{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Внедрение ML в процессы CDEK.Shopping: определение цвета в карточках товаров

CDEK.Shopping начал свою деятельность чуть больше года назад. За это время компания стремительно набирала обороты — с 5 тысяч до 3 миллионов товаров на витрине. С мая 2022 года сервис доставил более 150 тысяч товаров из разных категорий — электроника, одежда, обувь, аксессуары, парфюмерия и многое другое.

На старте ассортимент включал в себя преимущественно электронику, однако в скором времени начала активно расти ещё одна категория — fashion. Здесь и появилась потребность в оптимизации поиска — он должен осуществляться не только по бренду, размеру и стране выкупа, но и по цвету. Работа над этими изменениями включила в себя несколько этапов и продолжается до сих пор.

Как компания внедряла ML-модель, с какими трудностями пришлось столкнуться и каких результатов достигли — рассказал Никита Веселов, Product owner CDEK.Shopping.

Особенности создания карточек товаров

Если сравнивать CDEK.Shopping с маркетплейсом, то одно из главных отличий — способ наполнения платформы товарными предложениями. На маркетплейсе этим занимаются продавцы — они хорошо знают свой товар и могут точно сформировать описание, характеристики и все цветовые варианты.

В CDEK.Shopping продавцы не размещают свои товары, наполнение витрины происходит автоматически, с помощью специальных алгоритмов, которые анализируют релевантность товаров и выгружают на сайт только те, которые соответствуют заданным параметрам. Автоматизированная система получает данные с зарубежных площадок и адаптирует под платформу — переводит на русский язык и оптимизирует изображения.

Доверять машине на 100% пока рано, поэтому отдел контента проверяет результат и при необходимости корректирует полученные данные.

Во время сбора информации с различных площадок система определяла только наименование товара, его модель, иногда характеристики и описание, но цвет чаще всего оставался неизвестным. И получалось так по разным причинам:

  • В описании или названии товара на интернет-площадке могло отсутствовать упоминание о цвете.
  • Зачастую цвет товара идентифицировался неверно из-за неоднозначности перевода.
  • В самих карточках на интернет-площадках могли быть ошибки в названии цвета.
  • Часто товары были представлены в мультицветах: чёрно-белый, сине-красный и т.д. Это тоже вызывало трудности перевода и распознавания

Провели исследование

В первый год необходимость в фильтре по цветам не казалась такой однозначной. Однако в связи с увеличением ассортимента, клиентов и трафика, у CDEK.Shopping появилась гипотеза о том, что пользователям было бы значительно комфортнее пользоваться платформой с фильтром по цвету.

Для подтверждения дальнейшего исследования гипотезы мы собрали фокус-группу и провели опрос — испытывают ли пользователи потребность в фильтре по цвету.

Исследование показало, что почти 90% респондентам не хватает такого функционала на платформе. Тогда мы и начали работу по автоматизации процесса определения цвета с помощью ИИ.

С чего начали

Внедрение нового фильтра начали с анализа опыта маркетплейсов. Один из важных выводов заключался в следующем — цветов не должно быть слишком много. Избыточность вариантов усложняет поиск, занимает много времени при установке параметров и сужает количество результатов.

Например, алый, бордовый, гранатовый, малиновый и другие похожие оттенки не стоит подразделять на отдельные цветовые категории — их все можно отнести к красному, чтобы не тратить слишком много времени на выбор цветов и расширить выдачу вариантов. К тому же, многое зависит от восприятия цвета самим человеком — один и тот же цвет люди могут воспринимать по-разному. Условно говоря, цвет морской волны для одного может быть ближе к зелёному, а для другого — к голубому. Или можно для примера вспомнить историю со знаменитым платьем — одним оно казалось синим, другим — золотым.

Кроме того, результаты исследования среди участников фокус-группы показали, что люди в подавляющем большинстве не уверены, какой конкретно цвет им нужен и предпочитают рассматривать все варианты оттенков.

Именно поэтому было принято решение оставить в фильтре только 11 популярных цветов.

Затем мы приступили к технической части. Если говорить о механике в двух словах, то идея заключалась в следующем: система анализирует изображение, определяет цвет и заносит его в карточку товара на платформе. Однако первые «запуски» показали, что модель нуждается в доработке.

Во-первых, большинство товаров имеют в своём дизайне несколько цветов. Поэтому для определения конкретного цвета, который в итоге будет присвоен товару, необходимо было выделить доминирующий — основной цвет, определяющий визуальное восприятие вещи/обуви/предмета. Для этого необходимо было настроить ещё один важный параметр — отделение фона. И тут мы столкнулись с искажением цвета. Белый товар на белом фоне часто определялся как серый, синий — как чёрный и т.д. Стало понятно, что модель ML нужно «доучивать».

Во-вторых, неожиданно проблемной категорией товаров оказалась одежда, которая закрывает небольшую часть тела, например, топы и купальники. Алгоритм зачастую воспринимал цвет кожи модели с изображения как основной цвет товара.

К чему пришли

В результате мы научили ML-модель определять не только моноцвета, но и мультицвета, основываясь на доминирующем цвете, категории товара и его особенностях. Например, красную кофту с белыми элементами система определяла как красную.

Для проверки объективности выводов машины мы снова обратились к фокус-группе и предоставили им на выбор несколько товаров в мультицветах. В итоге восприятие 95% опрошенных сошлось с результатами ML-модели.

Мы обновили нашу базу сначала на 40 000 товаров и решили дождаться результатов, прежде чем распространять обновление на остальную продукцию. Ошибки в корректном определении цвета были — около 7% при первом тестировании. Тогда мы добавили ещё несколько вариаций оттенков в модель соответствия, а также несколько уточняющих параметров, чтобы сделать систему более гибкой в определении цвета.

Сейчас общее количество товаров с фильтром цвета около 700 тысяч, а процент ошибки модели — не больше 2%. Первичные тесты показали, что конверсия в категориях с фильтром цвета стала выше на 30% и продолжает расти.

Но, конечно, это далеко не всё. В планах компании — применять инструменты машинного обучения в поиске, внедрить предиктивную аналитику на основе ML, а также автоматизацию по работе с нашими любимыми клиентами. И очень важно оглядываться на юнит-экономику, а не внедрять ИИ только потому, что это модно.

Никита Веселов, Product owner CDEK.Shopping
0
20 комментариев
Написать комментарий...
Somnus Nadne

Интересная статья! Какие проблемы ещё хотите решить с помощью машинного обучения?

Ответить
Развернуть ветку
CDEK.Shopping
Автор

Спасибо! В первую очередь, машинное обучение направим на предиктивную аналитику, чат-боты и продолжение работы с карточками товаров, их на платформе уже более 3 млн., поэтому направление контента огромное поле на новых тестов :)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr M.

Писать тупые отписки, тупых ботов обманутым клиентам, заплатившим и не получившим своих заказов в адекватные сроки, вот зачем им это их текущий бот слишком тупой пишет одно и тоже и извиняется по 10 раз:)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Б

Это предостережение для всех, кто решится совершить заказ через @CDEK.Shopping — обходите стороной все, кому дороги его личные деньги, время и нервы. Перепись пострадавших, а их больше сотни, лежит здесь: https://vc.ru/claim/639847-cdek-shopping-otkazyvaetsya-vozvrashchat-dengi-za-otmenennyy-zakaz

Мой заказ 573137-0002
Первые две недели я ждал изменения статуса с "в обработке" на "передан на выкуп" — этого не произошло, и я запросил возврат, так как ожидать дальше не представлялось возможным.

Далее прошло 2 недели с момента того, как был зарегистрирован возврат средств, но ни статус заказа не изменился в приложении, ни средства не возвращены. Итого на текущий момент, деньги заморожены в общей сложности уже почти на месяц.

Заказ был на сумму 16318 рублей, за вычетом ваших "расходов" на транзакционные издержки в размере 2,3%, которые обозначил менеджер в переписке, вы должны мне вернуть 15942 рубля. Больше кормить меня стандартными отбивками в почте не нужно, я ожидаю возврат средств до конца недели, в противном случае высылаю досудебку и заявление в Роспотребнадзор.

Ответить
Развернуть ветку
CDEK.Shopping
Автор

Добрый день.
Мне очень жаль, что работа нашего сервиса вызвала у Вас разочарование.
Проверили информацию по Вашему заказу.
К сожалению, Ваш запрос на возврат до сих пор находится на рассмотрении. Понимаем, что ожидание вызывает дискомфорт.
Пожалуйста, не переживайте. Со своей стороны подключились к решению Вашего вопроса. Вернемся к Вам с итоговым решением по Вашему обращению в течение 1-3 рабочих дней.
Примите, пожалуйста, наши извинения, что заставляем Вас ждать.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Б

Да, я в курсе, что мой возврат находится на рассмотрении уже больше двух недель, и статус все это время не меняется. Спасибо, что повторили это снова.

Ребят, итоговое решение не может иметь несколько исходов, оно должно решиться полным возвратом средств, и в течение 3 дней, как обозначено в досудебке, направленной вам вчера.

В случае игнорирования законных требований по возврату неосновательного обогащения, незамедлительно обращусь в Роспотребнадзор и дополнительно за защитой своих нарушенных прав в суд, в соответствии с действующим законодательством.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Alexey Maslov

Никита Веселов PO Cdek Shopping Мне интересен ваш ответ коллега. Когда на условном vc.ru и прочих схожих сайтах присутствует куча недовольных пользователей, которые в основном жалуются на: большие задержки с доставкой заказа, плохим Tone of Voice продукта, на основе чего приоритезируете бэклог и идете в ML? Понятно что чем больше SKU, тем больше выбор, понятно что есть товары категории А и с ними маловероятны проблемы в поставках, но все таки? Реально по метрикам такой жалкий отток клиента из-за репутации и маркетинга?
Для примера СберМегаМаркет тоже испытывал схожие проблемы, когда залили большие бюджеты в акции и промо по сбер спасибо, но по итогу улалиди общий негативный фон

2

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Maslov

Ну и как частный кейс мой случай
https://vc.ru/claim/1039988-cdek-shopping-ne-dostavlyaet-zakaz-bolee-85-ti-dney

Ответить
Развернуть ветку
Полина Березкина

ну частные кейсы со сдэком есть разные, в том числе и положительные. как всем известно - в интернет идут писать только, когда что-то пошло не так. когда все хорошо - получили и забыли

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Б

Существуют ситуации, когда что-то пошло не по плану, есть задержки, всякое случается, относимся к такому понимающе, тем более когда бизнес растущий, а рынок нестабильный. Просто было бы классно держать клиентов в курсе и транслировать реальные сроки разрешения таких ситуаций.

У СДЭК Шоппинга же нет реальной конкретики в сроках ни на одном из этапов взаимодействия с продуктом:
— я не могу спланировать получение товара, потому что верхняя граница дедлайна отсутствует при заказе
— Когда заказ размещен, от момента его фиксации до перехода на следующий статус "выкуп товара" может пройти сколько угодно времени, это не регламентировано, как и все последующие этапы, и мне совершенно непонятно, ждать посылку месяц или шесть месяцев. Я прихожу с ожиданиями по срокам, хочу их обстучать о ваши средние значения, и решить, готов работать с вами или нет.
— после запроса возврата, мне коммуницируют про некоторое количество дней (дословно, несколько дней) на решение ситуации — по факту прошло больше двух недель и, в моем случае, кейс крайне негативный, потому что сначала вы ничего не выкупаете продолжительное время, я отказываюсь от заказа, и затем пытаюсь вернуть свои же деньги.

При этом, вы не можете их вернуть просто так, мы ждем какого-то подтверждения этого возврата от Бога свыше. Ждем его одну неделю, вторую, и когда терпение кончается, выходим во все доступные каналы кричать об этой несправедливости. Решение, как правило, после этого наступает крайне быстро. И видимо, этот Бог — досудебка, судя по моему кейсу, и многочисленным историям из соседней ветки.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Maslov

Вы отвечаете боту. Комменты у "Полина Березкина"
только по теме CDEK Shopping. Видимо вместо улучшения процесса логистики и клиентского сервиса, бюджет распределился на ML и вот такие маркетинговые активности)

Сергей, попробуйте процедуру чарджбека через ваш банк. Если есть скрин с подтверждением возврата они могут ускорить данный процесс.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Красильников

XD Написал человек, у которого самого все комментарии только про сдэк😁😁

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Maslov

Справедливо))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Б

Cвой возврат спустя месяц отвоевал, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
CDEK.Shopping
Автор

Добрый день.
Спасибо за Вашу обратную связь.
Примите, пожалуйста, наши извинения, что разочаровали Вас.

Ответить
Развернуть ветку
Мисс Аптчхии

3706446-0001. Заказ оплачен 18.02.2024 на сумму 17 364 рубля. На сегодняшний день 18.03.2024 товар не выкуплен и не отправлен на указанный для доставки адрес. Ответы на поставленные мной вопросы в чате сдек шоппинг никто не отвечает. С момента как я впервые задала эти вопросы 03.03.2024 прошло уже две недели.
Вопросы, заданные мной:
1. Почему товар при наличии у поставщика, заявленного на сайте сдек шоппинг с товаром, оплаченным мной (прикрепляю ссылку на товар https://www.kickscrew.com/products/nike-air-max-1-86-og-golf-big-bubble-black-white-dv1403-010?variant=42455989354691) до сих пор не выкуплен?
2. Когда товар будет выкуплен и отправлен, точная дата?
В чате меня кормят скриптовыми ответами (не волнуйтесь мы работаем, мы вам ответим на почту и так далее) и никаких ответов на поставленные мной вопросы не дают (ознакомьтесь с историей переписки в чате и в телеграмме по моей заявке).
Хочу получить наконец-то ответы на заданные мной вопросы. А так же чтобы товар был выкуплен сегодня же и отправлен.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Maslov

Если есть возможность взять в другом месте, то рекомендую воспользоваться возвратом. Крайне медленная доставка, мне товар везут уже более 107 дней.

Ответить
Развернуть ветку
Мисс Аптчхии

10 дней прошло на досудебную претензию ответ не получила

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Mahmudov

Обходите эту шарашкину контору стороной.
Оформил заказ больше месяца назад, статус в обработке висит до сих пор, писал в поддержку несколько раз и их шаблонные ответы естественно не решают проблему. Особенно порадовало, что я должен им сам написать спустя 5 дней, а им видимо наплевать на ситуацию, бегай за ними и узнавай что с заказом.

По итогу их стандартный шаблонный ответ "Еще ожидаем ответа от коллег по поводу сроков задержки вашего заказа. Ответ предоставляется в течение 3-5 рабочих дней, в связи с загруженностью срок может быть увеличен. Пожалуйста, ожидайте."

Никому не советую обращаться в данный сервис. Мой заказ 2159526-0001, а то мало ли подумают, что фейк.

Ответить
Развернуть ветку
CDEK.Shopping
Автор

Здравствуйте.
Нам очень жаль, что срок выкупа Вашего товара оказался дольше обычного.
Мы стараемся выкупать заказы быстро. Но в некоторых случаях нам нужно больше времени, поскольку выкуп зарубежный и имеет определенные особенности.
К сожалению, может произойти так, когда товара с нужными характеристиками не оказалось в наличии продавца. Или продавец в целом отменил продажу. В таком случае мы ищем возможность выкупа товара у других продавцов или в другой стране, но на это требуется время.
Проверили информацию по Вашему заказу.
Ваш запрос на возврат зарегистрирован и передан в работу 6 мая. Срок рассмотрения составляет несколько рабочих дней. Со своей стороны продублировали Ваш запрос на возврат, чтобы решение было принято как можно скорее.
Примите наши извинения за доставленные неудобства.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда