Основные тренды e-Commerce на рынке РФ в 2024 году
Привет, меня зовут Максим, аналитик Hooglink.Agency. Наше агентство продвигает товары на Авито и через Я.Директ. Это наш телеграм-канал, где уже более 4600 предпринимателей, для которых мы рассказываем о продвижении товарного бизнеса, делимся кейсами, делаем обзор ниш, обозреваем новости ecom.
В 2023 году объем онлайн-продаж товаров в РФ вырос на 45% до 8,26 трлн рублей. Несмотря на стабильный рост, рынок потихоньку видоизменяется. Рассмотрим несколько устойчивых трендов, которые показывают нам, в какую сторону движется рынок и в какую сторону нужно двигаться екомам, чтобы поймать попутный ветер.
1. Омниканальность
Согласно исследованию Яндекс.реклама и Aquarelle Research 25% потребителей покупают хотя бы одну категорию товаров только в интернете, 46% чередуют онлайн и офлайн, а 29% предпочитают по старинке ходить в магазины.
При этом 63% всех опрошенных изучают товар перед тем как купить. По данным Яндекса, в среднем покупатели заходят на 4–6 площадок перед покупкой. В основном для них важны: широкий ассортимент, привлекательные цены и скидки, удобная доставка, доверие к магазину.
Хотя, как мы знаем, большинство заказов приходятся на универсальные маркетплейсы - Ozon и Wildberries… Всего 12,9% опрошенных заявляют, что покупают ТОЛЬКО на маркетплейсах. Конечно, многое зависит от категории. Недорогая одежда популярнее на маркетплейсе, а лекарства в розничных интернет-магазинах.
В общем и целом, большинство потребители совмещают разные каналы покупок. То есть, они омниканальны.
А раз большинство покупателей омниканальны, то и задача е-коммерсов — быть везде, использовать максимум каналов продаж, чтобы пользователь легко мог его найти ваш бизнес.
В частности, эксперты наблюдают растущий интерес покупателей к покупкам в социальных сетях и классифайдах.
Магазины развивают сайты и мобильные приложения, интегрируют свои интернет-магазины в мессенджеры.
2. Развитие нишевых маркетплейсов
Последние пару лет все чаще обсуждаются нишевые маркетплейсы. Этот сегмент растет достаточно бодро. Согласно исследованию Tinkoff eCommerce в ближайшие 2 года он может достигнуть 1 трлн рублей.
Почему, собственно, выбирают нишевые маркетплейсы?
38% заходят в нишевые МП из-за большого выбора внутри самой категории.
31% из-за более выгодных цен, 30% из-за высокого качества товаров и привычного процесса совершения заказа .
Важный момент.
Половина покупателей скорее выберут совершить дорогостоящую или редкую покупку на нишевом маркетплейсе, а не на универсальном.
Клиенты приходят на нишевые площадки за: коллекционными товарами; товарами, требующими особой экспертизы; товарами, ориентированными на определенные потребности или физические особенности.
Покупатели уже привыкли к онлайн-покупкам, в том числе к покупкам на Wb и Ozon. Но проблема таких универсальных маркетплейсов в том, что им там не хватает сервиса и экспертизы, которые есть на нишевых площадках.
В пример можно привести ВсеИнструменты или тот же Леруа Мерлен. В большинстве своём все товары есть и на Ozon, но тут решает большой выбор внутри категории и экспертность площадки — статьи, подсказки, карточки заточены под специфику товара и тд.
Конечно, это не значит, что все покупатели резко перенесут все свои покупки на нишевые маркетплейсы. Но, безусловно, они перенесут туда часть своих покупок, где они готовы платить немного больше за сервис, ассортимент и экспертизу нишевого маркетплейса.
Вот, что говорит о нишевых маркетплейсах Илья Кретов, директор Tinkoff eCommerce”
Как будут дальше развиваться нишевые маркетплейсы?
Есть два варианта.
Первый - трансформация в универсальный маркетплейс. Так, кстати, и получилось с Amazon, который сначала продавал книги, а затем постепенно пополнял ассортимент из других категорий.
Но в наших реалиях этот вариант маловероятен. Сейчас очень много барьеров для такого перехода. Слишком высока конкуренция среди универсальных маркетплейсов, нужны большие ресурсы для доработки платформы и тд.
Поэтому более вероятно, что нишевые мп пойдут по пути наименьшего сопротивления - по второму пути.
Второй вариант - расширение сегмента с помощью категорий, вписывающихся в бизнес-модель площадки, а также выход в новые регионы.
И раз уж говорим про регионы…
3. Рост онлайн-заказов в регионах
Сегодня доля онлайн-покупок в Москве снижается (не количество, а именно доля). Это связано с тем, что ecommerce активно развивается в регионах:
По данным АКИТ в 2023 году 52% всех продаж в интернете обеспечивают 10 регионов страны.
В этот топ сегодня входят Москва, её доля в по-прежнему самая высокая — 17,7%,
Московская область — 9,2%,
Санкт-Петербург — 6,1%,
Краснодарский край — 5,3%,
Ростовская область — 3%,
Свердловская область — 2,6%, Нижегородская область 2,2%,
Самарская область — 2%,
Республика Татарстан и Краснояркий край — 1,9% и 1,8% соответственно.
За год заметно снизилась доля первой тройки: доля Москвы снизилась на 1,7%; Московской области на 1,5%, Санкт-Петербурга — 0,9%.
В первой десятке выросла доля Краснодарского края, в 2022 году она составляла 4,7% и Ростовской области в 2022 г. — 2,6%, в ряде других регионов доля также увеличилась в среднем на 0,3%-0,5% в общем объёме онлайн-продаж.
Связан рост в регионах с развитием логистики по всей стране и ПВЗ.
Также появился широкий ассортимент товаров, сроки доставки снижены, цены товаров снижены - покупатель получает товар по московским ценам без доплаты за “доставку до региона”, которая бывает в офлайн-магазинах.
Что это значит?
Нужно всячески наращивать свое присутствие в регионах и расширять географию продаж. Настраивать рекламу на регионы, заходить на местные нишевые маркетплейсы и тд.
4. Трансформация покупательского поведения
Исследователи из Data Insight сообщают, что потребители поменяли выработали новое поведение во время покупок.
Сегодня потребители постепенно перепрограммируют свой мозг на краткосрочное планирование покупок. То есть не “прямо здесь и сейчас”, а “чуть позже”.
Другими словами, покупателям все меньше нужно, чтобы товар как можно скорее приехал к входной двери.
Кстати, этот тренд отмечается не только в РФ, но и вообще по всему миру. Исследование Wunderman Thompson показывает, что в среднее время ожидание заказа покупателем равняется 2,15 дням.
Тут показатели разнятся в зависимости от категории:
Еда — 1,23
Здоровье — 1,59
Алкоголь — 1,63
Бытовая техника — 2,22
Красота и уход — 2,24
Электроника — 2,42
Одежда — 2,57
Как видно, доставка прямо сегодня — не всем подходит. Бывает, что нет времени принять доставку в день заказа или нет средств для оплаты при получении.
Задерживать, разумеется, тоже не нужно. Главное держать баланс. Два дня – самый оптимальный вариант.
Как эти тренды влияют на рынок?
Например, тренд на омниканальность приводит к развитию новых каналов продаж, развиваются новые сервисы, которые помогают сделать покупки такими же комфортными как и в привычных местах покупки. Те же интеграции интернет-магазинов в мессенджерах. В частности Telegram, аудитория которого растет из года в год.
Развитие инфраструктуры маркетплейсов подстегивает общий рост рынка ecom и рынка логистики в регионах.
Тот же СДЭК продолжает экспансию в регионах. В 2023 году в РФ было открыто 774 новых офисов. При этом фокус компании направлен на масштабирование онлайн-продаж, запуск быстрой гиперлокальной доставки и тд.
Поведение покупателей меняется, а площадки адаптируются под поведение пользователей, это касается в том числе и доставки.
Подписывайтесь на канал - делимся цифрами, лайфхаками, рассказываем о продвижении бизнеса.
Коротко
• Объем онлайн-продаж товаров в РФ вырос на 45% до 8,26 трлн рублей в 2023 году.
• Рынок электронной коммерции видоизменяется, потребители становятся омниканальными.
• Нишевые маркетплейсы растут и могут достигнуть 1 трлн рублей в ближайшие 2 года.
• Нишевые маркетплейсы предлагают глубокую экспертизу, высокую прибыльность и мотивированную аудиторию.
• Онлайн-покупки развиваются в регионах, пока в Мск идёт спад
• Покупатели стали предпочитать краткосрочное планирование покупок.
"...покупатель думает, что бы ему щас купить?", это было подтверждено на томографе когда он думал со встроенным в моск чипом нейралинк, и потом Илон Маск это написал в твиттере, который никогда не пиздит:)))
👌
По ощущениям, еще одни тренд не описан - в рамках доставки всё больше людей смотрят в сторону пунктов выдачи, т.е. самовывоз. Связано с тем, что не надо ждать и подстраиваться под курьера, а забрать рядом с домом в удобное для себя время.
...и кстати пунктов самовыдачи всё больше и их пока совершенно не используют под спонтанные доп продажи, а можно было бы:) дело времени
Кстати была инфа, что озона уже больше чем почты России
Хочу посмотреть на людей, которые покупают там ювелирку, медицинское оборудование и дорогостоящую бытовую технику
Вы их регулярно можете наблюдать в "приемной" vc
А в чем проблема? Недавно на всеинструменты купил газонокосилку за 50 тр, все отлично.
Найдутся и такие)) Но это как исключение
хикканы же)
Примерно такие @Водитель Икаруса. У них пока не было проблем, значит ни у кого проблем нет. А потом мы читаем в приемной "я был лояльным клиентом х лет, за что"🤣
Макбук за 200к считается?
Зачем покупать ювелирку?
Ну а все остальное спокойно можно на маркетплейсах. Собственно, где еще?
Маркетплейсы нас сильно разбаловали в плане доставки. Если я вижу, что товар будет идти больше 5 дней, я думаю, что это огого как долго и ищу другой
не разбаловали, а рыночные условия
Леруа мог бы быть норм МП, но их интерфейс надо добить выстрелом в затылок, чтоб не мучался(((
Я хз кто им его такой собрал
Агентство AWG
https://www.awg.ru/projects/lerua-merlen-podderzhka-i-soprovozhdenie-dizayna-i-kontenta-sayta/
Согласен с Максимом по трендам. Разные последние исследования к этому введут. Я бы еще добавил суда тренд на СТМ.
Вы правы, большие бренды отвалились, СТМ активно развивается.
объем не скорректирован на инфляцию, в целом вырос ли он вообще?
Хотите сказать, что раньше так кто-то делал? 🙄
Конечно. До сих пор так делают, но тенденция меняется
Тренду "Омниканальность" сколько уже? Лет 20? Афтор тогда еще не родился
В мире термин только в 2010 появился, зато 20 лет уже как тренд. Круто.
Для коллекционных товаров, снаряжения и всего такого узкоспециализированного точно не подходят маркетплейсы. Велика вероятность нарваться на паль
И никто нормально не проконсультирует)
да и качественное снаряжение стоит хороших денег, а на маркет плэйсы люди заходят выбрать дешевле
ВБ походу не слыхал про омникальность от слова совсем
Она им не нужна) Они всех на свою платформу тащат
Это уж точно. Вообще все как-то неудобно у них. С компьютера добавляешь товары в корзину - на телефоне ничего нет. С телефона добавляешь - аналогично нет на компьютере
Люди только привыкают к нишевым МП, что не говори, а привычные универсальные МП более знакомые, более предсказуемые
А вы прям все покупки доверяете универсальным?
Обожаю, когда без проблем можно продолжить покупки на другом устройстве. И в то же время странно, что далеко не во всех интернет-магазинах так
Ну вот, есть куда стремиться
Плюсую. Мне нравится валяясь на диванчике подобавлять товары в "Избранное", а потом уже детально рассматривать с ПК
Как ворваться в эти ваши нишевые маркетплейсы? Интересная темка
Сначала найти мп с нужной вам нишей. А там дальше у каждого мп свои условия сотрудничества.
просто представил себе, как выглядит будущее: мы все сидим в онлайн-реальности, покупаем товар на нишевых маркетплейсах, доставку которого осуществляют дроны, а платим криптовалютой
Самый лучший узконаправленный маркетплейс это Авито и точка
Комментарий удален модератором
отличный мем)
благодаря статье узнала, что такое омниканальность
я почти все беру на маркетплейсах
В 2024 году основные тренды e-commerce на рынке РФ включают увеличение онлайн-покупок, рост популярности мобильной торговли, усиление персонализации услуг и увеличение спроса на быструю доставку и удобные способы оплаты
Ничего себе нишевые, они тоже достаточно огромные. Вот понимаю нишевой спорт жим, брал там гантельки несколько лет назад, получал в СДЭКе, норм, дешево и почти удобно (сейчас бы наверное выбрал доставку ближе к дому).
Но это единичный пример, а так конечно Озон из-за практически 👉беспроблемного возврата - странно, что это не указано, как одно из основных желаний потребителя.
Самый главный в Озон Фреш с некоторыми тезисами в этой статье наверное бы поспорил
Я лабораторию ин-витро замутил полностью на товарах из маркетплейсов. Цена вопроса менее 50т.р, когда раньше это всё обошлось бы в миллионы!
Хуясе, пруфы или пиздабол?