(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0); (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(22537453, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(22537453, 'hit', window.location.href);

Во сколько обойдется разработка интернет-магазина и как не переплатить на старте

В статье расскажем, какая функциональность обязательна для интернет-магазина, без чего можно обойтись на старте, и покажем пример сметы на разработку.

Из опыта digital-агентства «Атвинта» заказчиков интернет-магазинов можно условно разделить на несколько типов:

1. Пытается сэкономить на разработке сайта, не задумываясь о развитии магазина.

Когда менеджер агентства спрашивает о планах по масштабированию, считает, что мы пытаемся продать им ненужные фичи, чтобы раздуть чек.

2. Старается реализовать максимум функций за раз.

Боль этих заказчиков в том, что когда-то они не заложили запас для развития интернет-магазина и теперь вынуждены переделывать сайт. И теперь они хотят сразу воплотить как можно больше бизнес-процессов, чтобы «уже точно на века».

В результате стоимость проекта сильно возрастает, запуск откладывается, а владелец магазина недополучает прибыль.

3. Хочет сначала запустить основную функциональность, а потом дорабатывать, как только выйдет на устойчивый поток клиентов.

Владелец магазина уже изучил рынок, подобрал товар, сформировал ассортимент. И теперь ему нужен сайт интернет-магазина, который поможет наладить бизнес-процессы.

Сложность — определить, каких возможностей сайта будет достаточно для старта. Если смотреть на конкурентов, особенно крупных, то каждая опция кажется важной, а пул работ и стоимость оказываются запредельными.

Именно о третьем подходе пойдет речь в статье: как расставить приоритеты, выделить главное и запустить MVP (Minimum Viable Product) интернет-магазина — веб-продукт с базовыми ключевыми функциями.

Такой подход сэкономит средства, позволит быстрее выйти на рынок и вносить доработки, учитывая реальные потребности покупателей и бизнеса.

В конце приведем пример сметы на разработку стартовой версии интернет-магазина. Это не показатель, что именно ваш магазин будет столько стоить. Зато будет проще понимать порядок цифр и структуру работ.

Как определить, какие функции — базовые и ключевые

Сайт интернет-магазина — это инструмент, который разрабатывается в соответствии с бизнес-процессами. Все, что в нем есть, нацелено на главный процесс — эффективное привлечение и обслуживание покупателей. Следовательно, базовые функции интернет-магазина — те, без которых проблематично работать с товарами и покупателями.

Как выявить конкретную функциональность, которую нужно реализовать? Для этого сначала разберемся, что с помощью интернет-магазина будет делать основные пользователи: покупатели, владелец бизнеса и его сотрудники.

Что нужно покупателям

  • Выбрать товары в каталоге.
  • Сравнить товары.
  • Добавить понравившиеся товары в корзину.
  • Узнать условия доставки, возврата и обмена.
  • Оформить и оплатить заказ.
  • Отслеживать доставку.
  • Узнавать про скидки и акции.
  • Посмотреть или оставить отзывы.

Что нужно владельцу магазина и сотрудникам

  • Размещать товары в каталоге.
  • Получать заказы и оплату.
  • Редактировать и размещать информацию на сайте.
  • Управлять статусами заказов.
  • Управлять доступом для сотрудников.
  • Размещать информацию об акциях.
  • Продвигать магазин в поисковиках.
  • Привлекать клиентов через маркетинговые инструменты.
  • Анализировать эффективность маркетинга.

За каждой потребностью для каждой рыночной ниши стоит свой пользовательский сценарий. А значит, техническая реализация тоже отличается.

Подробно все эти сценарии в агентстве определяем на этапе аналитики, проектирования и дизайна. Этап занимает порядка 2–3 недель.

Зачем нужна аналитика

Например, магазин продает хозяйственные товары. У них разные поставщики предоставляют выгрузку из номенклатуры товаров разными типами полей, у некоторых есть нестандартные поля. При разработке нужно настроить импорт из 1С и поля карточек товаров таким образом, чтобы в каталоге информация верно подтягивалась и отображалась единообразно.

Прототип карточки товара для интернет-магазина хозяйственных товаров

Другой пример — сайт магазина женской одежды. Женщины выбирают одежду не только по типу, размеру и цвету, но еще и по поводам, к которым подойдет одежда: в офис, на мероприятие, повседневное и т.д. Тогда для каталога интернет-магазина одежды понадобится дополнительный тип сортировки и фильтрации товаров.

