Как удержать внимание 50 тысяч подписчиков в Telegram без бюджета на продвижение

Мы запустили телеграм-канал @tinkoff_invest_official в сентябре 2019-го и думали, что наберем 30 тысяч подписчиков за год. Прошло десять месяцев — и на нашем канале 50 тысяч подписчиков. Мы не потратили на продвижение ни рубля.

Мы решили честно рассказать, как мы работаем с контентом и трафиком, какими принципами руководствуемся и каких ошибок стараемся избегать. Возможно, наши советы больше подойдут корпоративным каналам, а не авторским, но кто знает, может, все будет наоборот. Поехали!

Конкуренция сумасшедшая. Раскрутить канал в Телеграме с каждым годом становится все сложнее. Только в 2019-м было зарегистрировано 133 800 каналов на русском. Теперь, после отмены блокировки Телеграма в России, логично ожидать, что эти цифры вырастут в несколько раз. И все, кто раньше боялся гнева Роскомнадзора, пойдут создавать свои каналы, зарабатывать, продвигать личный бренд, находить клиентов. А значит, Телеграм станет еще перспективнее и интереснее.

1. Изучите подводные камни платного продвижения

На наш взгляд, необходимость бирж по закупке трафика и рекламы в Телеграме переоценена. Мы довольно быстро поняли, что этот путь нам не подходит. В первую очередь потому, что неясна была эффективность такой закупки.

Трафик
Мы внимательно изучили рынок и каналы конкурентов, которые активно закупали трафик (добавление рандомных пользователей в канал за деньги). Сценарий всегда один: аудитория у таких каналов сначала вырастает, а потом начинает падать — за счет большого процента отписок. А охват постов и вовсе стремительно сокращается.

Пример 1. Конкурент Х закупает трафик последние полгода: динамика аудитории (subscribers) скачкообразная, показатели охвата (avg post reach и ERR) снижаются. Данные TGStat

Реклама
У каналов, которые закупали рекламу на каналах-стотысячниках, показатели эффективности чуть лучше (потому что подписывались только заинтересованные пользователи). Но по факту рекламный трафик существенно снижает качественные показатели просмотров: падает охват одного поста (avg post reach) и вовлеченность читателей (ERR). То есть, грубо говоря, подписано на вас много людей, а реально читает ваши посты лишь небольшая группа постоянных читателей.

Пример 2. Конкурент Y закупает рекламу последние 3 месяца: аудитория (subscribers) хорошо растет, но показатели охвата (avg post reach и ERR) снижаются. Данные TGStat

Бесплатно и хорошо
Мы хотели привлечь людей, которым и дальше будет интересно нас читать. Как вы уже поняли из примеров выше, «интересность» контента измеряется охватом одного поста (avg post reach) и вовлеченностью читателей (ERR). Видно, что у нас растет не только аудитория, но и охват одного поста, — это отличный показатель.

Пример 3. Если ничего не закупать: показатели @tinkoff_invest_official, телеграм-канала Тинькофф Инвестиций за последние полгода (спойлер: они очень хорошие). Данные TGStat

Что касается ERR (фиолетовая линия), то удержать его на высоком уровне при высоких темпах роста аудитории не удалось ни одному из известных нам каналов про экономику. В целом по рынку он колеблется на уровне 30%. Но у нас он не опускается ниже 55% — это самый высокий показатель среди каналов в нашей "весовой категории" (по данным на 8 июля).

О качестве охвата канала Тинькофф Инвестиций легко судить по рейтингу Медиалогии: в нем наш канал по среднему количеству просмотров обгоняет гораздо более крупных конкурентов.

Рейтинг Медиалогии по среднему количеству просмотров постов в мае 2020 года.

О бесплатных инструментах, которые нам показались самыми эффективными, мы расскажем ниже.

2. ВП — бесплатная альтернатива рекламе

ВП, или взаимный пиар, оказался для нас мощнейшим инструментом продвижения. Это распространенная схема в Телеграме, когда два канала рекламируют друг друга по бартеру, бесплатно. Фактически больше 60% роста аудитории нашего канала за последние полгода пришлось на ВП. Остальное — органический рост.

Конечно, мы очень внимательно отбираем каналы, которые рекламируем у себя. До сих пор мы показываем всех претендентов нашим аналитикам.

И еще один лайфхак — ВП можно делать кросс-платформенным. Вы можете договориться с блогерами на Ютубе, чтобы они упомянули в своем выпуске ваш канал, а вы запостите рекламу их блога. То же самое можно делать с подкастами

Кроме ВП в первые месяцы нам помогли еще две бесплатные опции:

Подписка всех знакомых и сотрудников
Если вы компания и у вас есть сотрудники — попросите их подписаться, чтобы создать первую тысячу подписчиков. Они подпишутся, подпишут своих друзей, а те — своих. Мы написали письмо на корпоративную почту и за два дня подписали больше 1100 человек.

Упоминание канала на других ресурсах
У вас есть лендинг, страница в Facebook или Instagram? Постоянно рассказывайте там о своем телеграм-канале. Мы разместили ссылку на наш канал в других действующих блогах Тинькофф Инвестиций: в Смартлабе, VC, ленте приложения, а также о нашем Телеграме рассказывают ведущие подкаста "Жадный инвестор" и спецпроекта — шоу "Деньги не спят". Как-то раз после очередного выпуска шоу к нам пришло 300 подписчиков.

3. Одного SMM-специалиста недостаточно. Соберите команду профессионалов

Один эсэмэмщик не может быть в курсе всех новостей и не может разбираться в технических или финансовых нюансах. Ему нужна помощь, и вы можете помочь ему наладить контакты с другими профессионалами в вашей команде: дизайнерами, если канал о дизайне, разработчиками — если об IT, аналитиками — если об экономике. Для вас это «бесплатный» ресурс, а сотрудники получают возможность для повышения самооценки и самовыражения.

Что касается Тинькофф Инвестиций, то у нас нет отдельного эсэмэмщика, который отвечает за все сразу. Наш телеграм-канал делает команда финансовых аналитиков и редакторов. Нам повезло, что удалось собрать такую команду (хотя в основном она занята в другом проекте — делает ленту с аналитикой на тарифе Премиум).

Только недавно у нас появился редактор, ответственный за выпуск и ВП в Телеграме. Мы до сих пор обсуждаем новости всей командой. Один предложил тему, другой написал, третий отредактировал. По сути, это работа новостной редакции в миниатюре. Только с блек-джеком и дипломированными финансовыми аналитиками.

4. Делайте ставку на новости, а не на контент-планы

Еще один бесплатный ресурс — хороший контент. Мы сделали ставку на новостной контент: 80% опрошенных читают в Телеграме новостные каналы, свидетельствует исследование TGStat. Мы часто постим новости с гифками и картинками, используем эмодзи, чтобы тексты были живее. Этот прием перенимают и другие инвестиционные телеграм-каналы, и в целом это давно известный тренд, пришедший еще из Твиттера и других соцсетей.

Самые популярные направления среди каналов в русскоязычном телеграме. Исследование TGStat

Мы убеждены, что контент-планы остались далеко в прошлом. Телеграм привязан к новостям, а заранее прописать пандемию, обвал цен на нефть и банкротства крупных компаний в контент-плане невозможно.

Конечно, у нас есть запланированные публикации: в среду и воскресенье мы выкладываем анонсы шоу «Деньги не спят», по четвергам — подкаст «Жадный инвестор», а по понедельникам — таблицы с компаниями, которые будут отчитываться на неделе. Кроме этого, раз в две недели мы планируем ВП.

Остальное — рождается в редакционном чате.

5. Не стройте свою стратегию только вокруг ЦА

Несмотря на то, что весь интернет исписан советами «сначала определитесь с целевой аудиторией», редко у кого есть представление, для кого он собирается писать.

Мы не стали ограничиваться конкретной ЦА. Мы с самого начала решили не «подтягивать» контент под аудиторию, наоборот — мы ставили целью сделать качественный контент, чтобы аудитория под него подтянулась сама.

Безусловно, здесь нужно оговориться, что мы — редакторы — пришли в Тинькофф Инвестиции уже с опытом работы в деловых СМИ. Но в какой-то момент стало понятно, что нашей аудитории интересно читать новости не только про акции и рынки, но и про нашу компанию, нашу корпоративную жизнь и наши достижения и прорывы: допуск читателей к своей кухне добавляет ценности любому каналу.

По нашим данным, на 20-25% наша аудитория в Телеграме состоит из инвесторов, которые не являются нашими клиентами и вполне себе счастливо торгуют у других брокеров, — им просто нравится нас читать. Всегда найдутся люди, которым интересно знать, как у других, и они тоже часть вашей ЦА. И, конечно, потенциальные клиенты.

Бесценный вывод

Главное отличие канала Тинькофф Инвестиций от других корпоративных каналов состоит в том, что его делает не отдел маркетинга, а редакция. Мы сделали ставку на простые тексты об инвестициях, не привязывали их к контент-планам и целевой аудитории, но при этом сумели сделать крутой канал. И здесь мы лишь делимся опытом и ничего не навязываем. Надеемся, вам было интересно!

Подписывайтесь на нас в телеграме @tinkoff_invest_official

Авторы: Кира Егорова, главный редактор, Анна Бутусова, выпускающий редактор, редакция Тинькофф Инвестиций

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Александр Любивый

Ваша история вовсе не про привлечение пользователей за 0 рублей. Вы потратили на онлайн и оффлайн рекламу огроменные деньги, а потом к вам в телеграм пришло 50000 человек. В вашем случае, скорее всего, вы могли бы привлечь аудиторию так же легко, если бы просто копировали статьи с рбк.

Ответить
Развернуть ветку
Kira Egorova

Александр, конечно вы отчасти правы. Но текст в первую очередь о том, что аудиторию набрать действительно нетрудно, а вот сделать так, чтобы не просто подписались и забыли, а регулярно читали — вообще почти никому не удается (мы просмотрели статистику пары десятков конкурентов). У нас же это получилось — качественные показатели это доказывают.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Любивый

Про конверсию в чтение и не спорю, но заголовок то именно про привлечение подписчиков :)
А вообще у вас более качественная аудитория из-за того, что у вас не было платного продвижения. Суть платного продвижения как раз в том, что вы привлекаете много людей, но лишь часть из них интересуется продуктом.
У большинства ваших конкурентов принципиально отличается воронка из ознакомления в качественного подписчика. Им приходится максимально расширять воронку на уровне ознакомления с каналом, в результате чего падает качество аудитории

Ответить
Развернуть ветку
Kira Egorova

ну так — заголовок, чтобы привлечь внимание)) а про все остальное – абсолютно согласна.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Любивый

Ну а вообще вы молодцы, читать одно удовольствие :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Васильев

Тут вы лукавите, если бы вы создавали канал на пустом месте, то еще вопрос - взлетели бы или было бы как у всех. У вас хороший бэкграунд в виде банка Тинькофф, Тинькофф Инвестиции, думаю большая доля читателей Тинькофф журнала - он славится своим качеством, можно сказать для многих служит эталоном. Опять же, взаимопиара у вас могло и не быть, а была бы реклама за деньги, начинай вы с нуля как ноу нейм канал.Так что потрачено очень много и с учетом того что у вас сколько-то там миллионов клиентов в Тинькофф инвестициях, то я бы заголовок сделал бы таким: "как имея миллион клиентов в сервисе, собрать всего 50 000 подписчиков - фэйл года".

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф Инвестиции
Автор

:) да чтобы все так фейлили, Александр

Ответить
Развернуть ветку
Александр Васильев

Заведите инкогнито канал и качните за тот же период хотя бы до 20к подписчиков, а потом расскажите сколько потрачено на это. Вот это будет ближе к реальности))) и куда интереснее, чем имея такие ресурсы как у вас сделать 50к

Ответить
Развернуть ветку
Kira Egorova

и снова вы про "накачать". накачать-то не трудно. очень трудно удержать - мы полтекста об этом написали.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Васильев

Та и я о том же))) сколько на это ресурсов требуется? Вопрос ретарический))) 

Ответить
Развернуть ветку
Kira Egorova

так мы честно в тексте написали про нашу команду - о том, сколько ресурсов требуется. а вы специально в слове "ретарический" два раза ошиблись? это сарказм? извините, сложно считывать эмоции

Ответить
Развернуть ветку
Александр Помидоров

Оплачивая команду редакторов, которые пишут качественный контент, чтобы удерживать и завоевывать пользователей - это тоже своего рода продвижение, правда за счёт сильной команды. Заголовок кликбейтный, статья вводит в заблуждение. А так, молодцы конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Васильев

Нет это не сарказм, а банальная ошибка))) я вас не тролю, не подумайте, но статья у меня вызвала впечатление что все просто и легко, по факту это не так. Не принимайте слишком близко критику...команда Тинькофф крутая, это факт, другие банки и сервисы имея большие ресурсы даже рядом с вами не стоят, вам в любом случае есть чем гордиться.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Алексушин

1. "На наш взгляд, необходимость бирж по закупке трафика и рекламы в Телеграме переоценена" - почему? Ваш анализ в течение всей статьи строится на основе tgstat, но вы почему-то не используете telemetr, где можно посмотреть более точный ERR% и приход пдп. с рекламы от других каналов.

