{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Сначала параллельный импорт не работал, позже компании обратились к посредникам: Forbes о новых схемах поставки техники Статьи редакции

Главное из материала издания о том, как изменились схемы ввоза товаров в страну в 2022 году.

  • После начала «спецоперации» часть крупных производителей электроники (Apple, Dell, Samsung, Asus, Lenovo, LG, GoPro и другие) остановили поставки в страну. До этого они работали со схеме прямого импорта — то есть ввозили технику самостоятельно или через дистрибьюторов и отвечали за её соответствие российским законам. В конце марта правительство России легализовало параллельный импорт — ввоз товаров без согласия их правообладателей.
  • Поначалу такой импорт фактически не работал. В первой половине 2022 года все торговали товарами, которые ввезли по старым схемам, а расти параллельный импорт начал с третьего квартала — при этом основной объём начал заходить в сентябре.
  • Например, по данным источника Forbes, доля ввезённых смартфонов за первые три квартала выросла с с 0,1% до 19,1%, а ноутбуков — с нуля до 41%. При этом доля параллельного импорта зависит от покинувших Россию брендов, запасов техники и реального дефицита продуктов. Всего же за 2022 год импорт смартфонов, ноутбуков и планшетов составил $1,5 млрд, из которых $1,1 млрд — это смартфоны.

Как развивался параллельный импорт

  • Поначалу параллельным импортом занимались все, кто мог, в том числе крупные заказчики и ритейлеры. Но позже им пришлось обратиться к посредникам — из-за множества сложностей. Ввозом пытались заниматься и федеральные игроки, однако поняли, что у дистрибьюторов больше опыта в работе с поставками.
  • Основной объём потребительской электроники поставляется из Китая, Тайваня и Гонконга — как и в 2021-м. Но товары ушедших из России брендов ввозят по большей части через Дубай, Турция же специализируется на европейских марках.
  • Посредники отвечают за оплату товаров, логистику и доставку, могут делать сертификаты и помогают на таможне. Их услуги могут оставлять до 20% от стоимости товара — но это гораздо дешевле, чем тратиться на создание отдела внутри компании, который будет заниматься международными закупками. У многих таких отделов никогда не существовало — в них не было необходимости.
  • На выработку процедуры по растаможиванию параллельного импорта и выстраивание документооборота потребовалось несколько месяцев. До этого поставщики могли привозить контрафакт или товары, которые не предназначены для продажи в России. Сейчас наценка посредников — 5%, а основная функция — помощь в уходе от вторичных санкций.
  • Ритейлеры, когда речь заходит о параллельном импорте, становятся немногословными. В том же «М.Видео-Эльдорадо» говорят, что компания «с нуля оперативно развернула процессы импортных операций», а для развития ассортимента взаимодействует с «широким кругом производителей в рамках прямых поставок и дистрибьюторами».
  • Быстрее всех отреагировали и смогли восстановить ассортимент маркетплейсы, говорят в Ozon. При этом продавцы Ozon использовали поставки с согласия иностранного правообладателя или дистрибьютора, если он отказался работать в стране напрямую, говорит компания.

Наценки на товары

  • Поначалу, когда процессы поставок только прорабатывали, наценка могла составлять 20-30%, к концу 2022 года она достигала не больше 5%. Параллельный импорт дороже из-за сложных логистических цепочек, колебаний курса валют и пошлин в «транзитных» странах. Некоторые покупатели готовы переплачивать за бренд, но многие просто переходят на технику, которая ввозится официально.
  • При этом цены в первом полугодии выросли больше потому, что у компаний не было понимания, где брать новый товар, а продавать запасы по старым ценам «не имело экономического смысла» — из-за роста ключевой ставки и рисков для импортёров. Когда технику начали ввозить, то уменьшились и цены.
  • Рынок электроники «просел»: в 2022 году в России продали 24,7 млн смартфонов, что на 21,5% меньше, чем в 2021-м. В денежном выражении падение составило 27,8%. С ноутбуками ситуация чуть лучше: продали 3,22 млн штук — на 13,5% меньше в штучном выражении, чем в 2021-м, и на 6,85% — в денежном.
  • При этом на снижение повлиял не только уход брендов — россияне стали меньше покупать электронику из-за экономического кризиса. Больше всего пострадал сегмент дорогих премиальных устройств, что сказалось на снижении рынка в денежном выражении — несмотря на рост цен.

Какие есть проблемы у параллельного импорта

  • Главный риск для импортёров — работа по предоплате. К тому же, государство хоть и обеспечило покупателей привычными брендами, разрешив ввоз товаров в страну без разрешения правообладателя, тем самым оно открыло канал и для «серого» импорта. На него не распространяется гарантия и сервисное обслуживание — а это большая проблема как для клиентов, так и для ритейлеров.
0
442 комментария
Написать комментарий...
Андрей Комягин

При всем нытье, параллельный импорт заработал на уровне больших дистрибьютеров огромными объемами, а не челноками из 90-х как предсказывали диванные аналитики и эксперты. Вопрос ценообразования постепенно нормализуется. Булшит про гарантии всегда был булшитом и не более. Для конечного пользователя этот аспект не изменился от слова совсем. Остановить поставки электроники путем олдскульных санкций физически невозможно в современном мире. Бизнес всегда будет на шаг впереди санкционных демократов с их архаичными механизмами ограничений и контроля. Все то что работало в годы холодной войны теперь неожиданно для сша дает сбои по всем фронтам. Поезд ушел ребята. Союзнички измельчали, да и Китай с Индией уже не те)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кирилл

У меня на iphone (рст) однажды сломалась кнопка включения, мне через две недели поменяли устройство по гарантии, на полностью новое. Сейчас, покупая телефон за бОльшие деньги, будет только гарантия от продавца, думаю, все знают, как это работает ( не работает). Так что буллшит только у тебя штанах. Покупая товар из официальной поставки мы получали качество и стандарты бренда, а не залупу с горбушки

Ответить
Развернуть ветку
439 комментариев
Раскрывать всегда