(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0); (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(22537453, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(22537453, 'hit', window.location.href);

Во сколько обойдется разработка интернет-магазина и как не переплатить на старте

В статье расскажем, какая функциональность обязательна для интернет-магазина, без чего можно обойтись на старте, и покажем пример сметы на разработку.

Из опыта digital-агентства «Атвинта» заказчиков интернет-магазинов можно условно разделить на несколько типов:

1. Пытается сэкономить на разработке сайта, не задумываясь о развитии магазина.

Когда менеджер агентства спрашивает о планах по масштабированию, считает, что мы пытаемся продать им ненужные фичи, чтобы раздуть чек.

2. Старается реализовать максимум функций за раз.

Боль этих заказчиков в том, что когда-то они не заложили запас для развития интернет-магазина и теперь вынуждены переделывать сайт. И теперь они хотят сразу воплотить как можно больше бизнес-процессов, чтобы «уже точно на века».

В результате стоимость проекта сильно возрастает, запуск откладывается, а владелец магазина недополучает прибыль.

3. Хочет сначала запустить основную функциональность, а потом дорабатывать, как только выйдет на устойчивый поток клиентов.

Владелец магазина уже изучил рынок, подобрал товар, сформировал ассортимент. И теперь ему нужен сайт интернет-магазина, который поможет наладить бизнес-процессы.

Сложность — определить, каких возможностей сайта будет достаточно для старта. Если смотреть на конкурентов, особенно крупных, то каждая опция кажется важной, а пул работ и стоимость оказываются запредельными.

Именно о третьем подходе пойдет речь в статье: как расставить приоритеты, выделить главное и запустить MVP (Minimum Viable Product) интернет-магазина — веб-продукт с базовыми ключевыми функциями.

Такой подход сэкономит средства, позволит быстрее выйти на рынок и вносить доработки, учитывая реальные потребности покупателей и бизнеса.

В конце приведем пример сметы на разработку стартовой версии интернет-магазина. Это не показатель, что именно ваш магазин будет столько стоить. Зато будет проще понимать порядок цифр и структуру работ.

Как определить, какие функции — базовые и ключевые

Сайт интернет-магазина — это инструмент, который разрабатывается в соответствии с бизнес-процессами. Все, что в нем есть, нацелено на главный процесс — эффективное привлечение и обслуживание покупателей. Следовательно, базовые функции интернет-магазина — те, без которых проблематично работать с товарами и покупателями.

Как выявить конкретную функциональность, которую нужно реализовать? Для этого сначала разберемся, что с помощью интернет-магазина будет делать основные пользователи: покупатели, владелец бизнеса и его сотрудники.

Что нужно покупателям

  • Выбрать товары в каталоге.
  • Сравнить товары.
  • Добавить понравившиеся товары в корзину.
  • Узнать условия доставки, возврата и обмена.
  • Оформить и оплатить заказ.
  • Отслеживать доставку.
  • Узнавать про скидки и акции.
  • Посмотреть или оставить отзывы.

Что нужно владельцу магазина и сотрудникам

  • Размещать товары в каталоге.
  • Получать заказы и оплату.
  • Редактировать и размещать информацию на сайте.
  • Управлять статусами заказов.
  • Управлять доступом для сотрудников.
  • Размещать информацию об акциях.
  • Продвигать магазин в поисковиках.
  • Привлекать клиентов через маркетинговые инструменты.
  • Анализировать эффективность маркетинга.

За каждой потребностью для каждой рыночной ниши стоит свой пользовательский сценарий. А значит, техническая реализация тоже отличается.

Подробно все эти сценарии в агентстве определяем на этапе аналитики, проектирования и дизайна. Этап занимает порядка 2–3 недель.

Зачем нужна аналитика

Например, магазин продает хозяйственные товары. У них разные поставщики предоставляют выгрузку из номенклатуры товаров разными типами полей, у некоторых есть нестандартные поля. При разработке нужно настроить импорт из 1С и поля карточек товаров таким образом, чтобы в каталоге информация верно подтягивалась и отображалась единообразно.

