(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/PpMx', text: 'Аудит рекламного кабинета Я.Директ БЕСПЛАТНО', button: 'Получить', color: '#7FC6FF', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Основные тренды e-Commerce на рынке РФ в 2024 году

Привет, меня зовут Максим, аналитик Hooglink.Agency. Наше агентство продвигает товары на Авито и через Я.Директ. Это наш телеграм-канал, где уже более 4600 предпринимателей, для которых мы рассказываем о продвижении товарного бизнеса, делимся кейсами, делаем обзор ниш, обозреваем новости ecom.

В 2023 году объем онлайн-продаж товаров в РФ вырос на 45% до 8,26 трлн рублей. Несмотря на стабильный рост, рынок потихоньку видоизменяется. Рассмотрим несколько устойчивых трендов, которые показывают нам, в какую сторону движется рынок и в какую сторону нужно двигаться екомам, чтобы поймать попутный ветер.

1. Омниканальность

Согласно исследованию Яндекс.реклама и Aquarelle Research 25% потребителей покупают хотя бы одну категорию товаров только в интернете, 46% чередуют онлайн и офлайн, а 29% предпочитают по старинке ходить в магазины.

При этом 63% всех опрошенных изучают товар перед тем как купить. По данным Яндекса, в среднем покупатели заходят на 4–6 площадок перед покупкой. В основном для них важны: широкий ассортимент, привлекательные цены и скидки, удобная доставка, доверие к магазину.

Хотя, как мы знаем, большинство заказов приходятся на универсальные маркетплейсы - Ozon и Wildberries… Всего 12,9% опрошенных заявляют, что покупают ТОЛЬКО на маркетплейсах. Конечно, многое зависит от категории. Недорогая одежда популярнее на маркетплейсе, а лекарства в розничных интернет-магазинах.

В общем и целом, большинство потребители совмещают разные каналы покупок. То есть, они омниканальны.

А раз большинство покупателей омниканальны, то и задача е-коммерсов — быть везде, использовать максимум каналов продаж, чтобы пользователь легко мог его найти ваш бизнес.

В частности, эксперты наблюдают растущий интерес покупателей к покупкам в социальных сетях и классифайдах.

Магазины развивают сайты и мобильные приложения, интегрируют свои интернет-магазины в мессенджеры.

2. Развитие нишевых маркетплейсов

Последние пару лет все чаще обсуждаются нишевые маркетплейсы. Этот сегмент растет достаточно бодро. Согласно исследованию Tinkoff eCommerce в ближайшие 2 года он может достигнуть 1 трлн рублей.

Почему, собственно, выбирают нишевые маркетплейсы?

38% заходят в нишевые МП из-за большого выбора внутри самой категории.

31% из-за более выгодных цен, 30% из-за высокого качества товаров и привычного процесса совершения заказа .

Важный момент.

Половина покупателей скорее выберут совершить дорогостоящую или редкую покупку на нишевом маркетплейсе, а не на универсальном.

Клиенты приходят на нишевые площадки за: коллекционными товарами; товарами, требующими особой экспертизы; товарами, ориентированными на определенные потребности или физические особенности.

Покупатели уже привыкли к онлайн-покупкам, в том числе к покупкам на Wb и Ozon. Но проблема таких универсальных маркетплейсов в том, что им там не хватает сервиса и экспертизы, которые есть на нишевых площадках.

В пример можно привести ВсеИнструменты или тот же Леруа Мерлен. В большинстве своём все товары есть и на Ozon, но тут решает большой выбор внутри категории и экспертность площадки — статьи, подсказки, карточки заточены под специфику товара и тд.

Конечно, это не значит, что все покупатели резко перенесут все свои покупки на нишевые маркетплейсы. Но, безусловно, они перенесут туда часть своих покупок, где они готовы платить немного больше за сервис, ассортимент и экспертизу нишевого маркетплейса.

Вот, что говорит о нишевых маркетплейсах Илья Кретов, директор Tinkoff eCommerce”

Нишевые площадки не конкуренты универсальным маркетплейсам, но их совершенно точно нужно использовать для увеличения продаж и поиска новых покупателей. Они могут предложить то, чего нет у больших игроков: глубокую экспертизу в категории, высокую прибыльность, аудиторию, мотивированную на покупку, а не просто блуждающую по просторам интернета. В эпоху запредельной конкуренции нишевые маркетплейсы могут стать тем самым глотком свежего воздуха для селлеров.

Как будут дальше развиваться нишевые маркетплейсы?

Есть два варианта.

Первый - трансформация в универсальный маркетплейс. Так, кстати, и получилось с Amazon, который сначала продавал книги, а затем постепенно пополнял ассортимент из других категорий.

Но в наших реалиях этот вариант маловероятен. Сейчас очень много барьеров для такого перехода. Слишком высока конкуренция среди универсальных маркетплейсов, нужны большие ресурсы для доработки платформы и тд.

Поэтому более вероятно, что нишевые мп пойдут по пути наименьшего сопротивления - по второму пути.

Второй вариант - расширение сегмента с помощью категорий, вписывающихся в бизнес-модель площадки, а также выход в новые регионы.

И раз уж говорим про регионы…

3. Рост онлайн-заказов в регионах

Сегодня доля онлайн-покупок в Москве снижается (не количество, а именно доля). Это связано с тем, что ecommerce активно развивается в регионах:

По данным АКИТ в 2023 году 52% всех продаж в интернете обеспечивают 10 регионов страны.

В этот топ сегодня входят Москва, её доля в по-прежнему самая высокая — 17,7%,

Московская область — 9,2%,

Санкт-Петербург — 6,1%,

Краснодарский край — 5,3%,

Ростовская область — 3%,

Свердловская область — 2,6%, Нижегородская область 2,2%,

Самарская область — 2%,

Республика Татарстан и Краснояркий край — 1,9% и 1,8% соответственно.

За год заметно снизилась доля первой тройки: доля Москвы снизилась на 1,7%; Московской области на 1,5%, Санкт-Петербурга — 0,9%.

В первой десятке выросла доля Краснодарского края, в 2022 году она составляла 4,7% и Ростовской области в 2022 г. — 2,6%, в ряде других регионов доля также увеличилась в среднем на 0,3%-0,5% в общем объёме онлайн-продаж.

Связан рост в регионах с развитием логистики по всей стране и ПВЗ.

Также появился широкий ассортимент товаров, сроки доставки снижены, цены товаров снижены - покупатель получает товар по московским ценам без доплаты за “доставку до региона”, которая бывает в офлайн-магазинах.

Что это значит?

Нужно всячески наращивать свое присутствие в регионах и расширять географию продаж. Настраивать рекламу на регионы, заходить на местные нишевые маркетплейсы и тд.

4. Трансформация покупательского поведения

Исследователи из Data Insight сообщают, что потребители поменяли выработали новое поведение во время покупок.

Сегодня потребители постепенно перепрограммируют свой мозг на краткосрочное планирование покупок. То есть не “прямо здесь и сейчас”, а “чуть позже”.

Покупатель не думает, что бы ему сейчас купить такого, чтобы вечером съесть или надеть. Он думает, что бы ему сейчас заказать такого, что он завтра заберёт и вечером съест или наденет

Основатель аналитического агентства Data Insight

Другими словами, покупателям все меньше нужно, чтобы товар как можно скорее приехал к входной двери.

Кстати, этот тренд отмечается не только в РФ, но и вообще по всему миру. Исследование Wunderman Thompson показывает, что в среднее время ожидание заказа покупателем равняется 2,15 дням.

Тут показатели разнятся в зависимости от категории:

Еда — 1,23

Здоровье — 1,59

Алкоголь — 1,63

Бытовая техника — 2,22

Красота и уход — 2,24

Электроника — 2,42

Одежда — 2,57

Как видно, доставка прямо сегодня — не всем подходит. Бывает, что нет времени принять доставку в день заказа или нет средств для оплаты при получении.

Задерживать, разумеется, тоже не нужно. Главное держать баланс. Два дня – самый оптимальный вариант.

Как эти тренды влияют на рынок?

Например, тренд на омниканальность приводит к развитию новых каналов продаж, развиваются новые сервисы, которые помогают сделать покупки такими же комфортными как и в привычных местах покупки. Те же интеграции интернет-магазинов в мессенджерах. В частности Telegram, аудитория которого растет из года в год.

Развитие инфраструктуры маркетплейсов подстегивает общий рост рынка ecom и рынка логистики в регионах.

Тот же СДЭК продолжает экспансию в регионах. В 2023 году в РФ было открыто 774 новых офисов. При этом фокус компании направлен на масштабирование онлайн-продаж, запуск быстрой гиперлокальной доставки и тд.

Поведение покупателей меняется, а площадки адаптируются под поведение пользователей, это касается в том числе и доставки.

Подписывайтесь на канал - делимся цифрами, лайфхаками, рассказываем о продвижении бизнеса.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/PpMx', text: 'Аудит рекламного кабинета Я.Директ БЕСПЛАТНО', button: 'Получить', color: '#7FC6FF', textColor: '', img: '319e3307-a46e-5e94-8c7d-7902aab8de5e', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
80 комментариев
Написать комментарий...
Вадим

Коротко

• Объем онлайн-продаж товаров в РФ вырос на 45% до 8,26 трлн рублей в 2023 году.
• Рынок электронной коммерции видоизменяется, потребители становятся омниканальными.
• Нишевые маркетплейсы растут и могут достигнуть 1 трлн рублей в ближайшие 2 года.
• Нишевые маркетплейсы предлагают глубокую экспертизу, высокую прибыльность и мотивированную аудиторию.
• Онлайн-покупки развиваются в регионах, пока в Мск идёт спад
• Покупатели стали предпочитать краткосрочное планирование покупок.

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Anderson

"...покупатель думает, что бы ему щас купить?", это было подтверждено на томографе когда он думал со встроенным в моск чипом нейралинк, и потом Илон Маск это написал в твиттере, который никогда не пиздит:)))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Старовойтов
Автор

👌

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кукшинов

По ощущениям, еще одни тренд не описан - в рамках доставки всё больше людей смотрят в сторону пунктов выдачи, т.е. самовывоз. Связано с тем, что не надо ждать и подстраиваться под курьера, а забрать рядом с домом в удобное для себя время.
...и кстати пунктов самовыдачи всё больше и их пока совершенно не используют под спонтанные доп продажи, а можно было бы:) дело времени

Ответить
Развернуть ветку
Следствие вели

Кстати была инфа, что озона уже больше чем почты России

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Mr. Shelly
Всего 12,9% опрошенных заявляют, что покупают ТОЛЬКО на маркетплейсах

Хочу посмотреть на людей, которые покупают там ювелирку, медицинское оборудование и дорогостоящую бытовую технику

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov
Хочу посмотреть на людей, которые покупают там ювелирку, медицинское оборудование и дорогостоящую бытовую технику

Вы их регулярно можете наблюдать в "приемной" vc

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Демидов

А в чем проблема? Недавно на всеинструменты купил газонокосилку за 50 тр, все отлично.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Максим Старовойтов
Автор

Найдутся и такие)) Но это как исключение

Ответить
Развернуть ветку
Иван Хаманн

хикканы же)

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты

Примерно такие @Водитель Икаруса. У них пока не было проблем, значит ни у кого проблем нет. А потом мы читаем в приемной "я был лояльным клиентом х лет, за что"🤣

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Андрей

Макбук за 200к считается?

Ответить
Развернуть ветку
ctqwa

Зачем покупать ювелирку?
Ну а все остальное спокойно можно на маркетплейсах. Собственно, где еще?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anna Demyanova

Маркетплейсы нас сильно разбаловали в плане доставки. Если я вижу, что товар будет идти больше 5 дней, я думаю, что это огого как долго и ищу другой

Ответить
Развернуть ветку
Иван Хаманн

не разбаловали, а рыночные условия

Ответить
Развернуть ветку
Иван Хаманн

Леруа мог бы быть норм МП, но их интерфейс надо добить выстрелом в затылок, чтоб не мучался(((
Я хз кто им его такой собрал

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл
Ответить
Развернуть ветку
Евгений Плотников

Согласен с Максимом по трендам. Разные последние исследования к этому введут. Я бы еще добавил суда тренд на СТМ.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Старовойтов
Автор

Вы правы, большие бренды отвалились, СТМ активно развивается.

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Anderson

объем не скорректирован на инфляцию, в целом вырос ли он вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Игоревич
«Покупатель не думает, что бы ему сейчас купить такого, чтобы вечером съесть или надеть

Хотите сказать, что раньше так кто-то делал? 🙄

Ответить
Развернуть ветку
Максим Старовойтов
Автор

Конечно. До сих пор так делают, но тенденция меняется

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Недопил

Тренду "Омниканальность" сколько уже? Лет 20? Афтор тогда еще не родился

Ответить
Развернуть ветку
Максим Старовойтов
Автор

В мире термин только в 2010 появился, зато 20 лет уже как тренд. Круто.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Екатерина Цапина

Для коллекционных товаров, снаряжения и всего такого узкоспециализированного точно не подходят маркетплейсы. Велика вероятность нарваться на паль

Ответить
Развернуть ветку
Максим Старовойтов
Автор

И никто нормально не проконсультирует)

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Мельник

да и качественное снаряжение стоит хороших денег, а на маркет плэйсы люди заходят выбрать дешевле

Ответить
Развернуть ветку
Ваня Аноним

ВБ походу не слыхал про омникальность от слова совсем

Ответить
Развернуть ветку
Максим Старовойтов
Автор

Она им не нужна) Они всех на свою платформу тащат

Ответить
Развернуть ветку
Ariel

Это уж точно. Вообще все как-то неудобно у них. С компьютера добавляешь товары в корзину - на телефоне ничего нет. С телефона добавляешь - аналогично нет на компьютере

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Valentin Krutov

Люди только привыкают к нишевым МП, что не говори, а привычные универсальные МП более знакомые, более предсказуемые

Ответить
Развернуть ветку
Максим Старовойтов
Автор

А вы прям все покупки доверяете универсальным?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Маринка Железнова

Обожаю, когда без проблем можно продолжить покупки на другом устройстве. И в то же время странно, что далеко не во всех интернет-магазинах так

Ответить
Развернуть ветку
Максим Старовойтов
Автор

Ну вот, есть куда стремиться

Ответить
Развернуть ветку
Владик Семягин

Плюсую. Мне нравится валяясь на диванчике подобавлять товары в "Избранное", а потом уже детально рассматривать с ПК

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Лимоныч

Как ворваться в эти ваши нишевые маркетплейсы? Интересная темка

Ответить
Развернуть ветку
Максим Старовойтов
Автор

Сначала найти мп с нужной вам нишей. А там дальше у каждого мп свои условия сотрудничества.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Матушевский

просто представил себе, как выглядит будущее: мы все сидим в онлайн-реальности, покупаем товар на нишевых маркетплейсах, доставку которого осуществляют дроны, а платим криптовалютой

Ответить
Развернуть ветку
Томский Сибирячок

Самый лучший узконаправленный маркетплейс это Авито и точка

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mirroslawa

отличный мем)

Ответить
Развернуть ветку
Irina

благодаря статье узнала, что такое омниканальность

Ответить
Развернуть ветку
Daria Marunina

я почти все беру на маркетплейсах

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Omichev

В 2024 году основные тренды e-commerce на рынке РФ включают увеличение онлайн-покупок, рост популярности мобильной торговли, усиление персонализации услуг и увеличение спроса на быструю доставку и удобные способы оплаты

Ответить
Развернуть ветку
SEO с 2002 года

Ничего себе нишевые, они тоже достаточно огромные. Вот понимаю нишевой спорт жим, брал там гантельки несколько лет назад, получал в СДЭКе, норм, дешево и почти удобно (сейчас бы наверное выбрал доставку ближе к дому).
Но это единичный пример, а так конечно Озон из-за практически 👉беспроблемного возврата - странно, что это не указано, как одно из основных желаний потребителя.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Пупин

Самый главный в Озон Фреш с некоторыми тезисами в этой статье наверное бы поспорил

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сибирцев

Я лабораторию ин-витро замутил полностью на товарах из маркетплейсов. Цена вопроса менее 50т.р, когда раньше это всё обошлось бы в миллионы!

Ответить
Развернуть ветку
Gagarin

Хуясе, пруфы или пиздабол?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
77 комментариев
Раскрывать всегда