{"id":13799,"url":"\/distributions\/13799\/click?bit=1&hash=865a89ddf5e1b9e468c75aafc8397c3511c1f5c9a63c9b3d346956d539f26271","title":"\u042d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb ","buttonText":" \u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"f7affe9f-a742-5820-ac81-04ba4a1a8f84","isPaidAndBannersEnabled":false}

33 инновации в интерфейсе, которые потрясли мир

Наталья Елисеева, руководитель отдела продуктового маркетинга ООО «Ксерокс СНГ».

Интерфейс — это средство общения людей с технологиями. Он создаёт более умные способы применения устройств и упрощает эксплуатацию интеллектуальных решений. Он раскрывает потенциал сложных систем и технологий для пользователей, которые в них нуждаются. А время от времени он полностью меняет правила игры и вносит решающий вклад в судьбу важнейших инноваций в мировой истории.

Предлагаем исследовать тонкую грань между интерфейсом и изобретением и посмотреть, как интерфейсы изменили весь мир. Для этого компания Xerox подготовила подборку из 33 важных инноваций, которые сделали нашу жизнь более простой и удобной.


1. Компьютерная мышь

До появления мыши для работы с компьютером приходилось вводить команды на клавиатуре. Всё изменилось в 1964 году, когда инженер-изобретатель Дуглас Энгельбарт из SRI International собрал новое устройство из деревянного корпуса, печатной платы, пары металлических колёсиков и нескольких проводов. С тех пор управлять компьютером стало так же просто, как навести курсор и кликнуть.

2. Спидометр
Человек способен чувствовать ускорение и замедление. Но мы не ощущаем реальную скорость, с которой перемещаемся в пространстве. Конечно, до появления автомобилей это не имело значения. Но когда машины начали ездить всё быстрее и быстрее, стало очевидно: пока мы не научимся определять свою скорость, мы не сможем поддерживать её на безопасном уровне. И в этот момент Отто Шульце изобрёл спидометр. Замечательная идея!

3. Преобразование текста в речь
Одни интерфейсы раскрывают потенциал системы, а другие — потенциал пользователя. Прорывы в области синтеза речи позволили тем, кто не может говорить и читать, полноценно взаимодействовать с окружающими людьми. Представьте, что бы делал Стивен Хокинг без синтезатора речи. С повышением точности преобразования текста в речь будет появляться всё больше способов применения этой технологии для того, чтобы менять жизнь к лучшему.

4. Голосовой интерфейс

Уже сейчас мы используем виртуальных ассистентов, таких как Алиса и Siri, чтобы «найти следующий съезд» во время поездки на автомобиле или попросить умные часы «позвонить домой». Но по мере развития технологий интерфейсы на естественном языке смогут ускорить и более сложные процессы, которые требуют ввода больших объёмов текста. В самых разных сферах — от медицины до финансов.

5. Диск для набора номера

Чтобы позвонить по телефону с дисковым набором номера, сегодня вам пришлось бы отправиться в антикварный магазин. Но в 1891 году эта технология была революционной. Раньше для вызова другого абонента нужно было повернуть рукоятку, которая с помощью электрического импульса отправляла оператору сигнал о необходимости соединения. И так каждый раз. Диск был первым автоматизированным пользовательским решением для набора номера. Посмотрите на iPhone, и вы увидите, как далеко продвинулись эти технологии.

6. Сенсорное колесо управления iPod

Спустя несколько десятилетий после изобретения диска для набора номера Стив Джобс объявил о появлении ещё одного диска, который изменил направление развития целого рынка. Первый iPod подарил нам не только «тысячу песен в кармане», но и новый способ взаимодействия с устройствами. Сенсорное колесо Click Wheel объединило чёткую функциональность с простотой тактильного контроля, снова оживив интерес к портативным музыкальным плеерам. И пусть сейчас его уже вытеснили другие технологии, тогда оно было пределом мечтаний.

7. Клавиатура QWERTY

Изобретатель пишущей машинки Кристофер Лэтам Шоулс сначала оснастил её двухрядной клавиатурой и только через несколько лет представил четырёхрядную версию. В верхнем ряду были цифры, чуть ниже — гласные, а за ними — согласные в алфавитном порядке. После нескольких перестановок в 1872 году мир познакомился с клавиатурой QWERTY. Мы точно не знаем, зачем потребовалось менять некоторые клавиши местами. По одной из версий, для того чтобы наиболее часто используемые клавиши не находились по соседству и не застревали.

Странный факт: самое длинное слово, которое можно напечатать, используя только верхний ряд букв в английской раскладке, — typewriter (пишущая машинка).

8. Т9

Чем меньше телефон, тем сложнее на нём печатать. Это справедливо как для громоздких старых Nokia, так и для новых симпатичных iPhone. Предиктивные системы ввода, такие как T9, позволили нам тратить меньше времени на возню с кнопками и больше — на общение. Сложно представить, чтобы без этой технологии умные мобильные устройства могли достичь такого уровня развития, как сейчас.

9. Банкомат

«Наш банк откроется 2 сентября в 9:00 и больше никогда не закроется», — гласила реклама банка, который открыл первый в мире банкомат в 1969 году. Банкоматы дали пользователям интерфейс для подтверждения личности, взаимодействия с банковскими записями, а потом и снятия наличных. Эта технология позволила банкам обслуживать клиентов в нерабочее время — огромный прорыв в области самообслуживания в ретейле.

10. Транспондер

Замедление движения, длинные очереди, поиск сдачи, проверка квитанций для водителей… Оплата и сбор пошлин за проезд по автомагистралям, по сути, представляет собой проблему интерфейса. Транспондеры в машинах позволили бесконтактно оплачивать проезд на пропускных пунктах. Это резко повысило качество дорожного движения и снизило расход бензина, уменьшив потребность в остановках.

11. Счёты

Задолго до появления письменной системы счисления древним культурам, например вавилонской, нужен был удобный способ считать, складывать и вычитать, чтобы упростить торговлю и производство. И тогда появилось изобретение с невероятно простым, мобильным и интуитивно понятным интерфейсом — счёты.

12. Поисковая система

Сэр Тим Бёрнерс-Ли индексировал Всемирную паутину вручную. Но потом понадобился более эффективный способ, ведь по мере её роста появлялись миллионы новых адресов. Если ранние поисковые системы были встроены в «порталы», переполненные новостями и ссылками, то Google оставил на своей поисковой странице только строку поиска и пару кнопок. Этот пользовательский интерфейс помог сделать глобальный поиск основной функцией интернета.

13. Графический интерфейс пользователя

Клики и перетаскивание мышью, иконки и меню — всего этого не существовало, пока группа визионеров не создала концепцию рабочего стола, на основе которой развивался графический интерфейс пользователя. Опираясь на идеи Дугласа Энгельбарта, Алан Кэй и команда научных сотрудников центра Xerox PARC впервые вывели компьютеры за пределы интерфейсов командной строки и разработали Xerox Alto — первый компьютер с графическим интерфейсом. В наше время система взаимодействия человека и машины остаётся ключевым направлением научных исследований в компании Xerox и по всему миру.

14. Сортировка по алфавиту

До первого тысячелетия до нашей эры списки, каталоги и справочники не составлялись в алфавитном порядке. Это было дикое и жестокое время. А если серьёзно, по мере развития и обучения людей алфавитный порядок стал важным (хотя и условным) методом сортировки информации. Он незаменим и сегодня.

15. Дистанционное управление

Ещё в 1898 году Никола Тесла представил первую в мире радиоуправляемую лодку, а вместе с ней — технологию контроля транспортных средств на расстоянии. Он даже предсказал, что его «телеавтоматизация» станет использоваться в военных целях, но не догадывался, насколько важную роль дистанционное управление будет играть в нашей повседневной жизни… И какими тяжеловесными будет большинство телевизионных пультов.

16. Табло Solari

Даже когда в 1950-е годы начался бум железнодорожных и авиаперевозок, информационные табло продолжали обновлять вручную. Табло Solari стало шагом вперёд. Эта система перекидных карточек, изобретённая двумя итальянскими кузенами-часовщиками, позволила обновлять информацию удалённо. Во-первых, очевидна эффективность такого решения. Во-вторых, в массовой культуре характерные щелчки перекидного табло превратились в символ путешествий по всему миру. Некоторые цифровые экраны даже имитируют этот звук, чтобы сообщать пассажирам об обновлении информации. А возможно, и чтобы вызывать у них ностальгию.

17. Протокол обмена сообщениями (IRC)

Задолго до Slack, WhatsApp и Telegram создатели и первые пользователи интернета использовали протокол IRC для обмена текстовыми сообщениями. Конечно, интерфейс чатов был крайне примитивным и во многом «сырым», но это один из первых протоколов онлайн-общения. Крис Мессина даже позаимствовал из него для Twitter один из самых часто используемых символов в чатах — хештег (см. № 26).

18. Цифровая временная шкала

Для монтажа фильмов EditDroid стал тем же, чем графический интерфейс — для персональных компьютеров. Программа EditDroid была разработана в LucasFilm. В ней впервые реализовали шкалу с разбивкой видео по времени, иконки клипов и цифровое редактирование видео и звука в свободном формате. Опередив своё время, цифровой монтаж стал стандартом для режиссёров-любителей и профессионалов.

19. Семисегментный индикатор

Диоды помогли уменьшить и удешевить дисплеи первых цифровых часов и калькуляторов, а главное, они улучшили отображение данных благодаря индикатору из семи коротких линий, которые складывались в символы. Семисегментный индикатор занимает площадь одного знака, но может показывать десять цифр и шесть букв (A, b, C, d, E, F). Простое, элегантное и эффективное решение.

20. Веб-браузер

Для того чтобы интернет превратился из нишевой технологии в массовое явление, нужно было приложение-хит. Им стал первый веб-браузер с унифицированным графическим интерфейсом для людей без технических навыков. Пользователи впервые увидели в NCSA Mosaic адресную строку, кнопки «Назад», «Вперёд» и «Обновить», а также встроенные графические возможности (они позволяли показывать изображения и текст в одном окне). Благодаря этому миллионы, а потом и миллиарды пользователей привыкли к тому, что со временем получило название «веб-сёрфинг».

21. WYSIWYG

Раньше ввод текста на компьютере был довольно непростым делом. Шрифт был стандартным, поля на экране и в напечатанных документах различались, а чтобы выделить фразу жирным шрифтом, надо было вставлять метки «^B» до и после неё. Но потом команда инженеров Xerox PARC, которая разрабатывала компьютер Alto, написала программу Bravo для создания документов на основе принципа What You See Is What You Get («что видишь, то и получаешь»). С тех пор мы можем видеть во время редактирования не безликий исходный код, а готовую вёрстку, которая сохраняется при печати.

22. Минутная стрелка

Первые часы были неточными, потому что у них была только одна стрелка — часовая. С изобретением маятника точность повысилась и появилась возможность добавить стрелку, которая показывала «мельчайшие части» часа. Их название произошло от латинского слова minuta — «маленькая». У этого изобретения были колоссальные последствия. В религиозных текстах стал упоминаться «необратимый ход времени», «дисциплина распределения времени» повысила производительность экономики, а учёные получили возможность измерять время в своей работе.

23. Иконка-гамбургер

Иконка-гамбургер была разработана в 1981 году для одного из первых компьютеров с графическим интерфейсом — Xerox Star — и сразу стала стандартным обозначением скрытых пунктов меню. С развитием мобильных устройств, веб-дизайна и принципов организации интерфейса эта иконка когда-нибудь может уйти в прошлое. Но она всегда будет восприниматься как важная веха в истории создания дружественного мобильного интерфейса.