Прототип карточки товара для интернет-магазина хозяйственных товаров

Другой пример — сайт магазина женской одежды. Женщины выбирают одежду не только по типу, размеру и цвету, но еще и по поводам, к которым подойдет одежда: в офис, на мероприятие, повседневное и т.д. Тогда для каталога интернет-магазина одежды понадобится дополнительный тип сортировки и фильтрации товаров.

Вот так несколько типов сортировки реализованы в интернет-магазине Asos:

Именно из-за таких нюансов не стоит опускать этап аналитики и проектирования. Иначе на этапе разработки окажется, что в ходе планирования что-то забыли или не учли какую-то деталь, которая повлияет на ход проекта. А главное — на сроки и стоимость в большую сторону.

И уже на основании аналитики оценивается техническая реализация MVP: какие функции первичны, что именно нужно разработать, сколько часов потребуется разработчикам на программирование и верстку дизайна.

Необходимая и достаточная функциональность интернет-магазина

Самое главное в интернет-магазине — запустить его быстро и начать зарабатывать.

Отсюда первый принцип MVP для интернет-магазина: в нем должно быть только то, что помогает пользователям покупать и не мешает владельцу получать прибыль.

Второй принцип — сравнение трудозатрат на автоматизацию и выгоды от сэкономленного времени после ее внедрения. Например, если вы только запускаете интернет-магазин, еще не ведете учет в 1С и у вас немного покупателей, на старте для импорта товаров в каталог будет достаточно выгрузки Excel.

Ниже приводим набор стартовых опций интернет-магазина на примере Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA. Некоторые из них можно вынести за рамки MVP, возле этих функций стоит пометка «не обязательно на старте».

Каталог товаров

С его помощью покупатель просматривает ассортимент, сравнивает и выбирает по характеристикам.

  • Карточки товаров.
  • Категории товаров.
  • Фильтры.
  • Поиск по каталогу.
  • Сравнения характеристик нескольких товаров — не обязательно на старте.

Оформление покупки

Позволяет добавить товар в корзину и перейти в нее с любого экрана, а также оставить контактные данные и оформить заказ.

  • Корзина и оформление заказа.
  • Заказ в один клик.
  • Регистрация и авторизация.

Личный кабинет покупателя

Связан с функциональностью оформления покупки. В личном кабинете покупатель может изменить контакты и платежные данные, отслеживать заказ, отложить товар «на будущее».

  • Редактирование пользовательской информации.
  • История заказов и статусы.
  • Выгрузка платежных документов в ЛК (для b2b).
  • Добавить товар в «Избранное» — не обязательно на старте.
  • Добавить товар в «Отложенное» — не обязательно на старте.

Административная панель для управления сайтом

Опции для управления магазином и работы сотрудников:

  • Настройка пользовательских ролей.
  • Управление контентом и каталогом.
  • Управление заказами.
Интерфейс управления заказами для Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA

Backend и интеграции со сторонними сервисами

Превращает сайт из набора экранов в инструмент управления магазином и позволяет автоматизировать бизнес-процессы.

  • Интеграция интерфейса с административной панелью и базами данных.
  • Интеграция с 1С.
  • Импорт товаров через Excel — альтернатива интеграции с 1С, подойдет для небольших магазинов до 100 товарных позиций.
  • Интеграция с платежными системами (эквайринг).
  • Онлайн-касса.
  • Интеграция с CRM.
  • Интеграция со службой доставки — желательно, но если у вас не больше 10–15 заказов в сутки, можно вынести за MVP.
Так выглядит интерфейс управления каталогом для Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA

Функциональность для SEO и маркетинга

  • Рекламный слайдер на главной странице — не обязательно на старте для маленького магазина, актуально — для средних
  • Интеграция систем аналитики: «Яндекс.Метрика» и Google Analytics.
  • Пиксели рекламных систем для ремаркетинга.
  • Технические SEO-работы: метатеги, robot.txt, etc.
  • SMS-уведомления — не обязательно на старте.
  • Настройка триггерных рассылок — не обязательно на старте.
  • Система лояльности — не обязательно на старте.

Информационные страницы

  • Страница о доставке, оплате, возврате.
  • Страница с отзывами и возможностью их публиковать.
  • Страница о компании с адресами.

