(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93808461, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93808461, 'hit', window.location.href);

Маркировка пива: правила, условия и штрафы

С 1 апреля 2024 нельзя продавать пиво и пивные напитки в кегах без маркировки. Не успели промаркировать — пейте дома сами. Скоро запрет дойдет до пива, медовухи и сидра в алюминиевых и стеклянных банках. В статье разбираем, кто отвечает за маркировку, когда что маркировать, как рознице и ресторанам не утонуть в отчетах и не закрыться.

Содержание:

Что такое маркировка пива и слабоалкогольных напитков

Маркировка пива и слабоалкогольных напитков — это закрепление за бутылкой или кегом уникального кода Data Matrix. По коду отслеживают: откуда привезли товар, кто произвел, на каком этапе продажи находится и сколько продали.

DataMatrix похож на QR-код, но им не является. DataMatrix имеет большую защиту. И если 30% этикетки повреждено, информацию все равно можно узнать.

Данные передают в государственную систему мониторинга Честный Знак. Это делают все участники оборота: производители, импортеры, логистические компании, оптовики, розница. Так государство видит весь путь каждой единицы товара по цепочке и может отследить, откуда контрафакт.

В чем отличие от ЕГАИС

Раньше алкоголь отслеживался ЕГАИС. Крепкий алкоголь — бутылками, пиво — партиями. Контролировали с помощью акцизной маркировки.

Производители и импортеры платили акциз на весь алкоголь. Но клеили акцизную марку только на крепкий алкоголь.

Теперь пиво отслеживает ЕГАИС и Честный Знак — платим акциз и за маркировочный код на каждую бутылку и кег.

Маркировочный код Data Matrix клеится на каждую бутылку или кегу. В коде зашифрованы данные о продукции и изготовителе.

Какие сведения розница передает в ЕГАИС, а какие в Честный знак?

В ЕГАИС — прием и списание товара: приняли 7 ящиков Балтики, кег Жигулевского прокис.
В Честный знак — какой кег поставили на кран, сколько бутылок или литров из кеги продали.

На кассе сканируем только Data Matrix, но узнают о продаже 2 системы. В Честный Знак пойдет информация о каждой позиции — в среду продали 30 алюминиевых бутылок Балтики. Или — открыли 2 кега, с каждого продали по 20 литров, в чеках зафиксирован литраж.

В ЕГАИС идет информация об общем объеме проданных напитков— сегодня бар открыл 3 кега.

Бесплатная интеграция с ЕГАИС и Честным Знаком есть в МоемСкладе. Здесь можно:

  • принять или отклонить товарно-транспортную накладную в один клик;
  • отправить акт списания;
  • провести инвентаризацию: сравнить остатки в ЕГАИС и МоемСкладе и если есть расхождения, составить соответствующий акт;
  • проверить коды маркировки при приемке и списать их при продаже.

Куда наносить маркировку, и как это выглядит

Заказчик или импортер наклеивают двухмерный код Data Matrix на каждую кегу и бутылку.

Код Data Matrix на кеги можно нанести:

  • на стикер;

  • на этикетку;

  • на набор товаров;

  • на групповую упаковку;

  • на термоусадочный колпачок;

  • на крышку-пломбу;

  • на потребительскую упаковку, в том числе вторичную.

На бутылке наносят на крышку или этикетку. Главное, чтобы код читался и был не меньше 13×13 мм. Заказывает коды маркировки производитель или импортер в Честном знаке.

Приклеить код маркировки можно куда угодно, главное, чтобы читался

Некоторые делают наклейки с Data Matrix, а потом ламинируют или покрывают лаком. Так делать можно, но код может не считаться. И тогда вы не сможете ввести товар в оборот.

Какие слабоалкогольные напитки и пиво маркируем и не маркруем

Список товаров, подлежащих маркировке:

  • солодовое пиво и пивные напитки;
  • сидр, медовуха, пуаре и другие напитки крепостью до 7%.

Не подлежит маркировке:

  • танковое;
  • крепкий алкоголь;
  • безалкогольное пиво крепостью до 0,5%.

Танковое продают на розлив, но перевозят и хранят в контейнерах 250—1000л. Если танковое пиво в баре разлили по бутылкам при покупателе или заранее — маркировать все равно не нужно. А вот если на заводе разлили пиво в кеги или бутылки — нужна маркировка.

Чтобы определить маркировать товар или нет, смотрим на код ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС. Маркируем:

  • Пиво солодовое и напитки пивные. Коды ТНВЭД: 2203 00, 2206 00; Коды ОКПД-2: 11.05.10.120; 11.05.10.130; 11.05.10.160;

  • Сидры. Коды ТНВЭД: 2206 00 310 0; 2206 00 510 0; 2206 00 810 0; Коды ОКПД-2: 11.03.10.211; 11.03.10.212;

  • Прочие напитки с фактической концентрацией спирта не более 7% (медовуха, пуаре). Коды ТНВЭД: 2206 00 390 1; 2206 00 590 1; 2206 00 890 1; Коды ОКПД-2: 11.03.10.210

Не маркируем:

  • Безалкогольное пиво код ТНВЭД: 2202 91 000 0, Коды ОКПД-2 11.05.10.110, 11.07.19.129

Перечень продукции, подлежащей маркировке, определен в Постановлении Правительства № 2173 от 30.11.2022 Об утверждении Правил маркировки пива.

http://actual.pravo.gov.ru/content/content.html#pnum=0001202211300039

Если не знаете код, спросите у поставщика или смотрите в сертификате или декларации соответствия.

Сроки маркировки

Продавать без маркировки пиво и пивные напитки в кегах с 1 апреля 2024 нельзя. Пиво и слабоалкогольные напитки в потребительских упаковках — можно до 15 января 2025.

Барам, магазинам и ресторанам с 1 июня 2024 года нужно передавать сведения о продаже пива в потребительской упаковке через онлайн-кассу.

Что делать с остатками

Остатки не маркируются. Не успели продать — пейте сами.

Стоимость кода маркировки для пива

Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.

Кто отвечает за маркировку

Если выпускаете, храните или продаете пиво — значит, отвечаете за маркировку. Покупателя для себя это не касается.

Все участники обязаны зарегистрироваться в Честном знаке.

Производители

  1. Фиксируют в ЕГАИС, сколько сделали пива.

  2. Заказывают коды маркировки в Честном знаке и наклеивают их на товар. Вводят в оборот — отчитываются в Честный Знак.

  3. Когда товар передают оптовику или рознице, формируют УПД.

Импортеры

  1. Фиксируют в ЕГАИС, сколько ввозят пива.

  2. Заказывают коды маркировки в Честном знаке.

  3. Своему поставщику отправляют готовые этикетки или файл для печати. Поставщик их наклеивает на товар и отправляет.
  4. Когда прошли таможню, импортеры отчитываются в Честный Знак, что пиво ввели в оборот.
Импортер фиксируют в ЕГАИС количество пива, и в Честном знаке заказывает коды маркировки.
Маркировка в Честном Знаке для импортера выглядит так

Экспортеры

Везут в ЕАЭС — маркируют.
Везут за пределы ЕАЭС:

  • не маркируют, если изготовили и сами отвезли;
  • маркируют, если в России передали кому-то, чтобы отвезли.

Розница и общепит: маркировка разливного в кегах

О приемке пива у поставщика и о списании информировать Честный Знак не нужно. Только о подключении кега на кран и о продаже.

Поставщик в накладной должен указать конкретный кег, а грузчик ее отгрузить. Если вам привезли не ту тару — продать вы ее не сможете. Поэтому, принимаете товар проверяйте:

  • наличие кода DataMatrix;
  • статус кода "в обороте";
  • название, литраж и остальная информация в коде соответствует этикетке.

Отчет о подключенных кегах и их срока годности отправляем в Честный Знак.

Если на кеге 2 срока годности: для открытого и закрытого, то указываем для открытого.

Код сканируем перед каждой продажей разливного пива. Неудобство возникает, если кег в одной части магазина, а касса в другой.

На кассе выбирают необходимый товар, кран и объем продажи. Если в чеках получится, что литров продано больше, чем в кеге — будут проверки и штрафы. Но так как без пены и пролива пива не обойтись — меньше можно, больше нельзя.

Про пиво в бутылках и упаковках

Каждая бутылка маркируется. Когда бутылки складывают в упаковку, на нее наносят общий код-агрегат. В общем коде — информация о товаре. Он нужен, чтобы не скрывать упаковку каждый раз, когда надо проверить товар. Расформировали упаковку — уничтожили общий код.
При продаже сканируем код с каждой бутылки.

Для розницы записали видеоинструкцию —как подавать сведения в Честный Знак, и как выводить коды из оборота после продажи. Смотрите тут.

Возврат и перемаркировка пива и слабоалкогольных напитков

Пиво и слабоалкогольные напитки — продовольственные товары. Меняют или возвращают такие товары, если они плохого качества. Если покупатель вернул пропавшее пиво, то перемаркировать и снова продать не получится.
Если пиво скисло, код в Честном Знаке не списываем, а просто оформляем возврат в ЕГАИС.

Что нужно магазину, бару и ресторану для маркировки

  1. Усиленная квалифицированная электронная подпись. ИП и компании получают ее в налоговой.
  2. Заключить договор с ОФД.
    Если уже работаете, проверьте интеграцию с налоговой и Честным знаком
  3. Регистрация в ЕГАИС и в Честном Знаке.
  4. Сканер 2D-сканер штрихкодов.
  5. Онлайн-касса с поддержкой ФФД 1.2. и возможностью добавлять коды маркировки в чек.
  6. Товароучетная программа. Например, МойСклад.

Штрафы

Если пиво ввели в оборот и продажу без маркировки, допустили ошибки в документации или решили схитрить — штраф или лишение свободы до 6 лет.
Наказание зависит от размера партии и статуса нарушителя:

Шесть лет тюрьмы дают за крупные партии. Полный список на сайте Честного Знака.

На ютубе выложили инструкцию, как теперь работать с ЕГАИС, как вести учет, чтобы точно не нарваться на штрафы: https://www.youtube.com/watch?v=hE2mNvUErEw

Зачем маркировка нужна покупателям

С маркировкой покупатели могут самостоятельно проверить товар в мобильном приложении Честный Знак. Если информация в коде не соответствует реальности, пользователь через приложение передаёт сведения в Честный Знак, а тот – в Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор проверит и оштрафует нарушителя.

Титры

Мы ведем блог для малого бизнеса. Рассказываем новости для предпринимателей, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса МойСклад.

Над статьей работали: Вячеслав Рюмин, Анна Тыщенко, Эвелина Астапова
0
67 комментариев
Написать комментарий...
Вдумчиво о продажах

Маркировка сейчас прет. Куча народу на ней зарабатывают

Ответить
Развернуть ветку
Kit

Как?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Софт, оборудование, расходники

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда