{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

В Госдуму внесли ещё один законопроект о регулировании маркетплейсов — с запретом платного возврата товаров Статьи редакции

Для «значимых» маркетплейсов будут отдельные правила: им запретят проводить акции без согласия продавцов и брать больше 10% от стоимости товара за услуги.

  • Проект внесли глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Внимание на него обратил РБК.
  • В документе они предлагают ввести общее регулирование для всех «агрегаторов информации о товарах» (так в законопроекте называют маркетплейсы) и дополнительное — для тех, кто занимает более 20% на рынке. Предполагаемый срок вступления законопроекта в силу — 1 марта 2025 года, регулировать выполнение описанных в нём требований будет ФАС.
  • В пояснительной записке отмечается, что он «должен восполнить пробелы в законодательстве, которые способствуют монополизации рынка, ставят в невыгодное положение продавцов и владельцев ПВЗ и приводят к сложностям в разрешении споров».
  • Авторы законопроекта утверждают, что маркетплейсы со «значительным положением на рынке» могут «злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы, вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения договоров оферты».

Общее регулирование

  • Для всех маркетплейсов предлагается установить общие требования к договору об оказании услуг. При его заключении площадка должна будет проверять профиль и документы контрагента. Также ей придётся разместить форму договора на сайте и проверять возраст покупателей при продаже товаров лицам, достигшим определённого возраста.
  • Маркетплейсам нужно будет не допускать размещение информации о товарах, оборот которых в России запрещён или ограничен, а также подлежащих подтверждению соответствия или маркировке — если их не провели.
  • Среди других положений: запрет требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а также получать такие платежи.
  • За площадками предлагают закрепить в том числе право самостоятельно продавать товары, в том числе собственных торговых марок. Если маркетплейс торгует продуктами питания, его отношения с поставщиками будут регулироваться как отношения розничных торговых сетей.

Регулирование «значимых» маркетплейсов

  • К занимающим «значимое положение на рынке» будут относить те маркетплейсы, с помощью которых прошло более 20% от всех сделок между продавцами и покупателями за предыдущий год.
  • Им запретят менять условия договоров услуг и каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев ПВЗ, предварительно не уведомив об этом не менее чем за 30 дней. Исключение — если это необходимо для безопасности покупателей, контрагентов или компании или предотвращения технического сбоя. Нельзя создавать дискриминационные условия и препятствовать доступу на рынок.
  • Нельзя будет навязывать услуги, не относящиеся к электронной торговле, либо «условия о продвижении товаров за счёт снижения цены» без согласия продавца, безвозмездно проводить распродажи — кроме собственных товаров.
  • Маркетплейсам нельзя будет запрещать продавцам торговать на других платформах или создавать преимущества для продажи собственных марок по сравнению с товарами других продавцов. Кроме того, запретят заключать договоры с ПВЗ, по которым те могут выдавать заказы только одного маркетплейса.
  • Стоимость всех услуг не может превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого она оказана. А неустойка за нарушение договора — не больше 15% от стоимости услуги, в отношении которой допустили нарушение.
  • В сентябре 2023 года в Госдуму уже вносили законопроект о регулировании маркетплейсов: он, например, обязывал их фиксировать тарифы на год вперёд и запрещал отключать продавцам доступ к личному кабинету в одностороннем порядке. В феврале 2024 года его раскритиковал Минпромторг, предложив смягчить законопроект.
  • В январе 2024-го ФАС установила коллективное доминирующее положение Ozon и Wildberries — вместе на рынке маркетплейсов они занимают 80%.
0
415 комментариев
Написать комментарий...
Виталий Иванов

То есть теперь вы платите за ту дамочку, которая заказывает 100 пар обуви, чтобы выбрать одну

Ответить
Развернуть ветку
Barabas77

Возвраты в Озон закладываются только на одежду и обувь, остальные не закладываются так как мизерны
Возвраты в Озоне включены в цену товара, к примеру сапоги женские, за возврат продавец платит Озону1000 руб, при выкупе 50% он заложит + 500 руб в цену, на покатушки с примеркой

При платном возврате 100 руб, выкуп был бы больше, а наценка 300 руб, тоесть бы экономили 100 руб, но так как упоротым покупателям ничего не доказать, легче заложить все в цену товара, пострадает только валберис, там станет больше возвратов при отмене платного возврата, а значит и цена товара станет больше

цену валберис и озон можно сравнивать только у одного продавца, разные продавцы в сравнении некорректны

при цене товара больше 5000 руб, иногда логичней его вбить в 3 маркетплейса и в поиск: сайт продавца если у него оплата при получении после осмотра, где дешевле, там и брать

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

если б это было так, вайлдбериз был бы всегда дешевле, а это не так
и у одного продавца тоже

Ответить
Развернуть ветку
Ла Ма

Мне кажется, у новых продавцов на вайдберриз цена выше, у старых - ниже. -1+ год. Может, условия сотрудничества ухудшились. 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

наверное там эффект от того, что старый продавец-больше заказов и отзывов, больше новых покупок, не все хотят у непроверенных брать при платном возврате. ну и оборот растет как снежный ком

Ответить
Развернуть ветку
Ла Ма

Я увидела по одному производителю кошачьих кормов, который сказал, что около года их производит, что на вайдберриз цена выше, чем на озоне.

Ответить
Развернуть ветку
Джанболатов Шамиль

В целом, по моему богатому опыту, в ВБ дешевле таки

Ответить
Развернуть ветку
412 комментариев
Раскрывать всегда