«Наши родители сначала не верили, что мы зарабатываем в интернете»: основатели Playrix о прошлом и будущем компании Статьи редакции
Главное из интервью Игоря и Дмитрия Бухманов изданию Meduza.
17 апреля издание Bloomberg назвало миллиардерами основателей игровой компании Playrix — Игоря и Дмитрия Бухмана.
Они запустили компанию в начале 2000-х годов в Вологде, занимались казуальными играми для женщин старше 35 лет, а затем сфокусировались на мобильных платформах.
В 2019 году их игры Homescapes и Township занимают первые строчки в магазинах App Store и Google Play, а сама компания входит в десятку крупнейших разработчиков мира по версии App Annie.
О ранних годах и первых заработках
Игорь и Дмитрий Бухманы родились в небогатой семье: их отец работал ветеринаром на мясокомбинате, а мама — в отделе кадров на подшипниковом заводе.
Первый компьютер (Pentium 100) братьям в 1996-1997 году подарил дедушка, и они увлеклись играми и программированием.
В 2001 году Игорь поступил на математический факультет в Вологодский университет. Один из его преподавателей оказался «прогрессивным» — он создавал программы и продавал их через интернет.
Игорь предложил брату попробовать заработать таким образом, и они впервые провели домой интернет, подключив ночной безлимит. «Гениальных идей» у них не было, и они решили создать игру.
Предприниматели продолжили выпускать игры, и к 2004 году их месячный доход достиг $10 тысяч.
Единственной крупной покупкой стал автомобиль — Игорь приобрёл подержанную «Ладу 21099», «хотя мог заработать на неё меньше чем за месяц».
О первом офисе
Предприниматели приняли решение развивать компанию в Вологде — это позволило им найти талантливых разработчиков среди друзей и знакомых. В самом начале в компании работало четыре человека, включая основателей.
Playrix сфокусировалась на разработке казуальных игр, предназначенных для женской аудитории старше 35 лет. К 2009 году компания выпустила около 30 игр, каждая из которых оказалась финансово успешной. В то время заработок компании составлял $5-6 млн долларов в год.
О первом крупном проекте
Поскольку количество аудитории на рынке казуальных игр было ограничено, Playrix решили сфокусироваться на разработке мобильных игр.
Первым успешным проектом стала игра Township, фермерский и градостроительный симулятор.
Сейчас суточное количество пользователей Township составляет 6 млн человек. С момента появления этот показатель вырос более чем в 10 раз.
Совокупная аудитория всех игр Playrix — 30 млн человек в день, из них 12 млн пользователей приходятся на игру Homescapes.
Об известности
В 2018 году платформа App Annie включила Playrix в рейтинг десяти крупнейших разработчиков мобильных игр.
О современном рынке игр
По словам Игоря Бухмана, чтобы игра стала популярной в 2019 году, производителям необходимо покупать трафик для её продвижения.
О переезде из России
Сейчас у Playrix 15 офисов в странах СНГ, в которых работает более 1100 сотрудников. Компания долгое время была зарегистрирована в Вологде, однако «в какой-то момент» основатели решили структурировать бизнес в Ирландии и открыли штаб-квартиру в Дублине, в которой сейчас находится весь менеджмент.
При этом компания планировала сохранить штаб-квартиру в Вологде, но отказалась от этого решения.
Последние пять лет предприниматели живут за рубежом.
О новых проектах
В 2018 году Playrix не выпустила ни одного нового проекта, хотя работала над одной игрой. Процесс разработки затянулся, а компания не хотела выпускать «сырой» продукт на рынок.
В 2019 году компания планирует выпустить «три или четыре» новые игры (для сравнения, с 2013 года Playrix выпустила всего четыре игры). Кроме того, компания задумывается о том, чтобы охватить PC-платформы, однако это не приоритетное направление.
Стандартная схема:
- хед-офис выносят на запад (В Ирландию, как в этом случае)
- отдел продаж и отдел по работе с партнерами выносят на запад
- разработка, тестирование, саппорт, маркетинг - оставляют в России ибо дешевле выходит
Они пробовали сначала полностью в России, и что?
«...в России бывает, что проблемы возникают там, где их быть не должно.
— С вас требовали взятки?
И.: Хуже. Мы купили землю под офис за три или четыре миллиона рублей, через год-полтора начали строить. Построили фундамент, а потом оказалось, что человек, который продал нам ее, этой землей не владел. Она принадлежала и правительству города — и одновременно нам, потому что он как-то так сделал, что нам в государственных органах все документы на землю зарегистрировали.
В итоге мы второй раз купили эту землю, иначе нам пришлось бы просто сносить все построенное. Человека, который продал нам землю, в итоге не нашли...»
Комментарий недоступен
В России всё здорово, кроме одного — огромной концентрации капитала. 89% активов находятся у 3% семей. Хуже только в Северной Корее. Даже в Штатах, самой капиталистической стране мира, 79% богатства у 10% населения.
Да ну раскидай ты капитал среди 89%, он обратно к этим 3% вернётся.
Многим вообще не суждено иметь капиталы в силу своего внутреннего нищеебства.
Такой эксперимент много раз ставили, он вашу гипотезу не подтверждает.
После революций капитал концентрируется, но совсем у других людей, чем до.
Сын сапожника становится царём, а бывший князь в Париже починяет сапоги.
Это я образно вкратце.
Соотношение изменится.
Но большинству иметь капитал не предначертано. У них другие функции.