Вот так несколько типов сортировки реализованы в интернет-магазине Asos:

Именно из-за таких нюансов не стоит опускать этап аналитики и проектирования. Иначе на этапе разработки окажется, что в ходе планирования что-то забыли или не учли какую-то деталь, которая повлияет на ход проекта. А главное — на сроки и стоимость в большую сторону.

И уже на основании аналитики оценивается техническая реализация MVP: какие функции первичны, что именно нужно разработать, сколько часов потребуется разработчикам на программирование и верстку дизайна.

Необходимая и достаточная функциональность интернет-магазина

Самое главное в интернет-магазине — запустить его быстро и начать зарабатывать.

Отсюда первый принцип MVP для интернет-магазина: в нем должно быть только то, что помогает пользователям покупать и не мешает владельцу получать прибыль.

Второй принцип — сравнение трудозатрат на автоматизацию и выгоды от сэкономленного времени после ее внедрения. Например, если вы только запускаете интернет-магазин, еще не ведете учет в 1С и у вас немного покупателей, на старте для импорта товаров в каталог будет достаточно выгрузки Excel.

Ниже приводим набор стартовых опций интернет-магазина на примере Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA. Некоторые из них можно вынести за рамки MVP, возле этих функций стоит пометка «не обязательно на старте».

Каталог товаров

С его помощью покупатель просматривает ассортимент, сравнивает и выбирает по характеристикам.

  • Карточки товаров.
  • Категории товаров.
  • Фильтры.
  • Поиск по каталогу.
  • Сравнения характеристик нескольких товаров — не обязательно на старте.

Оформление покупки

Позволяет добавить товар в корзину и перейти в нее с любого экрана, а также оставить контактные данные и оформить заказ.

  • Корзина и оформление заказа.
  • Заказ в один клик.
  • Регистрация и авторизация.

Личный кабинет покупателя

Связан с функциональностью оформления покупки. В личном кабинете покупатель может изменить контакты и платежные данные, отслеживать заказ, отложить товар «на будущее».

  • Редактирование пользовательской информации.
  • История заказов и статусы.
  • Выгрузка платежных документов в ЛК (для b2b).
  • Добавить товар в «Избранное» — не обязательно на старте.
  • Добавить товар в «Отложенное» — не обязательно на старте.

Административная панель для управления сайтом

Опции для управления магазином и работы сотрудников:

  • Настройка пользовательских ролей.
  • Управление контентом и каталогом.
  • Управление заказами.
Интерфейс управления заказами для Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA

Backend и интеграции со сторонними сервисами

Превращает сайт из набора экранов в инструмент управления магазином и позволяет автоматизировать бизнес-процессы.

  • Интеграция интерфейса с административной панелью и базами данных.
  • Интеграция с 1С.
  • Импорт товаров через Excel — альтернатива интеграции с 1С, подойдет для небольших магазинов до 100 товарных позиций.
  • Интеграция с платежными системами (эквайринг).
  • Онлайн-касса.
  • Интеграция с CRM.
  • Интеграция со службой доставки — желательно, но если у вас не больше 10–15 заказов в сутки, можно вынести за MVP.
Так выглядит интерфейс управления каталогом для Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA

Функциональность для SEO и маркетинга

  • Рекламный слайдер на главной странице — не обязательно на старте для маленького магазина, актуально — для средних
  • Интеграция систем аналитики: «Яндекс.Метрика» и Google Analytics.
  • Пиксели рекламных систем для ремаркетинга.
  • Технические SEO-работы: метатеги, robot.txt, etc.
  • SMS-уведомления — не обязательно на старте.
  • Настройка триггерных рассылок — не обязательно на старте.
  • Система лояльности — не обязательно на старте.

Информационные страницы

  • Страница о доставке, оплате, возврате.
  • Страница с отзывами и возможностью их публиковать.
  • Страница о компании с адресами.

Сколько стоит MVP интернет-магазина

Как и обещали, ниже приводим примеры расчета разработки для двух интернет-магазинов.

ВАЖНО! Эти сметы можно использовать только как ориентир: из каких технических компонентов складывается разработка всех тех функций, которые мы описали в предыдущем разделе статьи.

Каждый интернет-магазин имеет свои особенности, которые зависят от сферы торговли, количества товаров, специфики их фильтрации, пожеланий по дизайну и т.д. Поэтому конкретный расчет для вашего конкретного интернет-магазина можно сделать только после разговора с вами и выяснения всех деталей и пожеланий.

В приведенных ниже сметах мы убрали позиции, которые не относятся к MVP. Хотя они и были оценены сразу, в финальной стоимости сейчас они не учитываются.

Сметы публикуются обезличенно с разрешения наших заказчиков.

Стоимость разработки будет зависеть от платформы, которую подбираем исходя из задач создания веб-продукта. Классические варианты: платная или бесплатная CMS-система, либо фреймворк.

В России самая популярная CMS-система — «1С-Битрикс». Один из ее минусов, что нужно оплачивать лицензию. Есть бесплатные варианты CMS. Мы среди таких выделяем ModX: в ней много гибких настроек и возможностей для кастомизации функций.

Стоимость разработки с готовой CMS

Для среднего интернет-магазина без сложных бизнес-процессов лучший вариант — CMS-система. В ней есть уже готовые плагины и удобная административная панель для управления каталогом и контентом. А значит не нужно их проектировать с нуля, разработка займет меньше времени и обойдется в полтора-два раза дешевле.

Ниже — ориентировочная смета разработки интернет-магазина хозяйственных товаров на бесплатной CMS. В ассортименте магазина порядка 10 000 наименований. Учет ведут через 1С-бухгалтерию, магазин обслуживает несколько менеджеров.

В зависимости от задач можно выбрать любую платформу: хоть платный Битрикс, хоть фреймворк, хоть даже Shopify или Tilda.

Конкретно в этом случае с учетом всех технических задач выбрали разработку на ModX. Именно для него и приводим расчет.

Стоимость кастомной разработки на фреймворке

Для сложных или крупных интернет-магазинов лучше создавать MVP на фреймворке. Такая разработка выйдет дороже, ведь нужно будет с нуля разрабатывать административную панель.

Зато с такими технологиями возможно автоматизировать любые внутренние процесс, плюс больше возможностей для гибких настроек и развития сервиса. Следуя этой логике, больше половины интернет-магазинов в России используют фреймворки для создания собственных CMS.

Вот пример сметы разработки на Laravel для интернет-магазина электротоваров. В каталоге — 50 тысяч товаров, а среди клиентов — как розничные покупатели, так и компании. Бизнес-процессы при обслуживании b2b-клиентов у этой компании нестандартные, поэтому разработка на CMS не подходит.

Итого

Толковая минимальная рабочая версия интернет-магазина на готовой CMS и с учетом интеграций обойдется 800-900 тыс.рублей. Индивидуальная разработка на фреймворке выйдет более 1 млн. рублей.

Интернет-магазин можно делать долго и дорого, пытаясь реализовать все и сразу. А можно спланировать разработку так, чтобы как можно скорее запустить продажи, начать зарабатывать и окупать вложения.

Описанный подход разработки через MVP актуален не для всех. Он подойдет, только если владелец магазина всерьез и надолго настроен заниматься этим бизнесом: изучил рынок и конкурентов, протестировал нишу, определился с ассортиментом. Тогда инвестиции в разработку интернет-магазина и последующее его развитие — экономически целесообразны.

Если же вы только присматриваетесь к нише, хотите оценить рынок или протестировать гипотезу, можно попробовать сделать интернет-магазин на конструкторе за пару недель.

Такой вариант обойдется в 150-200 тысяч рублей. Основную часть этой стоимости рекомендуем заложить на дизайн интерфейса: даже с минимальной технической реализацией это поможет вам выделиться среди конкурентов, а пользователям — легко сориентироваться в вашем интернет-магазине и купить подходящий им товар.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: 'cba9d7af-106a-5987-b37f-a9fcea6fbfbb', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
57 комментариев
Написать комментарий...
Wlam Mannon

1.5 года работали над сайтом на Битриксе по второй модели. Сложно, долго, дорого.
В итоге, сделали wildcraft.ru на вордпрес за неделю.
Есть всё необходимое.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Чубарев
Ответить
Развернуть ветку
Wlam Mannon

Спасибо огромное, исправили.
В примере данной работы, это изменение заняло бы у нас день и минимум 2000 рублей, если работать на битриксе.

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда