Чем занимаются продуктовые и бизнес-аналитики в «Тинькофф»

Рассказываем о задачах, навыках и сложностях их работы

В компаниях есть разные аналитики — продуктовые, системные, риск-, бизнес-, веб- и BI-аналитики. Их роли и задачи могут различаться и обычно зависят от специфики бизнеса. Мы решили рассказать о двух похожих, но в то же время разных профессиях — продуктовых и бизнес-аналитиках: о том, каковы роли этих специалистов в Тинькофф, какую пользу они приносят бизнесу, с какими особенностями и сложностями сталкиваются в работе.

Кто такой бизнес-аналитик

Бизнес-аналитик в Тинькофф — это такой предприниматель внутри компании. Он берет задачу на запуск продукта с нуля и сам придумывает, как его реализовать.

Задачи бизнес-аналитика. Перечислим основные:

  • бизнес-описание того, как продукт должен работать;
  • техническая реализация: нужно встретиться с архитекторами, системными аналитиками и вместе придумать, как это будет работать технически;
  • запуск проекта и сбор аналитики: нужно проанализировать проблемы пользователей и дальше улучшать продукт.

Это задачи из разных сфер, и часто в компаниях их делят между собой несколько специалистов, но в Тинькофф все делает один. Благодаря этому процесс создания продукта получается целостным, а не разорванным. Нет долгих согласований и споров между людьми, нет размытия зон ответственности. Аналитики выполняют широкий круг задач, и это одно из главных преимуществ работы здесь.

Например, четыре года назад Tinkoff Black запускал мультивалютные карты. Бизнес-аналитику нужно было понять, как это будет работать для клиента, и декомпозировать большую задачу на отдельные мини-проекты, назначить ответственных за них и контролировать сроки.

Задача аналитика — предугадать и максимально подробно описать разные непредвиденные сценарии. Он думает, что произойдет, если клиент выпускает карту, закрывает счет, блокирует или перевыпускает карту. Поскольку Тинькофф — большая финансовая экосистема, в которой объединены десятки связанных продуктов и процессов, таких сценариев может быть много.

Навыки бизнес-аналитика. Из личных навыков важна в первую очередь коммуникабельность: людям с сильной интроверсией будет тяжело на такой позиции. В реальной работе это выглядит так: нужно прийти к 30 людям и с каждым начать обсуждать проект.

Еще необходимо быть ответственным и собранным: вести записи встреч, соблюдать сроки и не забывать о договоренностях. На позицию бизнес-аналитика мы всегда искали людей с математическим складом ума, которые мыслят критически и глубоко разбираются в задаче. В Тинькофф не принято все принимать на веру, здесь бизнес-аналитик — не просто исполнитель: он должен разобраться, что получит клиент, зачем эта задача компании и каковы были предпосылки для ее появления. Вдруг окажется, что решать задачу и вовсе не нужно или необходимо делать это по-другому.

Каких-то обязательных технических навыков от бизнес-аналитика не требуется. Знание SQL и понимание работы баз данных — минимальный набор, который дают в любом техническом или околотехническом вузе. Еще часто помогает бэкграунд в разработке: когда сам писал код и представляешь, о чем идет речь, найти общий язык с разработчиками проще.

Инструменты для работы. Бизнес-аналитик использует такие:

  • сервисы postman, soapUI для запросов к API, так как бизнес-аналитики больше всего общаются с разработчиками;
  • различные базы данных;
  • UML-диаграммы для рисования схем;
  • Jira для постановки задач;
  • Wiki для написания документации.

Сложности в работе. Бизнес-аналитику нужно быть готовым к тому, что команда проекта может быть не согласна с ним, и уметь аргументировать свою позицию. Он берет проект, приходит к команде, а она смотрит на идею скептически. Это здорово, потому что позволяет отфильтровывать спорные проекты и заранее продумать какие-то риски. При этом бизнес-аналитику важно уметь отстаивать ценность идеи перед командой.

Еще одна сложность — большое количество информации. Новички, не работавшие в ИТ, часто записывают новые термины, имена и должности новых людей: кто и за что отвечает. В Тинькофф команды кросс-функциональные, все со всеми переплетены, и порой не успеваешь запомнить, кто есть кто. Вначале новым людям бывает непривычно, если раньше они работали в строгой иерархии.

