{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

eSIM: «большая проблема, которая заявилась на рынок не в самый простой год»

Если о чем и пожалели операторы связи в период пандемии, так это о том, что не успели внедрить eSIM. Если бы технология уже использовалась, это бы помогло еще больше продвинуться к продажам SIM-карт в онлайне. Однако встроенные SIM мобильные операторы до сих пор встречают в штыки ─ причем как российские, так и зарубежные.

Хочу порассуждать о том, так ли болезненно добровольно-принудительное внедрение eSIM в России и какое будущее оно нам сулит.

Краткий экскурс: Apple, Tele2 и поднебесная

Небольшой обзор того, как сейчас обстоят дела с eSIM в России и мире вообще. Идею встроенной SIM-карты из сегмента m2m подхватил Apple, воплотив ее в модифицированном виде Apple SIM. Теперь чипы есть не только в последних моделях айфонов и айпадов, но и в устройствах Google, Samsung и Huawei.

Производители еще не осмеливаются лишать гаджеты стандартного слота ─ чип eSIM используется в основном в качестве дополнительной фичи. Крупные зарубежные операторы уже вовсю поддерживают технологию: подключить тариф без симки можно у AT&T, T-Mobile, Verizon, Truphone, EE, O2 и Vodafone. Truphone, например, разошелся и продает международные тарифные планы eSIM в 80 странах.

В России с eSIM дебютировал Tele2, однако для подключения виртуальной симки все равно нужно было идти в салон связи. Тем не менее желающих опробовать новинку оказалось немало: клиенты записывались в лист ожидания, а контакт-центр оператора оборвали звонками с вопросами, когда технология дойдет до регионов.

Более продвинутым оказался MVNO Easy4, который получил разрешение от ФСБ и для продажи использовал мобильное приложение, интегрированное с порталом Госуслуг. Следующим прогрессивным оператором стал Тинькофф Мобайл, который не изменил своим традициям и организовал полностью дистанционную активацию eSIM.

А вот китайцы решили, что иностранный eSIM им не к чему, поэтому в китайских версиях айфонов нет встроенных чипов — только слоты для двух SIM-карт. И тем, кто решит после карантина отправиться в Китай, не повезло — воспользоваться технологией там невозможно. Зато поднебесная проводит тестирование собственной экосистемы eSIM — разумеется, полностью изолированной. Скорее всего через год на AliExpress уже будут продавать смартфоны с поддержкой китайской версии eSIM, но подозреваю, что пользователи будут разочарованы тотальной несовместимостью технологии.

Что хорошего принесет eSIM

  1. Встроенная SIM — это неотделимая часть устройства, так что при потере или краже устройства заблокировать можно не только номер, но и весь гаджет. Телефон/планшет/часы превратятся в кирпич, а номер при этом можно будет восстановить и использовать на другом устройстве.
  2. Изначальная задумка eSIM — это экономия места, поэтому повсеместное внедрение технологии позволит делать устройства еще меньше, а у смартфонов и планшетов освободится место для более мощной батареи и памяти.
  3. eSIM точно полюбят те, кто часто путешествует или использует две и более SIM-карт. Не нужно заморачиваться с покупкой симок местных операторов по прилету — добавить профиль зарубежного оператора можно еще из дома.
  4. Одна eSIM соберет вокруг себя целую экосистему: планшеты, смартфоны, умные часы, умный автомобиль и другие умные гаджеты. Все будет подключено к одному номеру.
  5. Плюс для операторов связи — не затратное внедрение новой технологии с точки зрения биллинга и железа. Наша компания уже работает с операторами, использующими eSIM, так что могу сказать, что на уровне BSS в части тарификации и оказания услуг разницы особо нет. Меняется только процесс подключения, вот тут изменения принципиальные и потребуют переработки части бизнес-процессов.

А теперь о неприятном

Никто из операторов не встретит внедрение eSIM с распростертыми объятиями. Технология оказалась выгодна для абонентов, но совершенно невыгодна для операторов мобильной связи. Мало того, операторы будут давить и на производителей — в большинстве своем те зависят от дистрибьюторских каналов продаж VNO и вынуждены подстраиваться под условия.

  • eSIM оказалась неведомым зверьком для ряда государств — непонятно, как регулировать технологию, как контролировать и идентифицировать абонентов. На Ближнем Востоке, в Индии и Азии установили строгие правила относительно eSIM. В России 8-ой отдел ФСБ сначала противился, но сейчас уже прорабатываются варианты законодательных изменений для eSIM.
  • Главная боль операторов во внедрении eSIM — глобальные изменения всех классических схем дистрибуции. Абонент больше не покупает симки, реже посещает «островки» и салоны продаж, сам выбирает оператора прямо в аэропорту. Чтобы компенсировать это, нужно создавать или перестраивать существующее модели продаж и подключений, дополнять приложения, чтобы через него можно было удобно активировать профиль.
  • Подтверждение операций и по SMS и двухфакторная аутентификация — один из лучших способов защиты от мошенников. Но вся безопасность может оказаться под угрозой из-за уязвимости криптографического приложения. Если хакеры украдут профиль, то финансовые операции, доступы к аккаунтам, мобильный банкинг — все окажется под угрозой.

