Заруба между маркетплейсами и государством. Как она повлияет на рынок?
Как Ozon и Wildberries оказались под прицелом антимонопольной службы? Какая судьба ждет маркетплейсы? Разбираемся в статье.
Привет, меня зовут Максим, аналитик Hooglink.Agency. Наше агентство продвигает товары на Авито и через Я.Директ. Это наш телеграм-канал, где уже более 4500 предпринимателей, для которых мы рассказываем о продвижении товарного бизнеса, делимся кейсами, делаем обзор ниш, обозреваем новости ecom.
В последнее время гиганты-маркетплейсы в центре внимания государственных органов. Что мы только не слышали за последний год: “Национализировать маркетплейс”, “Поставить под внешнее управление” и тд и тп.
Как мы до этого докатились?
Вопрос регулирования маркетплейсов остро встал после мартовской забастовки ПВЗ Wildberries в 2023, которую вызвала новая система штрафов.
Новые правила предполагали, что с сотрудников удержат полную стоимость вещи, если покупатель возвращает ее из-за брака или в посылке оказалась не та вещь. В компании сослались на результаты исследования внутреннего алгоритма, которые говорили, что в 98% случаев виноват сотрудник ПВЗ. А оспорить это решение невозможно.
После многочисленных жалоб, Wildberries оказался на радаре ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба). Хотя уверен, что Ozon и WB давно были под пристальным наблюдением, но именно после этого события пошли все разговоры о национализации и регулировании маркетплейсов.
Предупреждения ФАС
В мае 2023 экспертный совет при ФАС предупредил, что конфликты с контрагентами могут привести к введению госрегулирования интернет-магазинов.
В ответ основательница Wildberries Татьяна Бакальчук попросила отложить введение госрегулирования электронной торговли. «Там, где появляется госрегулирование, там прекращается рост», — заявила Бакальчук, выступая на «Неделе российского ретейла — 2023».
В июне 2023 заместитель главы Минпромторга признал, что острой необходимости регулировать маркетплейсы пока нет.
Заметили ключевое слово?
ПОКА.
Активизация контролирующих органов
Маркетплейсы Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на рынке с суммарной долей около 80%. Об этом 24 января 2024 заявил глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский.
По его словам, потребители и компании малого и среднего бизнеса жалуются на работу маркетплейсов из-за завышения логистических затрат, навязывание невыгодных условий и начисление штрафов.
Что стоит на самом деле за этими словами?
448 постановление - это указ правительства, о котором объявили через месяц после начала СВО. Он запрещает терроризировать IT-бизнес всякими проверками.
Другими словами, у ФАС отсутствовали реальные рычаги давления на крупные маркетплейсы. Максимум, что могла сделать Антимонопольная служба это провести профилактические мероприятия в виде консультирования, информирования, самообследования.
Основная задача, которую преследовала ФАС, создавая инфоповод о доминирующих маркетплейсах, это вывод конкретных маркетплейсов из под 448 постановления.
И у них получилось
28 марта вступил в силу указ о правительство отменило мораторий на проверку IT-компаний, что это значит?
Это значит, что скоро начнется прессинг главных маркетплейсов.
ФАС прилагала все силы прилагала, чтобы правительство отменило этот мораторий. Теперь она может наведываться в гости WB и Ozon со своими проверками.
Что они, собственно, и сделали…
9 апреля ФАС уличила Wildberries в нарушении антимонопольного законодательства. И выдала предупреждение за навязывание невыгодных условий для селлеров.
Wildberries необходимо устранить нарушения, иначе ФАС имеет право возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Возможно, сначала обойдутся штрафами.
Что будет с маркетплейсами?
На фоне обострения отношений госорганов и мп в Госдуму внесли законопроект об основах госрегулирования деятельности маркетплейсов.
В законопроекте выделяют 2 категории маркетплейсов по экономическому положению.
Если коротко, то для тех, которые победнее будут действовать универсальные требования, единые для всех маркетплейсов. Для крупной рыбы (однозначно Wildberries и Ozon) будут более жесткие и существенные ограничения.
Кроме того, законопроектом установлена обязанность владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, уведомлять об изменении договора, ухудшающем положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за тридцать дней до его вступления в силу.
Законопроектом также устанавливается правовой статус продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, определяется круг их прав и обязанностей.
Хорошо все это или плохо?
С одной стороны нужно защищать продавцов от давления монополистов. С другой стороны чрезмерное вмешательство государства в бизнес-процессы и ограничения обычно выливаются в новые проблемы. Тут очень важно соблюсти баланс.
Как мы видим, отношения между контролирующими органами и маркетплейсами достаточно напряженные. Но будем следить за динамикой. Возможно, им удастся прийти к общему знаменателю.
Подписывайтесь на канал - делимся цифрами, лайфхаками, рассказываем о продвижении товарного бизнеса.
В компании сослались на результаты исследования внутреннего алгоритма, которые говорили, что в 98% случаев виноват сотрудник ПВЗ. - есть другое исследование ,которое говорит ,что 90 % выручки это удержания и штрафы с продавцов и владельцев ПВЗ)
Есть такое. Только не выручки а прибыли.
В общем всё как всегда и принципиально не меняется: одни усиленно пытаются заработать на хлеб (при хорошем раскладе еще и с маслом), а другие ищут кого-бы еще прижать покрепче и отжать последнее...)))
Так как таких уровней много, то начинает действовать правило «вассал моего вассала – не мой вассал» и селлерам с ПВХ контроль может стать даже выгоднее
Надеюсь, что продавцы от этого не пострадают. Мне кажется, они и так уже получили сполна
Пострадают в итоге все...
У продавцов все отлично.
Селлерам вообще не позавидуешь на МП. Особенно, на Вайлдберрис
Что верно, то верно. Но какие альтернативы? Все идут туда, потому что так проще
Большинству, конечно, нет. А так там есть кому завидовать))
Почему не позавидуешь? У них все должно быть отлично, просто селлеов много.
А МП думаете легко? То склад сгорит, то ФАС предписания выдает, то ФМС работу склада парализует, то партнеры у офиса соберутся…
Маркетплейсы они не поменяют, единственное куда должен лезть ФАС - это защита сотрудников, которых штрафуют за лишний вздох, а так по идее, все должно быть как и раньше!
Как раз таки защита сотрудников-это вообще не дело ФАС, есть всякие трудовые инспекции и в конце концов профсоюзы.
Что это все значит для обычных покупателей?
Пока не совсем ясно. Если прям государство совсем влезет туда, то ничего хорошего.
Все станет дороже, потому что ФАС штрафанет ВБ и Озон, те штрафанут продавцов и ПВЗ, соответственно, в цену товара заложат штрафы, чтобы покрыть убытки.
Уже столько было всяких скандалов и предупреждений, и что с того? Маркетплейсы все также продолжают функционировать и вполне фривольно себя чувствуют
Так у службы руки связаны были.
Надоели уже со своими предупреждениями, время действовать!
Так шоу только начинается
Я не перестаю удивляться тому, что даже не смотря на этот беспредел, там продолжали и продолжают работать люди. Ау, что с вами не так?!
Тяжело слезть
У кого-то просто нет выбора
Посмотрим, чем это закончится. Должна же уже когда-то справедливость восторжествовать
Будем надеяться, что именно она и восторжествует)
Мягко сказано напряженные. Буквально - бразильский сериал) Я за попкорном
Как минимум на год запасайтесь))
Да ничего не случится, так же работать будут, а в конце концов вб и озон продадут китайцам или другим «инвесторам» за условно 100 млрд долларов. Кстати, фотка, где ФАС держит Озон сзади и делает какие то телодвижения- супер 🤣
ну амазон мне казалось тоже там по чуть чуть прессуют.
Да, по судам таскают вроде.
Будут повышать комиссии, ведь мп нужно зарабатывать. Что правильно. Ато дай продавцам рынок, дай рекламу, дай логистику и еще жалуются.
В статье совершенно не раскрыть какая судьба ждет маркетплейсы.
А о покупателях интересно кто-то вспомнит?
Я вот второй день в соседней ветке выясняю отношения с Озон. Только почему-то я уверен, что все закончится не в мою пользу(((
А какая разница между маркетплейсами, сторлокейшенами, маркетфармами и плейсмаркетами?
Я предлагая все взять и поделить ))
А нет картинки где ВБ еб** т Фас ?
Просто привезите мою посылочку... я хочу свои светильники, а они колесят где только угодно
Хорошо все это или плохо?
Для реальных владельцев, например, WB - абсолютно по фиолетово )))))
надеюсь продавцы не пострадают