{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

В Госдуму внесли ещё один законопроект о регулировании маркетплейсов — с запретом платного возврата товаров Статьи редакции

Для «значимых» маркетплейсов будут отдельные правила: им запретят проводить акции без согласия продавцов и брать больше 10% от стоимости товара за услуги.

  • Проект внесли глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Внимание на него обратил РБК.
  • В документе они предлагают ввести общее регулирование для всех «агрегаторов информации о товарах» (так в законопроекте называют маркетплейсы) и дополнительное — для тех, кто занимает более 20% на рынке. Предполагаемый срок вступления законопроекта в силу — 1 марта 2025 года, регулировать выполнение описанных в нём требований будет ФАС.
  • В пояснительной записке отмечается, что он «должен восполнить пробелы в законодательстве, которые способствуют монополизации рынка, ставят в невыгодное положение продавцов и владельцев ПВЗ и приводят к сложностям в разрешении споров».
  • Авторы законопроекта утверждают, что маркетплейсы со «значительным положением на рынке» могут «злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы, вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения договоров оферты».

Общее регулирование

  • Для всех маркетплейсов предлагается установить общие требования к договору об оказании услуг. При его заключении площадка должна будет проверять профиль и документы контрагента. Также ей придётся разместить форму договора на сайте и проверять возраст покупателей при продаже товаров лицам, достигшим определённого возраста.
  • Маркетплейсам нужно будет не допускать размещение информации о товарах, оборот которых в России запрещён или ограничен, а также подлежащих подтверждению соответствия или маркировке — если их не провели.
  • Среди других положений: запрет требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а также получать такие платежи.
  • За площадками предлагают закрепить в том числе право самостоятельно продавать товары, в том числе собственных торговых марок. Если маркетплейс торгует продуктами питания, его отношения с поставщиками будут регулироваться как отношения розничных торговых сетей.

Регулирование «значимых» маркетплейсов

  • К занимающим «значимое положение на рынке» будут относить те маркетплейсы, с помощью которых прошло более 20% от всех сделок между продавцами и покупателями за предыдущий год.
  • Им запретят менять условия договоров услуг и каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев ПВЗ, предварительно не уведомив об этом не менее чем за 30 дней. Исключение — если это необходимо для безопасности покупателей, контрагентов или компании или предотвращения технического сбоя. Нельзя создавать дискриминационные условия и препятствовать доступу на рынок.
  • Нельзя будет навязывать услуги, не относящиеся к электронной торговле, либо «условия о продвижении товаров за счёт снижения цены» без согласия продавца, безвозмездно проводить распродажи — кроме собственных товаров.
  • Маркетплейсам нельзя будет запрещать продавцам торговать на других платформах или создавать преимущества для продажи собственных марок по сравнению с товарами других продавцов. Кроме того, запретят заключать договоры с ПВЗ, по которым те могут выдавать заказы только одного маркетплейса.
  • Стоимость всех услуг не может превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого она оказана. А неустойка за нарушение договора — не больше 15% от стоимости услуги, в отношении которой допустили нарушение.
  • В сентябре 2023 года в Госдуму уже вносили законопроект о регулировании маркетплейсов: он, например, обязывал их фиксировать тарифы на год вперёд и запрещал отключать продавцам доступ к личному кабинету в одностороннем порядке. В феврале 2024 года его раскритиковал Минпромторг, предложив смягчить законопроект.
  • В январе 2024-го ФАС установила коллективное доминирующее положение Ozon и Wildberries — вместе на рынке маркетплейсов они занимают 80%.
0
415 комментариев
Написать комментарий...
Retributor

Когда-нибудь у нас будут работать законы, в частности, закон "О защите прав потребителей", статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара":
"При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара...".

Заказал качественный товар и захотел вернуть его в магазин? – плати доставку, причём и первоначальную, и обратную.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Винник

Где вы видите в законе про это?

«за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара...»

Тут четко пишется от потребителя.

И сразу логичный вопрос, если клиент принес товар в магазин/пункт выдачи своими ногами, то за что он должен платить за доставку?

Тут имеется ввиду ситуация, когда условный продавец футболок прислал ее вам почтой из своей Уфы в ваш Нижневартовск и вы захотели ее вернуть, то платите за доставку до Уфы, а продавец вам возвращает сумму заказа.

Ответить
Развернуть ветку
Retributor

Есть огромная разница между магазином и пунктом выдачи. Хотя бы тот факт, что магазин – продаёт, пункт выдачи/почта – выдаёт. Поэтому если возврат осуществляется непосредственно в магазине на месте, то, разумеется, покупатель не должен оплачивать обратную доставку, потому что её и нет. Но если покупателю лень ножками дойти до магазина, и он захочет вернуть товар при помощи курьера, которого закажет магазин, то покупатель уже должен компенсировать.

В случае доставки (на почту/в пункты выдачи/курьером) – обязан компенсировать, и закон четко это регулирует, но он не выполняется. Одна часть покупателей вообще не знает про такую ответственность, другая часть – забивает на это, зная, что магазин ничего с этим не сделает. У нас за последние 7 лет потери на логистику заказов, за которыми просто не пришли (это ~7%), потрачено соразмерно годовой семизначной прибыли интернет-магазина.

Ответить
Развернуть ветку
Retributor

Что касается первоначальной доставки, то там в законе сказано "уплаченную потребителем по договору", а в договоре купли-продажи, который покупатель акцептирует при оформлении заказа, как правило, стоимость доставки всегда идёт отдельно, если она не бесплатная.

Поэтому да, при возврате товара надлежащего качества покупатель должен оплатить и первоначальную доставку тоже, которую магазин заранее оплачивает сторонним компаниям.

Это и по закону, и по логике. Достаточно просто примерить на себе эту "шкуру". Например, какой-нибудь знакомый/друг попросил отправить своими силами посылку на Камчатку постороннему для Вас человеку. Вы заплатили на почте 800 руб, посылка прибыла, но человек не приходит за ней. Вы отправляете напоминания по SMS и на E-mail, даже звоните, и тот обещает забрать, но за 30 дней этот человек так и не соизволил придти за посылкой, и у неё истёк срок хранения. Помимо уже потраченных 800 руб, Вы платите ещё минимум 400 руб за обратную пересылку. Вы выполнили всё, что от Вас требовалось, но понесли затраты 1200 руб. Вы захотите востребовать со знакомого или этого горе-получателя всю эту сумму или только 400 руб возврата?

Вот и интернет-магазины так страдают, теряя миллионы на таких безответственных покупателях. Поэтому сейчас большая часть заказов только по предоплате в зависимости от условий и стоимости доставки.

Ответить
Развернуть ветку
Bosse

Сейчас прибегут диванные эксперты с криками "Всё включено в цену!".
Не понимая, что именно они за все эти покатушки и платят - причём, всё дороже и дороже 🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
412 комментариев
Раскрывать всегда