Ближайшее будущее: чего ждать и что делать

Скорее всего, уже в течение года eSIM окончательно зайдет на российский рынок. Переход на новую технологию не будет революционным — все еще не готовы.

Государству нужно продумать алгоритм управления и контроля, операторам — подготовиться к упрощению возможной миграции абонентов, изменить стратегию удержания абонентов, протестировать соответствующее оборудование и программное обеспечение, а пользователям ─ сменить аппараты, которые будут поддерживать eSIM.

Потенциал у eSIM огромный: она будет применяться в поколении компьютеров, подключенных к LTE, захватит рынок M2M и изменит наше представление о роуминге, который станет гораздо удобнее и дешевле. И раз уж внедрение eSIM неизбежно, хочу дать несколько рекомендаций операторам.

  • Строить экосистему и привязывать абонентов комплексными предложениями и партнерскими сервисами. Сменить оператора станет очень просто, подав электронное заявление, сможет даже ленивый — так что это новый вызов для проработки лояльности собственной абонентской базы.
  • Комплексно подходить к переходу на eSIM. Не ограничиваться базовыми решениями типа QR-кода, а работать с технологией, зная, что в конечном итоге она заменит пластиковую карту.
  • Перестроить схему покупки и поддержки SIM. Пластиковая карточка — это понятно, это знакомо, все знают, что с ней делать и как пользоваться. eSIM — это новинка, подружите пользователя с ней. Абоненты ждут унифицированного и мгновенного отклика при выполнении каждого нового действия. Нам последнее время приходится часто консультировать операторов по схемам трансформации существующих моделей дистрибуции и адаптации их к современным методам продаж.
  • Примите eSIM как нечто глобальное и широкое — как то, что станет сопровождать абонента дома и в поездках, в рабочих и личных звонках. Один виртуальный чип заменит личный номер, корпоративный номер, номер для привязки к банковской карте, номер «для звонков родителям» и множество SIM-карт зарубежных операторов. Выбирайте комплексный и стратегический подход. Поддержка клиента должна учитывать все, с чем он столкнется, используя eSIM.
  • eSIM — это не только про потребительский рынок. Это про M2M, про корпоративный сектор, который захочет загружать виртуальные SIM на устройства сотрудников и использовать технологии MDM. Все три рынка связаны между собой, и нужна экосистема, которая позволит управлять eSIM во всех областях.

Да, eSIM — это большая проблема, которая заявилась на рынок не в самый простой год, да еще и в условиях развертывания сетей 5G и выполнения требований «Пакета Яровой». Пока не все понимают, что с этим делать, но точно понимают, как сильно технология изменит рынок.

Как и любое радикальное изменение, ее можно принять по-разному — или как головную боль, или как точку роста. Поэтому, как говорится, через тернии к звездам: eSIM это большая проблема современных операторов, за которой стоит большое будущее.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Dmitri Atname

Еще один плюс e-sim - не нужно искать иголку, чтобы открыть лоток с симкой. Наконец-то этим дебилизмом можно будет не пользоваться!
По опыту с e-sim от тинькофф - я справился для установки в айфоне, но все-таки это не "один раз кликнуть", так что может вызвать сложности у некоторых категорий пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Для установки профиля нужен лишь QR-код, который мы показываем в приложении Мобайла, а шаги настройки зависят от операционной системы и могут отличаться. Как правило, все интуитивно понятно, но если что, всегда готовы помочь. Кстати, для Андройда сделали автоматическую установку eSIM из приложения Мобайла.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Atname

Нет, не все так уж просто.
Qr-код на телефоне, который нужно отсканировать камерой телефона?))

Проведите эксперимент: попросите девушку выбрать "красивый" номер в Тинькофф Мобайл для установки в качестве e-sim. Я вот на 99% уверен, что из 10 человек справятся сходу не больше половины.
Могу ошибаться, но моя половина не справилась. Речь про айфон.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Эксперимент интересный, подумаем, как можно упростить эти моменты. Спасибо за наводку😉

Ответить
Развернуть ветку
Родион Иванов

А перенести номоер другого оператора на esim возможно?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Да. Сначала оформите eSIM, потом можно начать перенос номера.

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда