(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/PpMx', text: 'Аудит рекламного кабинета Я.Директ БЕСПЛАТНО', button: 'Получить', color: '#7FC6FF', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Ягодки сдуваются? Причины, по которым Wildberries может уйти в минус в 2024 году

Сколько маркетплейс заработал на штрафах и почему сам рискует быть оштрафованным?

Привет, меня зовут Максим, аналитик Hooglink.Agency. Наше агентство продвигает товары на Авито и через Я.Директ. Это наш телеграм-канал, где уже более 4500 предпринимателей, для которых мы рассказываем о продвижении товарного бизнеса, делимся кейсами, делаем обзор ниш, обозреваем новости ecom.

На протяжении нескольких лет Wildberries остается единственным маркетплейсом, который получает чистую прибыль. Немаловажная причина, по которой ягодки выходят в плюс - это различные штрафы, пени и неустойки.

Но по итогу этого года, ситуация может кардинально поменяться. Ягодки могут очень крупно просесть по прибыли или даже уйти в минус.

Давайте разбираться.

Сколько заработал Wildberries за 2023 на штрафах?

Если посмотрим на финансовый отчет маркетплейса за 2023 г, то увидим, что чистая прибыль составила 18,9 млрд рублей.

Внимание.

15 млрд из них приходится на штрафы и пени, что составляет 78,8% от суммы чистой прибыли. И это только с продавцов… Сумма штрафов, взысканных с ПВЗ, не раскрывается. То есть, вполне возможно, что сумма всех штрафов и неустоек будет близка к 90-100% чистой прибыли.

В итоге объем штрафов год к году вырос на 76%.

Можно подумать, что такой рост объема штрафов обусловлен приростом селлеров в маркетплейс. Но как оказывается…

За 2023 год общее количество селлеров на площадке выросло только на 21%.

Это значит, что увеличилась именно интенсивность назначения штрафов для продавцов. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно просто загуглить “новые штрафы Wildberries 2023” и вам всё станет понятно.

В 2022 году Wildberries тоже выезжал за счет неустоек и штрафов. Они принесли компании 8,4 млрд рублей. Это сумма, сопоставимая с чистой прибылью компании, которая в 2022 году составила 10,1 млрд рублей

Штрафы и пенни играют важную роль в бизнес-модели маркетплейса. И, возможно, всё оставалось бы на своих местах, если бы не следующие события…

Пожар на складе WB в 2024

13 января 2024 г. произошел пожар на складе в Шушарах. Товаров было утрачено на сумму порядка 10 млрд рублей.

По результатам мониторинга оказалось, что 30,5% опрошенных хранили в Шушарах товары на сумму до 100 000 рублей, еще 37,3% — от 100 000 до 500 000 рублей. От 500 000 до 5 млн рублей стоимости товаров потеряли 20,4% участников опроса, 12% потерпели убытки на суммы от 5 до 20 млн рублей, больше 10 млн рублей — 6,8% селлеров.

В контексте чистой прибыли компании 10 млрд рублей - это очень весомая цифра. И её нужно выплачивать.

Естественно, львиная доля селлеров (97,1% если верить опросам) не готовы отказаться от компенсаций в пользу Wildberries. Если маркетплейс не возместит эту сумму, то его ждут многочисленные иски и новые скандалы, что лишний раз привлечет внимание государственных органов. Собственно, это происходит сейчас.

Откуда взять деньги на компенсацию?

За 11 месяцев 2022 года рост селлеров составил 85%, а за последующие 10 месяцев - только 24%. Эксперты делают вывод, что время взрывного роста прошло – "порог насыщения" на обоих крупнейших российских маркетплейсах достигнут.

Соответственно, как-то значительно повлиять на прибыль за счет естественного прироста продавцов не получится.

Остается лишь поднимать комиссии, цены на продвижение внутри площадки, придумывать новые поборы. Ну, и, конечно, те же штрафы никто не отменял.

Хотя в свете последних событий даже это может обернуться против Ягодок. О каких событиях речь?

Отмена моратория на проверки IT-бизнеса

Правительство отменило мораторий на антимонопольные проверки ИТ-бизнеса, введенный в марте 2022 г. Минцифры успокаивает рынок тем, что изменения коснутся только нескольких компаний. В числе которых Wildberries и Ozon.

Вот, что говорят в ФАС о причинах отмены:

В ФАС России поступает большое количество жалоб участников рынка информационных технологий, в том числе малых и средних предприятий и потребителей, на нарушения со стороны доминирующих компаний, проведение проверок в отношении которых ограничено в силу введенного моратория

А вот что произошло через пару недель после отмены моратория

ФАС уличила Wildberries в нарушении антимонопольного законодательства и выдала предупреждение маркетплейсу. Если Wildberries не устранит нарушения, ФАС имеет право возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства и влепить оборотный штраф.

К сведению, оборотный штраф - это 1/15 максимального штрафа, который составляет 15% от выручки, с учетом ряда коэффициентов и поправок. Исчисляется из общей выручки компании за год. Напомню, что за 2023 год, совокупная выручка составила 359,2 млрд. рублей. Теперь посчитайте с этого 15%.

Получится около 54 млрд рублей.

Как бы иронично не звучало, Ягодки рискуют быть по уши заштрафованными в этом году.

Подписывайтесь на канал - делимся цифрами, лайфхаками, рассказываем о продвижении товарного бизнеса.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/PpMx', text: 'Аудит рекламного кабинета Я.Директ БЕСПЛАТНО', button: 'Получить', color: '#7FC6FF', textColor: '', img: '319e3307-a46e-5e94-8c7d-7902aab8de5e', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
164 комментария
Написать комментарий...
lady marr

Wildberries не уважает ни продавцов, ни покупателей. Иначе, как объяснить то, что до сих пор возвраты платные? Я искреннне не понимаю, кто и зачем заказывает на маркетплейсе, где платные звозвраты, когда на других адекватных маркетплейсах по умолчанию это беплатно

Ответить
Развернуть ветку
Dragunov (Софт Майнинг)

что мешает озоном пользоваться? у нас свободный рынок

Ответить
Развернуть ветку
lady marr

Я как раз им и пользуюсь) Не только им, но в том числе

Ответить
Развернуть ветку
Dragunov (Софт Майнинг)

я давно ток озоном пользуюсь, вайлдберрис дно

Ответить
Развернуть ветку
lady marr

Согласна) Да, может там и дороже, чем на Ягодках, но отношение к покупателю получше. Не скажу, что я прям днем и ночью возвращаю товары. За все время может раза 3-4 делала возврат и никаких проблем

Ответить
Развернуть ветку
TaleWithNoEnd

озон такое же дно. они также не уважают ни сотрудников, ни клиентов. работала в кц, оказывающий услуги озон. можно сказать, работала на озон. мало того, что они нас на премии кинули, так еще и клиенты бешенные звонили, потому что у озон логистика плохо налажена. и еще много неадекватных звонили. один мой знакомый работал на складе озон, где-то в спб. так его обманули на зп. смены, которые он отработал, посчитали неверно, зп не выплачивали месяца 2. он в итоге так и ушел оттуда. правда, 2022 год был. к клиентом у озон тоже плохое. оставляете заявку через оператора, он ее оставляет для сотрудников озон, а те игнорят. по итогу оператор оказывается виноват. и когда мы говорили, что сотрудники озон сами не выполняют свою работу, нам начали говорить совсем иное. поэтому такое себе к ним отношение лично у меня

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Leshiy

Скорее всего, ваш знакомый работал не напрямую в Озон, а через прокладку. Так Озон уходит от налогов и ответственности.

Ответить
Развернуть ветку
TaleWithNoEnd

Напрямую на их складе. Я у него переспрашивала пару раз. Он сказал, что именно их склад и был. И он не один такой там. Не стоит их идеализировать. Работая в кц, наслушалась много от клиентов Озон и самих озоновцев. Всякое разное было, но конечно, сотрудники компании Озон никогда не скажут, что у них плохо в некоторых сферах. Людей на работу надо привлечь

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Leshiy

80% работников склада не напрямую работают с Озон, а через прокладку.
Я не идеализирую Озон. Наоборот, говорю о том, какие они жадные упыри - https://www.youtube.com/watch?v=z1STsihOhWM

Ответить
Развернуть ветку
голубцы по акции

Многие просто привыкли и с проблемами не сталкивались часто

Ответить
Развернуть ветку
161 комментарий
Раскрывать всегда