Epharmacy в России: что должно быть на сайтах онлайн-аптек
Обсуждение законопроекта о дистанционной реализации лекарственных средств недавно сдвинулось с мертвой точки. Это значит, что скоро в нашей стране можно будет заказывать препараты в онлайне. Разбираемся, какие именно, и рассуждаем, как должны организовать работу онлайн-аптеки.
О начале онлайн-торговли лекарствами говорят с октября 2017 года. Именно тогда в Госдуме появился законопроект, разрешающий интернет-продажу препаратов. Его оперативно приняли в первом чтении уже в декабре, и многие думали, что все заработает с 1 января 2018 года, но потом процесс завис больше чем на год.
В феврале 2019 года на форуме «Деловая Россия» депутатов поторопил уже сам Путин, заявив, что онлайн-торговля лекарствами — «то, куда нам нужно двигаться». При этом он отметил, что Минздрав с осторожностью подходит к распространению безрецептурных препаратов.
А еще упомянул, что между аптеками и лечебными заведениями должна появиться электронная система обмена информации, чтобы рецепты принимались в онлайне.
Надо отметить, что онлайн-аптеки существуют не первый год: на популярных сайтах вроде apteka.ru можно оформить заказ и забрать его в одной из офлайн-точек, но курьерская доставка по-прежнему незаконна и далеко не все компании решаются на такой шаг.
Ситуация сегодня
Еще в сентябре депутаты собирались разрешить продажу через интернет только безрецептурных препаратов, но последние поправки всех удивили. Согласно им, лекарства, отпускаемые по рецепту, также можно будет купить в онлайне, только немного позже — с 1 января 2022 года (безрецептурные с 1 июля 2020).
Временной разброс связан с системой электронных рецептов, которая начнет действовать в больницах и поликлиниках только к 2022 году. Однако ограничения, конечно, останутся: психотропные, наркотические и спиртосодержащие препараты с объемной долей этилового спирта свыше 25% дистанционно продавать будет по-прежнему нельзя.
Кстати, заниматься интернет-торговлей лекарствами смогут не только аптеки, но и оптовые организации, если у них будет розничная лицензия на фармацевтическую деятельность.
Таким образом депутаты планируют усилить конкуренцию и создать предпосылки на снижение цен. При этом все организации, торгующие лекарствами, обязаны иметь не больше одного сайта, чтобы посетители понимали, с кем имеют дело.
И еще одна важная поправка касается доставки онлайн-заказов. Ими смогут заниматься любые курьерские службы, но если у покупателя возникнут вопросы, курьер должен будет позвонить консультанту с фармацевтическим образованием, чтобы тот все объяснил. Конечно, остается еще много нюансов, которые стоит рассмотреть до принятия закона.
Как это работает в разных странах
Прежде всего проблем ждут от фальсификата. Чтобы их избежать, в некоторых странах применяют прямую модель доставки лекарств. То есть врач после приема выписывает рецепт, который сразу уходит авторизованному поставщику, а тот уже доставляет препарат пациенту. Таким образом последний вообще не участвует в покупке.
В большинстве стран Европы пользуются системой маркировки, которая позволяет отследить цепочку от производителя до покупателя. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов считает, что этот вопрос должен решаться именно так.
По оценкам той же АКИТ, сегодня нелегальный фармацевтический онлайн-рынок может достигать от 37 до 73 млрд рублей (2,5–5% продаж прошлого года).
Также многие аптеки боятся потерять долю рынка. Но Соколов уверен, что эти опасения напрасны: как показывает практика, доля онлайн-продаж лекарств редко превышает 10% в странах, где она разрешена. Для сравнения: меньше 10% в США, около 14% в Германии, 10% в Китае, 5% в Англии и 4% в Бразилии.
Впрочем, многие с этим не согласны. Представители фарминдустрии уверены, что пока законопроект был в подвешенном состоянии, большие игроки вроде Ozon и Wildberries добились большого доверия со стороны покупателей в таких категориях, как «красота и здоровье».
И хотя на достижение заветных 10% уйдет примерно 5 лет по прогнозам АКИТ, доля от бюджета розничного фармрынка будет рекордной — 100 млрд рублей. В ecommerce еще не было категорий, на которые приходилось бы столько. Помимо вышеперечисленных проблем, остается еще вопрос собственно онлайн-аптек. Ведь как в любой отрасли, здесь существует своя специфика.
Что должно быть на сайте онлайн-аптеки
Если говорить о функциональности интернет-магазина, а онлайн-аптека, по сути, он и есть, нельзя забывать об особенностях рынка. Когда мы в REES46 разрабатываем новые продукты, то сразу думаем, как их можно использовать в разных отраслях.
Возьмем для примера фэшн-сегмент и детские товары. В первом случае важно учитывать пол и размер покупателя, во втором еще и возраст. Представьте пользователя, который из года в год выбирает для себя одежду одного размера и подгузники — для растущего каждый месяц ребенка. Соответственно, будут отличаться товарные рекомендации, поиск, рассылки и все остальное.
Чтобы рассуждать об особенностях фарминдустрии в этом контексте, нужно провести глубокую аналитику, но базовый набор функций можно обозначить уже сейчас.
Избранное
Многие люди принимают лекарства постоянно, и раздел «Избранное» поможет им быстро оформить заказ. Можно подумать о модели подписки: пользователю доставляют новую пачку препарата к тому моменту, как заканчивается предыдущая, но в этом случае она не сработает.
Заболевания, при которых нужно принимать лекарства на постоянной основе, требуют периодического контроля. И врачи часто меняют дозы препаратов, скажем, при гипертонии или эпилепсии, как и сами препараты.
Рецепты в онлайне
В долгосрочной перспективе потребуется решение для онлайн-рецептов, чтобы клиенты могли заказать в аптеке все, что нужно. Вопрос лишь в том, когда лечебные учреждения перейдут на электронные рецепты и как будет работать система обмена информации между ними и аптеками (если такая будет).
Товарный поиск
В названии препаратов иногда путаются сами врачи, поэтому исправление ошибок и опечаток в поиске — мастхэв любой онлайн-аптеки. Как и подбор синонимов: химическое название, международное непатентованное название и несколько коммерческих названий одного и того же препарата — обычное дело здесь.
Товарные рекомендации
Функция, которая в этом случае нужна не только для того, чтобы увеличить средний чек, но несет реальную смысловую нагрузку. Например, пациенту могут прописать препараты железа, которые лучше усваиваются вместе с витамином C. В этом случае он должен быть в товарных рекомендациях.
Та же история с многими видами антибиотиков и гепатопротекторами — веществами, которые защищают печень от побочных эффектов первых. Таких сочетаний на практике довольно много, и чтобы грамотно настроить товарные рекомендации, придется постараться.
Телемедицина
Консультация с врачами и фармацевтами в мессенджере или по видеосвязи — необязательный пункт, особенно учитывая поправки к законопроекту о курьерах, но с ними было бы гораздо удобнее.
Плюс стандартный набор любого удобного интернет-магазина: адаптивный дизайн или мобильное приложение, чтобы пользователи могли оформить заказ со смартфона, push-уведомления и email-рассылка, чтобы рассказать об акциях и спецпредложениях.
Будущее epharmacy в нашей стране
Маловероятно, что законопроект в итоге не примут, но до вступления в силу время еще есть. Розничные аптеки, сайты которых сейчас представляют собой интернет-витрину, успеют перейти на модель интернет-магазина и продумать юзабилити. Продавцы, у которых уже можно оформить онлайн-заказ и забрать его в офлайн-точке, — рассмотреть возможности доставки.
Вряд ли переход на дистанционную модель реализации кого-то разорит. Большинство пожилых людей наверняка продолжат покупать лекарства в ближайшей аптеке — и не только они. Если учесть, что доставка товаров в среднем составляет 250 рублей, а средний чек на покупку препаратов 350, сложно представить резкую утечку клиентов в онлайне — слишком дорогое удовольствие получается.
Остаются малоподвижные категории, которым лекарства нужны более или менее постоянно, обеспеченные люди, которые покупают препараты таким родственникам или изредка себе, родители с маленькими детьми — им может понадобиться что угодно в любое время суток. Места на рынке хватит всем, главное подготовиться к переменам и подумать, как сделать свой сервис удобным.