы обязательно купил, если бы мне дали друзья в долг. Не истребители конечно, а кресла с них. Катапультные. Для гостей.
Не комильфо с такими деньгами летать на одномоторной табуретке
А по-моему, как раз это и вызывает уважение, учитывая что они купили эту компанию, которая производит самолеты Epic. А в причинах катастрофы еще предстоит разобраться — не факт, что это из-за дефектов, может ошибка пилота или еще что-то.
Слишком парадоксальное стечение обстоятельств, выглядит как заказ..
А ещё у этой модели самолёта нет черных ящиков.
Судя по написанному - ошибка пилотирования или отказ двигателя.
Земля ей, ее отцу и пилоту пухом.
Отличная авиакомпания с хорошим маркетингом, бонусной программой и обслуживанием (в своем классе).
«Золотому ребенку» Аэрофлоту есть, чему учиться. Но не будут.
"Филёвы погасили долг в 3 млн рублей и получили самолёты компании, пишет «Ведомости». "
В собственность? Сколько самолетов они получили за 100 000 долларов?
Классный бизнес.
Хотя стратегия давно известная скупать долги по дешевке, а потом контролировать должника.
Чутка побольше, почти в 4 раза.
они не в 2010 самолеты покупали)
С чего начали на том и погорели. Купили лихо обанкротившийся авиа заводик в США. Так хоть бы не летали на их продукции, там же банкротятся совсем по иной причине чем у нас в 90е. Впрочем люди Хорошие, Мир Праху.
Вообще, конечно, печально и поразительно как некоторые люди из бандитских 90-х героями становятся. А некоторые свободомыслящими, прогрессивными либералами, .
То , что раньше в американском кино про мафию было, сейчас можно видеть в российской реальности.
А я не удивляюсь, у людей критическое мышление и умение строить причинно-следственные связи, а так же интерес к анализу фактов из прошлого отсутствуют напрочь. Отсюда и непонимание, что не все предприниматели (особенно нашего разлива) это Илоны Маски ))
Какая жестокая ирония (
RIP
Если все так, как написано - действительно большая потеря для России. Ирония-владелица авиабизнеса погибла в авиакатастрофе
Заговнять сравнением с Мавроди - это прям обязательно "нужно"...Походу, настолько Мавроди поразил когда-то, что теперь это стержневая линия мозга, легшая на генеральную извилину...
Что касается деятельности этих людей - то всей дикости российского бизнеса во время оно, при всем этом эпическом " олигархате" - вывести существующую компанию на новые уровни ( а точнее - пересоздать заново, фактически ) - это нужно иметь действительно и характер, и волю, и знания, и понимание системы.
Пока у нас в сараях вставляют кувалдой платы вверх ногами в важнейшие узлы космических ракет под "чутким руководством" некоего рогозина, и иже с ним, "болтами системы" - перевести авиакомпанию на космический уровень - это достойно уважения.
Можно только надеяться, что это дело не умрёт.
Россия достойна иметь не только владельцев "самых крупных частных яхт в мире" — нам нужны промышленные предприятия, нам нужна инфраструктура, нам нужны IT достижения.
У России - гигантский потенциал во всем.
Вот просто - бери и делай.
И как же нам всем нужен положительный пример тех, кто не просто для себя старается, а и для страны!
соболезнования....
F
Комментарий удален модератором
RIP
Непонятно, почему при всех своих возможностях она летела на старом дешёвом самолётике
интересно что у Филевой нет почти ни одного публичного выступления. Откуда такая закрытость? смог найти только ролик от 2014- не впечатлило
А как дела у жены мера москвы? она же там с лярдами была. что то давно не пишут) или она уже подданная великобритании?