Карьерные перспективы. Бизнес-аналитики в Тинькофф чаще всего развиваются в двух направлениях:

  • горизонтальный переход в менеджера продукта: он занимается пользовательскими исследованиями и контролирует решения, принимаемые по продукту;
  • рост до лида команды: лид руководит командой бизнес-аналитиков, отвечает за несколько процессов, управляет масштабным, сложным или большим продуктом.

Кто такой продуктовый аналитик

Ценность продуктового аналитика в том, что он прицельно изучает возможности для роста бизнеса и продукта. Он исследует огромный массив данных компании и понимает, как из него достать какие-то идеи.

Задачи продуктового аналитика. Перечислим основные:

  • проводить a/b-тестирование, эксперименты и исследования;
  • искать точки роста и проблемные места в продукте;
  • строить метрики в продукте — решать, за какими нужно следить, как их трекать и изменять;
  • создавать иерархию метрик — определять, как бизнес-метрики зависят от технических и промежуточных метрик.

Когда запускали проект телефонного секретаря Олега, продуктовый аналитик определил ключевые и прокси-метрики продукта, исследовал аудиторию и ее поведение, находил точки роста и строил воронку привлечения пользователей. Вместе с командой разработки он создал систему для a/b-тестирования проекта, проводил первые эксперименты и тесты, строил SLA- и Tableau-отчеты.

Навыки продуктового аналитика. Из hard skills можно выделить:

  • знание основ математической статистики и теории вероятностей;
  • знание SQL и Python;
  • понимание, как организовать и проводить a/b-тесты и валидировать их результаты;
  • навыки систематизации, структуризации знаний и данных.

Для аналитика важны коммуникабельность, продуктовое мышление и проактивность. Он должен всегда искать, что еще можно улучшить в продукте. Аналитики с таким подходом отлично развиваются в Тинькофф: часть топ-менеджмента выросла как раз из них.

Инструменты для работы. Продуктовый аналитик использует такие:

  • Jupyter-ноутбук;
  • системы визуализации Tableau, Grafana;
  • системы маркетинговой аналитики Google Analytics и Adobe Analytics;
  • система продуктовой аналитики Amplitude.

Еще в Тинькофф используют собственные разработки для продуктовой аналитики.

Сложности в работе. Здесь те же трудности, что и у бизнес-аналитиков. И еще можно отметить адаптацию к работе с внутренним софтом компании. Внутренние инструменты новичкам могут показаться непривычными, но есть и плюс: они максимально кастомизированы под задачи.

Карьерные перспективы. Продуктовый аналитик может вырасти в менеджера аналитики, то есть стать тим-лидом. Для этого он учится менторству, помогает джунам, затем собирает свою команду и возглавляет направление.

Другой вариант — стать продвинутым аналитиком и отвечать за узкую, но очень важную область. Например, у нас есть сотрудники, которые специализируются только на a/b-тестах и экспериментах и отлично в них разбираются.

И еще один путь — это горизонтальный рост в продакт-менеджера, который отвечает за продукт в целом. Часто бывает, что аналитик саппортит продукт, помогает его росту, а затем начинает полностью принимать решения по проекту.

Чем отличается бизнес-аналитик от продуктового

Продуктовый аналитик собирает результаты, строит отчеты, понимает, что работает хорошо, а что нет, следит за метриками. Но он не настраивает сам процесс — за это отвечает бизнес-аналитик.

Продуктовый аналитик ищет предпосылки и строит гипотезы для улучшения сервиса. Например, видит плохую конверсию и говорит об этом. Затем вместе с бизнес-аналитиком собирает информацию и ищет, где процесс работает неоптимально. Они выдвигают гипотезы, способные прокачать конверсию, отбирают приоритетную и запускают проект, который поможет ее подтвердить или опровергнуть. После чего снова смотрят на результаты и оценивают, работает это или нет.

Часто в небольших компаниях роль продуктового и бизнес-аналитика может выполнять один человек. В Тинькофф обычно это разные люди, но когда стартует какой-то новый маленький проект, специалист временно может совмещать в себе функции продуктового и бизнес-аналитика.

Например, запуская сервис отзывов, мы не были уверены, что это будет работать, и были готовы отказаться от него, если поймем, что выхлопа нет. На проект назначили одного человека, который выполнял роли продуктового и бизнес-аналитика. Когда гипотезу подтвердили и собрали достаточно положительных данных, начали масштабировать проект и набрали для него новых людей.

Как работается аналитикам в Тинькофф

В Тинькофф на роль аналитиков берут и опытных специалистов, и способных новичков — лучших выпускников технических вузов или студентов последних курсов. Зачастую им проще встроиться в процессы и привыкнуть к кросс-функциональным командам. На обучение и менторство начинающих талантов мы всегда готовы тратить много ресурсов.

Все аналитики в Тинькофф работают в штате, находясь в разных городах. При желании можно релоцироваться в Москву, работать удаленно из дома или же приходить в офис в одном из 22 городов, где открыты Центры Разработки. При подборе людей на новый проект мы прежде всего смотрим на способности человека и, конечно, ориентируемся на его желание работать с тем или иным продуктом.

У аналитика в Тинькофф всегда есть выбор, чем ему заниматься. Начинающие специалисты могут попробовать себя в разных ролях, решая задачи и бизнес-аналитики, и продуктовой. А затем выбрать то направление и проекты, к которым они чувствуют больше склонности. Подробнее про работу аналитика и открытые вакансии — на страничках для продуктовых и бизнес-аналитиков.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
John Doe

Мы уже знаем ответ на вопрос чем они занимаются...

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

хахах, плюс

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Backup Service

А напишите статью "Чем занимаются сотрудники службы поддержки" и там бойко опишите всё про эти их некорректные консультации клиентов банка, враньё, затягивание процесса рассмотрений обращений и так далее, много плюсов наберете!

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Здравствуйте. Мы не занимаемся обманом и всегда стараемся решать вопросы наших клиентов качественно и оперативно. Хотели бы детально проверить эту ситуацию. Напишите, пожалуйста, нам в личные сообщения более подробно о том, что произошло. Мы все проверим и постараемся помочь.

Ответить
Развернуть ветку
LMA

Ой не пиздите

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Лашин

Причём тут служба поддержки? Больше некуда жаловаться об этом? В статье рассказывают, как устроена профессия аналитика. Не нужно все засирать. Не нравится брокер- меняйте.

Ответить
Развернуть ветку
Backup Service

Я никому не жалуюсь, просто предложил интересную тему "на злобу дня" для следующей статьи в блоге компании. К вашему комментарию ещё нужно добавить "не нравится страна - уезжайте")

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Никита Курбанов

Правильно ли я понял, аналитик это разраб которому лень кодить?

Пишу ТЗ, делаю прототип, собираю команду на разработку сам. За 7 лет не писал ни одной строчки кода. Все инструменты описаные в статье разрабами настраиваются . В постмане что должен аналитик делать? АПИ дергать? Пусть фронт и бэк этим занимаются.

Сложилось впечатление что я отстал в развитии. Зачем знание языка?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Нырков

Вместо того чтобы дергать нежного разработчика, я сам напишу запрос и заберу нужный мне массив данных.
Так просто быстрее и проще, а много знаний не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
123 123

Согласен, тоже постоянно читаю, как всякие менеджеры и прочие эйчары пишут о том, что аналитик должен сидеть в постмане и писать код. Ужас!

Ответить
Развернуть ветку
Император Нолимоций

Что ж, день, когда не зарегистрироваться было уже никак нельзя, настал.

Ответить
Развернуть ветку
Император Нолимоций

И — какое совпадение — именно сегодня банк-абьюзер подтвердил, что наши 11-летние отношения, в которых он и его сотрудники скатывались все ниже и ниже в своем свинском отношении к клиенту, окончены.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Zinnatullin

Чем занимаются продуктовые и бизнес-аналитики в «Тинькофф»

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Забайтил даунов VC

я знаю я знаю
они ищут лучший способ нае*ать клиента))))

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Очень толковая статья.

Ответить
Развернуть ветку
Polina Sidorova

А почему не описали взаимодействие аналитиков: Cистемный - Бизнес - Продуктовый?

Ответить
Развернуть ветку
Константин

В статье описан сразу системный+бизнес 2 в 1 для экономии

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Для меня странно, что Тинькофф на vc начал сотрудников искать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Смирнов

Вы просто расширенное описание вакансии выложили?) людей хантите?)

Ответить
Развернуть ветку
Admin Pool

Аналитики думают, как из воздуха/карманов клиентов, побольше бабла выкачать...

Ответить
Развернуть ветку
После Ктото

Это враньё не верьте пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

Продуктовый аналитик

Ответить
Развернуть ветку
Олег Торшин

Оформляют рассрочки без согласия клиента, чем же еще

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел Павлов

Мне нравится обслуживание Тинькофф физ и биз 👍 Статья тоже полезная 👍

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Либман

Мы находимся в пространстве, где люди делятся знаниями...
Но даже тут дол**ебы найдутся, чтобы поныть

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда