В Госдуму внесли ещё один законопроект о регулировании маркетплейсов — с запретом платного возврата товаров Статьи редакции
Для «значимых» маркетплейсов будут отдельные правила: им запретят проводить акции без согласия продавцов и брать больше 10% от стоимости товара за услуги.
- Проект внесли глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Внимание на него обратил РБК.
- В документе они предлагают ввести общее регулирование для всех «агрегаторов информации о товарах» (так в законопроекте называют маркетплейсы) и дополнительное — для тех, кто занимает более 20% на рынке. Предполагаемый срок вступления законопроекта в силу — 1 марта 2025 года, регулировать выполнение описанных в нём требований будет ФАС.
- В пояснительной записке отмечается, что он «должен восполнить пробелы в законодательстве, которые способствуют монополизации рынка, ставят в невыгодное положение продавцов и владельцев ПВЗ и приводят к сложностям в разрешении споров».
- Авторы законопроекта утверждают, что маркетплейсы со «значительным положением на рынке» могут «злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы, вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения договоров оферты».
Общее регулирование
- Для всех маркетплейсов предлагается установить общие требования к договору об оказании услуг. При его заключении площадка должна будет проверять профиль и документы контрагента. Также ей придётся разместить форму договора на сайте и проверять возраст покупателей при продаже товаров лицам, достигшим определённого возраста.
- Маркетплейсам нужно будет не допускать размещение информации о товарах, оборот которых в России запрещён или ограничен, а также подлежащих подтверждению соответствия или маркировке — если их не провели.
- Среди других положений: запрет требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а также получать такие платежи.
- За площадками предлагают закрепить в том числе право самостоятельно продавать товары, в том числе собственных торговых марок. Если маркетплейс торгует продуктами питания, его отношения с поставщиками будут регулироваться как отношения розничных торговых сетей.
Регулирование «значимых» маркетплейсов
- К занимающим «значимое положение на рынке» будут относить те маркетплейсы, с помощью которых прошло более 20% от всех сделок между продавцами и покупателями за предыдущий год.
- Им запретят менять условия договоров услуг и каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев ПВЗ, предварительно не уведомив об этом не менее чем за 30 дней. Исключение — если это необходимо для безопасности покупателей, контрагентов или компании или предотвращения технического сбоя. Нельзя создавать дискриминационные условия и препятствовать доступу на рынок.
- Нельзя будет навязывать услуги, не относящиеся к электронной торговле, либо «условия о продвижении товаров за счёт снижения цены» без согласия продавца, безвозмездно проводить распродажи — кроме собственных товаров.
- Маркетплейсам нельзя будет запрещать продавцам торговать на других платформах или создавать преимущества для продажи собственных марок по сравнению с товарами других продавцов. Кроме того, запретят заключать договоры с ПВЗ, по которым те могут выдавать заказы только одного маркетплейса.
- Стоимость всех услуг не может превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого она оказана. А неустойка за нарушение договора — не больше 15% от стоимости услуги, в отношении которой допустили нарушение.
- В сентябре 2023 года в Госдуму уже вносили законопроект о регулировании маркетплейсов: он, например, обязывал их фиксировать тарифы на год вперёд и запрещал отключать продавцам доступ к личному кабинету в одностороннем порядке. В феврале 2024 года его раскритиковал Минпромторг, предложив смягчить законопроект.
- В январе 2024-го ФАС установила коллективное доминирующее положение Ozon и Wildberries — вместе на рынке маркетплейсов они занимают 80%.
61K
показов
10K
открытий
1
репост
То есть теперь вы платите за ту дамочку, которая заказывает 100 пар обуви, чтобы выбрать одну
Самое забавное, что это требование противоречит Закону о защите прав потребителей.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товараТ.е. получается ситуация когда обычный интернет магазин, может делать платный возврат, а маркетплейс должен делать это бесплатно.
ВБ может просто сразу написать отдельно стоимость доставки. Но этого не делает. Почему?
Можно конечно закладывать цену возврата в стоимость доставки, и не возвращать её. Но тогда как раз и получится ситуация, что все платят за даму которая выбирает из 100 пар.
Спрошу у вас. Кто должен платить, если товар не соответствует указанному размеру? Скажем, у меня размер 52. Часто покупаешь одежду размера 52, а она не налезает, потому что по факту размер 48.
Или заказываешь ботинки 46 размера, а они 44.
Неужели покупатель должен эти ошибки оплачивать?
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Маркетплейс.
В случае с ВБ все и так платят. Продавцы тоже платят за возврат, не смотря на то что платит и покупатель. И стоимость нескольких возвратов уже заложена в цену. Не секрет что часто на те же шмотки ценник у ВБ выше, чем на рынке или мелком ТЦ.
так и китайцы на алике писали цена $1, доставка $10. кому это надо? проще взять с "бесплатной" за $11
В 99% случаев возврат на вайлдберрис происходит потому, что продавац прислал не тот размер, указал не ту размерную сетку, нафотошопил фотографии, попытался ещё каким-то образом наебать.
Это всё - товар не надлежащего качества.
ВБ плевать на это
Только вот там же есть и про товары ненадлежащего качества, где все расходы не на покупателе. А под ненадлежащее качество подходит и другой цвет и маломерность/большемерность обуви и т.п.
Вы сейчас свои фантазии выдаете за закон.
Товар "ненадлежащего качества" – это товар, имеющий "недостаток" или "существенный недостаток", а недостаток – это «несоответствие» товара обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, или условиям договора или целям, для которых товар такого рода обычно используется, либо целям, о которых потребитель поставил в известность продавца при заключении договора, либо образцу или описанию при продаже товаров по образцам. Таким образом, качество товара следует считать ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков.https://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/obslug/answers/978
Если продавец предупредил, что цвет может отличаться - это не недостаток. Если размер обуви соответствует российской размерной сетке, то это не недостаток. Закон говорит только о формальных признаках.
При этом товар может действительно не подойти так что им будет невозможно пользоваться. Но тут закон не на стороне покупателя.
Это уже вы фантазируете и придумываете условия на ходу, неплохо. Приходит обувь 43 размера, в карточке товара указан 42 и по размерной сетке он будет 42, ни слова от продавца про какие-либо погрешности - вот вам реальная жизнь.
А теперь вы решили свои фантазии выдать за мои слова.
Достаточно почитать цитату:
недостаток – это «несоответствие» товара обязательным требованиям, предусмотренным законом <...> или описаниюЕсть законодательные требования по цвету? Нет. Значит фразы что "цвет может варьироваться" в описании достаточно для того чтобы любые оттенки красного считались соответствующими описанию.
Заказали обувь 42 размера и пришла обувь под стопу 27 см - товар качественный, потому что надпись 43 на ярлыке не влияет на потребительские качества.
Вы спорите ради спора.
ни слова от продавца про какие-либо погрешностиРандомная вещь с вб, а придет вам черная. Вы похоже ни разу ничего не возвращали сложнее пустой коробки.