Робот-полицейский сбил ребёнка, дверной звонок не пустил человека в дом: к чему приводят неисправности «умной» техники Статьи редакции
Девять историй людей, которые столкнулись со сбоями в работе устройств, и советы юристов и экспертов рынка о том, как защититься от технических угроз и что делать, если ущерб уже нанесён.
Сбой в системе климат-контроля
Весной 2016 года семья Вольмерт из штата Техас потеряла свою полуторагодовалую дочь Сэм. О том, что произошло, рассказали сами супруги на странице в Facebook.
Уложив Сэм спать, Керри Вольмерт включила систему отопления, которая должна была поддерживать температуру в 23°C в детской комнате. Наутро, поднимаясь по лестнице к комнате Сэм, Ларри Вольмерт почувствовал жар, повеявший со второго этажа. Войдя в детскую, он обнаружил свою дочь мёртвой.
Ночью в системе обогрева произошёл сбой, и температура в помещении поднялась до 38°C. У ребёнка случился перегрев. По словам врача, из-за физиологических особенностей дети перегреваются значительно быстрее взрослых, поэтому шансов выжить в таких условиях у них меньше.
Семья Вольмертов не подозревала, чем может грозить обычная система климат-контроля, и теперь призывает родителей не полагаться на одно «умное» решение для дома, а дополнительно устанавливать радионяню, оснащённую датчиком температуры и сигнализацией.
Взлом радионяни
В начале 2019 года основатель компании в сфере кибербезопасности Group-IB Илья Сачков рассказал «Российской газете» о хакерах, которые взламывали радионяни, а потом пугали с их помощью детей. К нему обратился российский предприниматель с просьбой найти злоумышленников, взломавших видеокамеру в его доме.
Камера, призванная следить за ребёнком и няней, была подключена напрямую к интернету со стандартными заводскими настройками — логином admin и таким же паролем. Хакеры ищут такие камеры с помощью специального сканера, подключаются к ним дистанционно и могут не только шпионить, но и воспроизводить различные звуки или музыку через динамик.
Злоумышленники заговорили с ребёнком с помощью радионяни. Родители узнали об этом и обратились к киберкриминалистам, которые поставили маршрутизатор. Они перенастроили точки доступа и провели анализ радионяни.
Специалисты из Group-IB рекомендуют в первую очередь после покупки роутера или маршрутизатора менять заводские пароли и выбирать более сложные и надёжные комбинации символов, а также помнить, что если в устройстве есть микрофон и видеокамера, значит всё, что он записывает, может оказаться у третьих лиц.
Подглядывание через видеоняню
В Южной Каролине в мае 2018 года злоумышленники взломали камеру Fredi, предназначенную для наблюдения за ребёнком, чтобы подглядывать за грудным вскармливанием. Об этом на своей странице в Facebook рассказала молодая мама Джейми Саммит.
Видеоняня, купленная на Amazon за $40, позволяла наблюдать за ребёнком одновременно нескольким людям, установившим приложение и подключившимся к устройству через интернет. Также камерой можно было управлять дистанционно, например поворачивать её на 360°.
Однажды Джейми Саммит заметила, как камера начала поворачиваться. Объектив остановился напротив места, где Саммит обычно кормила младенца грудью. Увидев, что на кровати никого нет, хакер повернул камеру обратно к колыбели.
Всякий раз, когда видеоняня меняла положение, женщина думала, что устройством управляет муж. Он действительно подключался к камере, чтобы понаблюдать за сыном. Но именно в этот день Кевин Саммит не заходил в приложение.
Женщина выключила устройство и вызвала полицию, но, когда сотрудник стал наблюдать за действиями видеоняни, приложение заблокировало семью Саммит с сообщением: «Недостаточно прав доступа». По словам женщины, хакер всё слышал и видел полицейского.
Саммит пыталась дозвониться производителям устройства, но в компании не брали трубку. Тогда она поделилась своей историей в Facebook, чтобы предостеречь других пользователей от недобросовестного производителя. Надёжный пароль, по словам Саммит, от взлома не защитил.
Cбой в работе «умного» дверного звонка
В сентябре 2018 года в Twitter появилась запись жителя Джорджии Би Джей Мэя, который не мог войти в свой дом. Американец установил у входной двери новую разработку Google — «умный» звонок Nest Hello со встроенным микрофоном и динамиком, которые позволяют хозяину общаться с гостем, стоящим у порога. Также гаджет оснащён датчиком и камерой, блокирующими двери от незнакомцев, пытающихся войти в дом.
Неожиданно устройство дало сбой и заблокировало замки, не распознав хозяина дома. Би Джей Мэй открыл мобильное приложение, чтобы прояснить ситуацию, и увидел, что гаджет принял его за Бэтмена. Камера зафиксировала не лицо Би Джей Мэя, а принт на его футболке с персонажем DC.
Сбой в распознавании объекта не причинил вреда владельцу: с помощью PIN-кода он сумел войти в дом. Однако устройством пользуются и дети Мэя, ради которых он и установил «умный звонок» — он считает, что потеря ключей может обернуться куда большими проблемами.
Ошибка GPS-навигатора
Случаев ошибок в GPS-системах известно довольно много. Так, весной 2016 года 23-летняя жительница Канады, следуя указаниям GPS-навигатора, заехала прямо в озеро. По данным канадской газеты Toronto Sun, водитель Toyota Yaris держала путь туманной ночью в условиях недостаточной видимости.
Около полуночи навигатор направил её к спуску для лодок в залив Джорджиан-Бей озера Гурон. Автомобиль полностью погрузился в воду не сразу: девушке хватило времени опустить стекло, взять сумку и доплыть до берега. Выбравшись на сушу, пострадавшая отправилась в ближайшую гостиницу и вызвала полицию.
В 2010 году GPS-навигатор стал причиной ДТП, в котором погиб четырёхлетний ребёнок. По сообщениям BBC News, родители девочки, находясь за рулём Vauxhall Astra, следовали ложным подсказкам навигатора и, не заметив запрещающий дорожный знак, выехали на полосу встречного движения, где их автомобиль врезался в Audi A5.
Удар пришёлся именно на ту сторону, где находился ребёнок. Девочку доставили в больницу, она скончалась через несколько часов.
Робот-полицейский сбил человека
В 2016 году в Стэнфордском торговом центре в Калифорнии бот весом около 136 кг сбил с ног полуторагодовалого ребёнка, после чего проехался по нему сверху. Мальчик получил ушибы и царапины.
Разработанный в 2015 году стартапом Knightscope из Кремниевой долины робот К5 полностью автономен. Он оснащён различными датчиками, тепловыми сенсорами, лазерным дальномером, камерами с круговым обзором и используется в торговых центрах и полицейских участках, чтобы следить за порядком и сообщать о подозрительных действиях.
Неполадка в работе робота Amazon
Другой бот, «работающий» в распределительном центре компании Amazon в Нью-Джерси, порвал баллончик с 250 мл репеллента для отпугивания медведей. В замкнутом помещении аэрозоль выделил газ, от которого пострадали 24 сотрудника компании.
Они были госпитализированы и прошли лечение в местных больницах. Как сообщают в Amazon, все пострадавшие вернулись к работе в течение суток.
Приложение-контрацептив не спасло от 37 абортов
Первое в мире приложение, признанное Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США средством для контрацепции, обвинили в неэффективности.
Разработка шведского физика Элины Берглунд, приложение Natural Cycles, позволяет женщинам следить за фертильностью с помощью температурного метода. Оформив годовую подписку, пользователь получает термометр, который измеряет температуру с точностью до сотых долей.
Её необходимо измерять сразу после пробуждения и ежедневно вносить данные в приложение. По повышению базальной температуры на 0,25–0,5 градуса Natural Cycles выявляет период овуляции. Объявленная эффективность приложения — 93% при стандартном использовании, 97% при «идеальном».
Однако в январе 2018 года сотрудники Стокгольмского Южного госпиталя подали жалобу на цифровой контрацептив в госорганы, сообщив, что из 668 женщин, обратившихся за услугой прерывания беременности с сентября 2017 года, 37 использовали Natural Cycles.
Государственное фармацевтическое управление Швеции провело проверку, но в итоге специалисты пришли к заключению, что эффективность работы приложения отвечает заявленным компанией 93%.
Браслет, не позвонивший в службу спасения
В конце 2018 года в Twitter английского технологического журналиста Холли Броквелл появилась публикация с историей пользователя, обратившегося за юридическими советами. Несколькими месяцами ранее его бабушка умерла от инсульта у себя дома.
Женщину через пару дней обнаружила уборщица, рядом с покойной лежал специальный браслет, который должен был сообщить экстренным службам и семье владельца об ухудшении состояния здоровья.
Увидев гаджет, внучка покойной обыскала дом и выяснила, что женщина заплатила 1600 фунтов стерлингов (около $2000) за систему оповещения, которая по какой-то причине не работала.
На протяжении недели британка пыталась дозвониться в компанию, поставляющую систему оповещения, но ни один номер телефона не отвечал. Сайт компании был недоступен, но уведомлений о прекращении работы стартапа не было. Беспокоясь за здоровье других клиентов, она обратилась за советом: что можно предпринять в такой ситуации.
Умную технику им подавай, лучше бы умом сами обзавелись)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Умная техника сбивается, если разработчик учел не все моменты в момент создания этой умной техники, и ничего более.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Просто вставьте вместо «умной» любое прилагательное женского рода, а смысл не изменится😌
Комментарий недоступен
Если умная техника ударит током вашего ребенка насмерть, то вы бы наверняка винили разработчиков. Но понимаете ли вы, что они не обязаны! По крайней мере, так я понял из вашего текста.
Комментарий недоступен
Да я понял, только вот не стоит под разработчиками понимать только разработчиков. Разработчики в общем экономическом понимании - это вся компания в целом. И винить разработчиков - это и есть винить компанию. Где вы видели, что привлекают не компанию, а работающего там Лешу? Конечно же, это глупо.
Комментарий недоступен
Подтекст контекста статьи был таким, будто «умная» техника - это опасно. Но дело не в технике, дело ведь лишь в разработчиках этой техники. Не вся умная техника - сложная, чтобы пафосно называть это сложной технологией. Большинство умной техники - это небольшие проекты, это не отправлять ракету в космос или пускать ее в атмосферу неопознанной планетой, где ракета будет сталкиваться с неучтенными факторами. А открывание двери - это не прям сложный проект, где могут быть парадоксы непущения в дом своего хозяина и так далее.
Проблема не технике. Автоматические системы были давным-давно и, конечно же, сбоили. Проблема в том, что с появлением хайпа вокруг "ИИ" (которым стали называть любую продвинутую автоматическую систему) автоматике стали доверять, неявно наделяя её придуманной разумностью.
Купили систему "Кот без забот", она тоже набедокурила: настирала розовое с белым, в дом не пускала, пылесосила нужное. Пришлось отказаться.
"Робот-полицейский сбил человека"
У нас бы он прижился)
Не прижился бы. Если робот-полицейский может всё то же, что и обычный полицейский, то так скоро прокуратуру, суд, рпц и госдуму заменят.
В итоге безнаказанно сбивать людей только роботы будут, неправославно это как-то.
Роботы пока просто не умеют думать, они действуют по зашитому алгоритму человека. А людям свойственно ошибаться-)
по поводу радионянь совсем уже дурость. я понимаю еще взлом камер и слежка(у каждого свои тараканы в голову), но какой смысл от испуга детей?!
Заметьте, в большинстве случаев страдают именно дети... мне как родителю это повод задуматься!
И
Комментарий недоступен
Что интересно - вся хрень произошла в штатах (в крайнем случае в ЮК), а комментарии дают какие то российские компании.
И тут я не понял - кому? Штатовским жителям?
А кто-нибудь хоть раз в жизни видел пользовательское соглашение, где поставщик услуги брал бы на себя ответственность хоть за что-нибудь?)
К нам в саппорт звонил представитель провайдера с жалобой, что одни и те же одинаковые роутеры у них в городе были взломаны единовременно. Выяснили причину: заботливый провайдер всем домохозяйкам вписал одинаковый пароль...