24. Электронные книги

Электронные «читалки» коренным образом изменили подход людей к чтению. Настройка шрифта и яркости, гиперссылки на словарные статьи, простое выделение, почти ничем не ограниченные возможности хранения — и всё это в портативном устройстве, которое помещается в карман.

25. Гипертекст

Понятие гипертекста — текста с упоминаниями других его фрагментов и перекрёстными ссылками — существует со времён Талмуда. А когда Дуглас Энгельбарт и затем сэр Тим Бёрнерс-Ли применили этот принцип в компьютерной сфере, он стал основой Всемирной паутины… и способом взаимодействия со всей информацией в мире.

26. Хештег

Вначале он был обычным инструментом пользователя, но потом быстро перерос в мощный новый способ организовывать обсуждения и вовлекать в них людей в крупнейших социальных сетях мира. Трудно не заметить, как много великого и смешного удалось сделать с помощью хештегов: от объединения протестующих во время «арабской весны» до флешмоба #icebucketchallenge .

27. Определитель номера

До того как Тед Параскевакос разработал технологию передачи и приёма буквенно-цифровой информации по телефонным линиям, всегда было загадкой, от кого поступил звонок. И хотя сначала этот шаг казался спорным, в конечном итоге он изменил наши взаимоотношения с телефоном.

28. Ёмкостный сенсорный экран

Хотя iPhone и не стал первым телефоном с сенсорным экраном, именно в нём эта технология была впервые грамотно реализована. В отличие от реагирующих на давление резистивных сенсорных экранов, ёмкостные распознают электрические заряды пальцев, что улучшает отклик на жесты касания, смахивания, прокрутки и масштабирования. Это резко расширило возможности мобильных устройств и даже превратило современный автомобиль в «iPad на колёсах» с мощным программным комплексом.

29. Спутниковая навигация и GPS

Идеальных карт не существует. Но карты, которыми мы пользуемся сегодня, подошли к этому определению невероятно близко. Спутниковые навигаторы, встроенные в приборные панели автомобилей, смартфоны и приложения для водителей, подарили нам такой уровень точности и глобального покрытия, который раньше был доступен только военным. Ещё никогда не было более простого и практичного инструмента для работы людей и компаний с постоянно обновляющейся информацией о географии нашей планеты.

30. Распознавание жестов

В наши дни распознавание жестов наиболее широко используется в играх. Но благодаря программным и аппаратным инновациям появляются и другие, всё более интересные сферы применения. С помощью этой технологии хирурги открывают данные о пациентах во время операций, продавцы понимают людей, говорящих на языке жестов, а учёные управляют роботами. Если компьютеры считывают жесты, весь мир становится для вас интерфейсом.

31. NFC

Чтобы человек мог работать с компьютерами и умными аксессуарами, иногда им нужны новые интеллектуальные способы взаимодействия между собой. Протокол NFC решил самую важную задачу взаимодействия между компьютерами или с другими устройствами — обеспечить безопасную авторизацию. Эта технология перевела мобильные платежи из разряда «возможно» в разряд «практично».

32. Интерфейс прикладного программирования (API)

Наш мир находится во власти программ. Но без API-мостиков между ними интернет не достиг бы столь высокого уровня развития. Пользователи не смогли бы авторизовываться на сторонних ресурсах с помощью профилей Facebook, а разработчики не смогли бы встраивать в новые приложения функции таких сервисов, как Google Карты. Инструменты API многократно расширяют поле творчества программистов. Благодаря этому возможности онлайн-технологий растут по экспоненте.

33. Виртуальная реальность (VR)

Обучение военных и врачей, лечение фобий, архитектура и дизайн, археология и развлечения… Во всех этих сферах используется виртуальная реальность, хотя она лишь на раннем этапе развития. Уже сейчас очевидно, что повсеместное распространение VR-гарнитур станет огромным шагом вперёд в самых разных областях.

0
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null