Сколько стоит MVP интернет-магазина

Как и обещали, ниже приводим примеры расчета разработки для двух интернет-магазинов.

ВАЖНО! Эти сметы можно использовать только как ориентир: из каких технических компонентов складывается разработка всех тех функций, которые мы описали в предыдущем разделе статьи.

Каждый интернет-магазин имеет свои особенности, которые зависят от сферы торговли, количества товаров, специфики их фильтрации, пожеланий по дизайну и т.д. Поэтому конкретный расчет для вашего конкретного интернет-магазина можно сделать только после разговора с вами и выяснения всех деталей и пожеланий.

В приведенных ниже сметах мы убрали позиции, которые не относятся к MVP. Хотя они и были оценены сразу, в финальной стоимости сейчас они не учитываются.

Сметы публикуются обезличенно с разрешения наших заказчиков.

Стоимость разработки будет зависеть от платформы, которую подбираем исходя из задач создания веб-продукта. Классические варианты: платная или бесплатная CMS-система, либо фреймворк.

В России самая популярная CMS-система — «1С-Битрикс». Один из ее минусов, что нужно оплачивать лицензию. Есть бесплатные варианты CMS. Мы среди таких выделяем ModX: в ней много гибких настроек и возможностей для кастомизации функций.

Стоимость разработки с готовой CMS

Для среднего интернет-магазина без сложных бизнес-процессов лучший вариант — CMS-система. В ней есть уже готовые плагины и удобная административная панель для управления каталогом и контентом. А значит не нужно их проектировать с нуля, разработка займет меньше времени и обойдется в полтора-два раза дешевле.

Ниже — ориентировочная смета разработки интернет-магазина хозяйственных товаров на бесплатной CMS. В ассортименте магазина порядка 10 000 наименований. Учет ведут через 1С-бухгалтерию, магазин обслуживает несколько менеджеров.

В зависимости от задач можно выбрать любую платформу: хоть платный Битрикс, хоть фреймворк, хоть даже Shopify или Tilda.

Конкретно в этом случае с учетом всех технических задач выбрали разработку на ModX. Именно для него и приводим расчет.

Стоимость кастомной разработки на фреймворке

Для сложных или крупных интернет-магазинов лучше создавать MVP на фреймворке. Такая разработка выйдет дороже, ведь нужно будет с нуля разрабатывать административную панель.

Зато с такими технологиями возможно автоматизировать любые внутренние процесс, плюс больше возможностей для гибких настроек и развития сервиса. Следуя этой логике, больше половины интернет-магазинов в России используют фреймворки для создания собственных CMS.

Вот пример сметы разработки на Laravel для интернет-магазина электротоваров. В каталоге — 50 тысяч товаров, а среди клиентов — как розничные покупатели, так и компании. Бизнес-процессы при обслуживании b2b-клиентов у этой компании нестандартные, поэтому разработка на CMS не подходит.

Итого

Толковая минимальная рабочая версия интернет-магазина на готовой CMS и с учетом интеграций обойдется 800-900 тыс.рублей. Индивидуальная разработка на фреймворке выйдет более 1 млн. рублей.

Интернет-магазин можно делать долго и дорого, пытаясь реализовать все и сразу. А можно спланировать разработку так, чтобы как можно скорее запустить продажи, начать зарабатывать и окупать вложения.

Описанный подход разработки через MVP актуален не для всех. Он подойдет, только если владелец магазина всерьез и надолго настроен заниматься этим бизнесом: изучил рынок и конкурентов, протестировал нишу, определился с ассортиментом. Тогда инвестиции в разработку интернет-магазина и последующее его развитие — экономически целесообразны.

Если же вы только присматриваетесь к нише, хотите оценить рынок или протестировать гипотезу, можно попробовать сделать интернет-магазин на конструкторе за пару недель.

Такой вариант обойдется в 150-200 тысяч рублей. Основную часть этой стоимости рекомендуем заложить на дизайн интерфейса: даже с минимальной технической реализацией это поможет вам выделиться среди конкурентов, а пользователям — легко сориентироваться в вашем интернет-магазине и купить подходящий им товар.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: 'cba9d7af-106a-5987-b37f-a9fcea6fbfbb', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
57 комментариев
Написать комментарий...
Артем Акулов

На нормальный магаз надо закладывать в районе 500к рублей. И это средненький бюджет. И делать сразу по нормальному, без конструкторов.

ну мы протестировать, оценить нишу

Это всё отговорки, когда денег нет.

Нет денег -> прутся в бизнес. Ммм делишес.

Ответить
Развернуть ветку
К М

необязательно. На старте у человека может быть 700к, так лучше 500к пустить на комплексную грамотную раскрутку (маркетинг, SEO, social, etc). Потому что сайт за 500к сам продавать не будет, лучше протестировать продажи, нишу.
Вот я, как потребитель, не вижу разницы между магазином за 500к и грамотно сделанном на конструкторе за 50к, потому что если мне ВЫГОДНО (и если мне грамотно объяснили что выгодно) купить этот товар в этом магазине, я куплю.
Другое дело если магазин раскрутился, объемы выросли и магазин на конструкторе уже совершенно не покрывает задачи, задумки и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов

Вы видимо магазин ниразу не создавали.

Кроме фронта, есть еще и бэк. Интеграция с базой товаров и софтом, апи, настройка выгрузки/загрузки товарного каталога, заказов, покупка самых нищебродских лицензий обойдется примерно в 150к, интеграции с службами доставки, оптимизация каталога товаров, разработка фильтров и сотни других доработок. Конструкторы вообще непригодны для полноценного seo и интеграций с сложными сервисами.

Нормально делай нормально будет.

Ответить
Развернуть ветку
К М

1. Так я сразу сказал- я как потребитель
2. Стоит ли ВСЕ ЭТО делать на старте, не зная пойдут продажи или нет? Лучше уж для начала продать 200 товаров и в ручном режиме обработать, а ПОТОМ, если движуха есть, приступать к полноценному онлайн-магазину.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов

Если вы не знаете пойдут продажи или нет - нет смысла переться в бизнес. Сидите дальше в найме. Перед запуском надо делать исследование рынка, конкурентов, трафика, цен и сопоставлять полученные данные с собой.

Лучше уж для начала продать 200 товаров и в ручном режиме обработать, а ПОТОМ, если движуха есть, приступать к полноценному онлайн-магазину.

Большинство ниш контролируется бюджетами, туда залезть абы кому невозможно. Бюджет в 100 тыщ на контекст не редко оказывается статистической погрешностью по сравнению с бюджетами конкурентов. Движухи нет изначально и не будет в будущем, потому что подход базируется на "авось продам 200 товаров, уууу халява приди", а не на исследовании ниши.

Ответить
Развернуть ветку
К М

1. исследование рынка на бумаге гарантирует продажи?
2. я же не сказал 100к, я сказал: эти 500к лучше на маркетинг пустить (а не просто и только контекст). Например, можно протестировать 4 разных канала и долбать для начала самый эффективный
А вот чтобы уже продающий интернет-магазин перевести на нормальный back-end front-end понадобится >500к 

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Все верно про исследование и подход "сначала нужно быстрое решение для проверки гипотезы и рекламный бюджет, потом - инвестиции в разработку".

Приведенные сметы и подход - как раз для этапа, когда все потестили, заказы пошли и теперь нужно полноценное решение.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Вообще и правда протестировать потребность аудитории можно на недорогом решении за месяц-два. Хотя по опыту работы с заказчиками, такое себе позволить может только уже существующий средний или крупный бизнес, который просто запускает новое направление. У них есть возможность как раз "потестировать гипотезу" на 100-200 тысяч рублей. А если не пойдет - потестировать альтернативную нишу.

Ответить
Развернуть ветку
Tema Borisenko

Товарищ, тебе в жизни еще не говорили, что ты какой-то неприятный очень?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов

Мне плевать на твое мнение и тебя лично. Но ты продолжай упражняться в как тебе кажется умных вопросиках, которые могут кого то задеть. Лол.

Ответить
Развернуть ветку
Tema Borisenko

А мне плевать, что тебе плевать. Я тебе свое мнение засуну так, что ты не сможешь его не заметить. Целую нежно!

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда