Продавцы попросили ФАС проверить маркетплейсы на навязывание условий из-за «индекса цен» Статьи редакции

Площадки вынуждают выбирать определённый уровень цен, чтобы товары не снижались в поисковой выдаче, утверждают их партнёры.

  • Гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» (ЦНТ), член общественного совета при ФАС Алексей Кожевников попросил главу антимонопольного ведомства Максима Шаскольского проверить «индекс цен» на маркетплейсах на нарушение антимонопольного законодательства. Он отправил письмо после нескольких обращений продавцов. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
  • Маркетплейсы устанавливают «индекс цен», сравнивая ценники на своей площадке и у конкурентов. Если цена у конкурентов ниже, это может привести к снижению в поисковой выдаче и исключению из программы лояльности, указано в письме.
  • Механизм «индекса цен» навязывает продавцам «невыгодные условия по управлению продажами», потому что «вынуждает выравнивать цены к максимальным исходя из самых дорогих тарифов», считают в ЦНТ.
  • Кожевников просит ФАС проверить практику на признаки коллективного злоупотребления доминирующим положением через навязывание условий договора и давление на продавцов по ценовой политике.
  • В ФАС заявили, что рассмотрят письмо и внесут вопросы из него в повестку очередного заседания экспертного совета по развитию конкуренции в области ИТ.
  • «Индекс цен» видно в личном кабинете маркетплейса, но его расчёт «непрозрачен», рассказал один из продавцов. Инструмент также ограничивает возможность установить более выгодные цены на собственном сайте продавца, добавил он.
  • В Ozon подтвердили, что товары с выгодными ценами поднимаются «немного выше» в поиске, но на ранжирование влияют «множество факторов» — популярности по запросу, отзывов, скорости доставки до покупателя, описания карточки товара. В «Яндекс Маркете» «индекс цен» не влияет на место в поиске, от цены товара место зависит на 18%, от описания — на 27,5%, от предпочтений пользователей — на 25,5%. В Wildberries тоже настаивают, что «индекс цен» — только один из факторов ранжирования. Программы лояльности от показателя не зависят, утверждают в Ozon и Wildberries.
Фото ТАСС
  • В 2022 году правительство запретило регуляторам проводить проверки аккредитованных ИТ-компаний до конца 2024 года. К ним относятся и маркетплейсы.
  • В июне 2022-го продавцы жаловались в ФАС, что маркетплейсы принуждают к акциям, увеличивая свою комиссии до 10% для тех, кто отказывается участвовать в распродажах и предоставлять скидки за свой счёт.
  • По данным антимонопольной службы на январь 2024 года, продавцы продолжают жаловаться на работу с маркетплейсами — завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий, начисление штрафов. Но из-за моратория на проверки пока ФАС и участники рынка договариваются о «добровольном устранении нарушений».
0
121 комментарий
Написать комментарий...
МАНЕКИ - МНОГОДЕТНЫЙ ИНВЕСТОР

Очень здравая инициатива. Индекс цен непрозрачен, Ozon так вообще создает копии карточек из псевдо-китайских продавцов и включает их в индекс. По факту из-за индекса площадка теряет в продажах, а покупатель теряет в ассортименте, т.к. там где неадекватное влияние индекса - товары не грузятся. Продавая даже 2 десятка SKU - отслеживать индекс и решать вопросы с тех. поддержкой становится физически нереально - а в рядового продавца товаров гораздо больше.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Слегка вводите в заблуждение — мы не создаём копии карточек для чего-то такого, да и индекс цен не сравнивает товары российских и иностранных продавцов. Если заметили последнее, то покажите поддержке — проверим и исправим.

Механизм расчёта индекса простой, совсем его не скрываем и описали в базе знаний. Инструмент не влияет на общие продажи площадки и глубину ассортимента — это просто показатель привлекательности ваших товаров в глазах покупателей. А вот сама цена как раз играет ключевую роль при выборе, её продавец устанавливает сам.

Сложностей с двумя десятками и даже шестью дюжинами SKU не будет, ведь на проверку уйдёт не больше пары минут

Ответить
Развернуть ветку
MediaLike

Харэ врать что не влияет на продажи. Если индекс плохой, то хрен чего продашь , продажи останавливаются

Ответить
Развернуть ветку
Никита

А ничего что вы отключаете спп, если индекс невыгодный и сразу создаете недобросовестную конкуренцию?
А ничего что вы сравниваете цену продавца с вб например после спп? Т.е. автоматически принуждая снижать на 15-20%. Да бог с ним, с этим ранжированием, без вашего спп покупатель просто не купит. Уже научили. Никого не принуждаете - да, вынуждаете чтобы быть на плаву - тоже да.

Ответить
Развернуть ветку
МАНЕКИ - МНОГОДЕТНЫЙ ИНВЕСТОР

Команда Ozon, у вас восхитительная команда smm, спасибо вам. Жаль что в поддержке не решают как вопросы оперативно и менеджеры создающий правила не так чутко слышат обратную связь.

Индекс цен - головная боль и несправедливый фактор , Ozon Global - головная боль и мусор щасоряющмй ленту клмента. В поддержке сотни нерешенных тикетов с жалобами на Ozon Global и копии карточек псевдокитайцами, которые копируют фотографии даже если на ней написать "это чужая собственность и товарный знак номер 111" и описание даже если написать что несуразное. Пожаловаться вне Ozon на такого продавца невозможно- не указан инн, нет данных и даже иск не отправишь.

Была недавно новость что эта вакханалия прекратится и копирования больше не будет. Если это правда, то СПАСИБЛ - одной проблемой меньше и остаётся закрыть еще одну - индекс цен, на что селлеры очень надеются.

Ответить
Развернуть ветку
118 комментариев
Раскрывать всегда