Те, кто давно в телеграм знают, что tgstat в основном используется, как каталог, а сервис аналитики и оценки эффективности телеграм канала - это telemetr.

2. Что касается трафика. Если канал совсем плохой или же на нем искусственно подняли актив - это сразу видно по контенту, а особенно, если это смотрит человек из соответствующей сферы. Если контент хороший, канал ведется и происходят периодическая рекламная активность, то у канала со временем просто ERR% становится средним по рынку.

Например: В инвестициях сейчас средний по рынку ~35-40%. Вы как раз в рынке) Ваш показатель ERR% - 35.9 суточный

3. По охватам тут даже нет смысла комментировать. Вы же один из лучших банков, когда вы заводите канал, где либо, то об этом пишут многие SMM ребята, + ваши источники продвижения, которые и создают вам основную базу лояльных пользователей) Так что, остальные нервно курят в сторонке.

4. Подписка всех сотрудников - это топ!😂

Что касается выводов, вы сделали очень крутой корпоративный канал в телеграм и вас точно надо ставить в пример всем остальным! Но, что касается комментария "Аудиторию набрать нетрудно" - это неправда, вам это удалось так быстро сделать, потому ваш бренд один из сильнейших в РФ, а уже остальные молодцы вторичны.

Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зайцев

Кирилл, согласен, но в статье фактических ошибок намного больше. Если бы только это...

АП

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Алексушин

Дима, моя цель была не придраться. Ребята очень крутые и считаю, то что они делают - круто! 

Но просто, если кто-то захочет завести свой канал, то вам придется потратить много времени и денег. Я с 2016 года в телеграм и рынок тут был всегда непростой. 

Ответить
Развернуть ветку
Kira Egorova

Дмитрий, в тексте нет фактических ошибок - все данные приведены со ссылками на источники. Кирилл лишь пишет о других источниках, которые можно смотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Алексушин

Кира, я не согласен только с тем, что вы позиционируете 55% ERR, потому что это не так. Ваша реальная активность суточная 35,9% , а постоянная 39.9%.

НО, еще раз повторюсь - люблю ваш канал и сам читаю!

Ответить
Развернуть ветку
Kira Egorova

Вы смотрите суточную активность в "мертвый сезон" и вне контекста в виде рынка. Сейчас лето, вы посмотрите у аналогичных каналов про инвестиции - там будет 15-20%. Вы взяли 1 конкретный день - возьмите 3 месяца хотя бы и посчитайте среднее значение на 1 день - и тогда уже сравнивайте. 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Алексушин

Кира, на 20.04 у вас суточный охват был 54%, на 20.05 - 42%, на 20.06 - 39% и на 20.07 - 35,9%. Он у вас скачет точно также, как у всех.

Дело то не в других каналах, а в том, что у вас средняя даже за последние 3 месяца получается <55%. 

Если мы берем в контексте рынка, то вы как раз находитесь в рамках него, но вы не бьете рекорды по вовлеченности. То есть ваша волатильность вовлеченности = рынку (немного лучше, потому что у вас сильный бренд) 

Ответить
Развернуть ветку
Kira Egorova

:) кажется, вы умышленно пропускаете мой комментарий про мертвый сезон и продолжаете жонглировать цифрами и словами "сильный бренд"

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Алексушин

Нет, Кира. Я просто привожу факты в виде цифр и "сильный бренд" в который всаживают млрд ежегодно, при этом ваш канальчик +- в рынке! Удачи вам еще раз=)

Ответить
Развернуть ветку
Kira Egorova

Кирилл, ну как-то не по-взрослому, ну елки-палки.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Помидоров

Кирилл прав, а вы вместо того, чтобы учесть ошибки в статье, начинаете защищаться и спорить, когда факт на лицо - статья вводит в заблуждение. 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Алексушин

НО, с любовью же:)

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зайцев

Кира,

ээ, ну так ведь целый материал с ошибками:
https://vc.ru/marketing/143591-otzyv-na-material-tinkoff-investicii-kak-sobrat-50-000-podpischikov-v-telegrame-potrativ-0-rubley-na-prodvizhenie

они именно что содержательного толка :-)

АП

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ayer

Вы же сами не раз писали / говорили в своём YouTube-канале, что сейчас невиданный рост инвесторов-новичков, что является следствием понижения ключевой ставки и ростом привлекательности идеи инвестирования в кризис. Всё написанное вами в посте не отменяется, но на трендовой волне кататься не так уж сложно. 

Ответить
Развернуть ветку
Kira Egorova

Так в том-то и штука. Смысл в том, чтобы не просто подписались, а ещё и читали. Подписчиков на тренде (как вы правильно заметили) все набирают много, а вот сделать так, чтобы люди читали канал постоянно, почти никому не удается - и текст именно об этом.  И в тексты мы подробно рассказываем, как сделать так чтобы канал не попал в метрвый список "тысяча непрочитанных" на вашем смартфоне.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ayer

Это правда. Сам подписан на различные источники, и ваша подача всех уделывает. Про качество контента судить не возьмусь: я новичок в финансовых вопросах

Ответить
Развернуть ветку
Александр Помидоров

Сколько тратит банк на вашу команду, и сколько тратят авторы других телеграм каналов? Естественно у вас качественней контент и больше вовлеченность. Не вижу смысла писать про это статью... Только если потешить свое эго.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Odinets

У меня на каждом видео на ютубе в начале идёт реклама этой тинькофф инвестиции. На телеграм не тратили, зато в ютуб влили миллионы)) 

Ответить
Развернуть ветку
Kira Egorova

Денис, вы правы, раскрученному бренду набрать подписчиков легче. Но я ответила уже в других комментариях, что суть в том, что у нас помимо количественных, очень крутые качественные показатели, и смысл именно в том, что на нас не просто подписались и забыли — нас реально читают. Ценность статьи именно в этом

Ответить
Развернуть ветку
Александр Помидоров

Качественные показатели из-за качественного контента, за который вы получаете зарплату, а другие телеграм - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чечукевич

Ребята, канал отличный. Я ваш конкурент с 40 тысячами подписчиков - с рекламой, но без редакции ;) Но вас тоже читаю иногда, хороший уровень контента, задаёте планку.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Зайцев

Спасибо за актуальную статью!

Материал полезный. На мой взгляд основной плюс этой статьи заключается как раз в том, что она вызывает у читателя интерес к возможности заведения и продвижения собственного Телеграм-канала. Спасибо за это!

Полностью согласен с актуальностью заведения собственного Телеграм-канала. Платформа очень востребована и, фактически, сегодня является неким Живым Журналом из 2020-го. Правильно и нужно.

При этом в самой статье, на мой взгляд, больше ошибок и штампов, чем верных выводов и заслуживающей доверия статистики. Надеюсь, авторы и редакторы данного материала с пониманием отнесутся к конструктивной критике. 

Подробный отзыв на vc.ru: https://vc.ru/marketing/143591-otzyv-na-material-tinkoff-investicii-kak-sobrat-50-000-podpischikov-v-telegrame-potrativ-0-rubley-na-prodvizhenie

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Боюр

Когда будете решать проблему отображения акций в портфеле? Украли у меня 20.000 рублей на акциях НМТП и уже месяц не можете разобраться в чём проблема. Вот об этом бы лучше рассказывали своим подписчикам.

На скриншоте средняя цена акций 20,615 ₽, такой цены в жизни у НМТП не было, а покупал я их по 10.89 рублей и ниже, в брокерском отчёте это всё отображено. 

И это на тарифе Премиум, за такой "сервис" платить по 3.000 в месяц такое себе занятие.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Приветствуем. 

Занимаемся решением. Постараемся решить как можно скорее. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Боюр

ага, не первый раз уже слышу

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Тумайкин

Последнее время просматриваю, нравится :)
Хорошо, что не повторили ошибок канала ТЖ - после огромного потока постов, которые невозможно было просмотреть, и 1000+ не просмотренных, пришлось удалить :/, хотя рассылки ТЖ читать люблю

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 39 комментариев
null