Дискуссия: бизнес Ozon — «полное фиаско без намека на лидерские позиции» или «местный аналог Amazon» Статьи редакции
Сооснователь сети DNS Дмитрий Алексеев на странице в Facebook раскритиковал развитие бизнеса Ozon и указал на проблемы. С его позицией согласились не все читатели — в комментарии пришли другие предприниматели и венчурные инвесторы.
Сам Алексеев не называет конкретную компанию в заметке, но его слова о продаже книг, финансовых показателях и скором IPO сервиса явно указывают на то, что он говорит про Ozon.
По его мнению, спустя десятилетия Ozon пришёл к «полному фиаско» — это «крайне затратный и неповоротливый бизнес с убытком в 31,4 млрд рублей и отсутствием даже намека на лидерские позиции». Единственная рабочая бизнес-модель сервиса — «продавать рубль за 80 копеек», считает предприниматель.
Алексеев предлагает Ozon «выгнать эффективных менеджеров и инвесторов и вернуться к книжному бизнесу» вместо IPO, благодаря которому «эффективные менеджеры разведут инвесторов ещё на миллиарды и через год свалят с победой».
На публикацию Алексеева обратили внимание пользователи, инвесторы и предприниматели, которые разобрали высказывания сооснователя DNS.
Например, бизнес-модель и действия Ozon поддержали управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава, глава «Техносилы» Илья Тимченко и руководитель Retail Rocket Николай Хлебинский.
«За» Ozon: компания правильно растет, инвестор не менялся, а убытки отражают реалии современного бизнеса
Управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава сказал, что многие ИТ-компании выходят на американские биржи только с идеей, и на их фоне Ozon «очень неплохо смотрится».
Похожего мнения придерживается сооснователь и глава Retail Rocket Николай Хлебинский. По его словам, он «сам негодовал по поводу финансовых показателей, пока не провел две недели в Кремниевой долине» и теперь уверен, что Ozon — это «бизнес по-американски», где накопление денег приравнивают к недостаточному вложению в рост.
Некоторые вспомнили, что сам DNS выходил в новые регионы с убытком.
Создатель «Идеономики» Павел Власов-Мрдуляш отметил, что у Ozon ключевой инвестор не менялся уже 20 лет. Это Baring Vostok — фонд, который на ранних стадиях инвестировал в «Яндекс», «Тинькофф», «1С» и другие крупные ИТ-компании России. Им управляют «толковые и вдумчивые люди», которые не будут инвестировать в провальные стартапы, отмечает Власов-Мрдуляш.
По его мнению, Ozon мог бы по примеру «Лабиринта» продавать книги и сопутствующие товары, но компания изначально задумывалась как русский Amazon, который и пытаются строить.
Инвесторы относятся к маркетплейсу как к «уменьшенному аналогу Amazon», который долгое время не выходил на прибыль, поделились другие пользователи.
Глава «Техносилы» Илья Тимченко сравнил бизнес-модели Ozon и DNS, отметив, что Ozon в глазах инвесторов более конкурентный из-за базовых вещей: цены, сервиса, клиентского пути при оформлении покупки, особенно у молодёжи. Алексеев не согласился: «Только вот с чего бы это она была более конкурентная?»
Ещё одно мнение поддержавших — прибыль от IPO может покрыть операционный убыток, а полученные деньги позволят развиваться дальше, отстроить свою логистику, как сделал Amazon.
Возникли вопросы к составлению графика выручки и убытков Ozon, построенному Алексеевым. По словам Алексеева, он получен из официальной бухгалтерской отчетности, а учитывались все виды расходов («все в круг»).
Пользователи же добавили, что нужно анализировать факты, повлиявшие на расходы компании.
«Против» Ozon: маркетплейс похож на «пузырь», а Wildberries растёт лучше и быстрее
Часть пользователей подчёркивает, что Ozon продает «будущие успехи» потенциальным инвесторам, тогда как его конкуренты появились позже и работают эффективнее на том же рынке — причем без помощи внешних инвестиций.
Читатели упоминали Wildberries — лидера на рынке российской электронной торговли.
Читатели отметили и 15-летнее генерирование убытков Ozon — включая время, когда компания занималась только продажей книг.
Некоторых отталкивает внешний вид сервиса:
В целом же, несмотря на критику Ozon, Алексеев желает маркетплейсу «только успехов». На вопрос, выйдет ли DNS на биржу по примеру Ozon, Алексеев ответил, что «в его деревне — это ругательство, за которое и в табло можно получить».
Почему OZON сравнивают с Amazon? Это вообще разные компании, что у них общего? Маркетплейс? Тогда Wildberries - аналог Amazon? Нет.
Amazon - это не только маркетплейс, это ещё и прокачанная логистика, это нейронные сети, это сервера и технологии (Amazon Web Services), синтез и распознавание речи, самая популярная в мире читалка - Kindle.
У Amazon есть всё: логистика, популярные товары и сервисы под собственным брендами (Amazon TV), производство фильмов и сериалов. Да всего не перечесть! В первую очень это - ТЕХНОЛОГИИ, а не продажа товаров!
OZON - это пара технологий, работающая хуже, чем Wildberries.
Продавцы предпочитают Wildberries.
Сколько ещё в этот пузырь будут вкладывать деньги?
Просто не могу пользоваться Wildberries из-за убогого интерфейса\сайта. Просто невероятно отталкивает от какого либо взаимодействия с ними. Ну и, по части одежды - полная предоплата перед доставкой - увы.
Да, а какая альтренатива для WB в плане одежды?
Ходить по ТЦ/Рынкам с их куцыми ассортиментами?
Я то в целом с вами согласен по всем пунктам, но т.к. выбора нет всё равно жена всё абсолютно заказывает на WB. Я как то посчитал у нас получалось 25000 зависло в возвратах, т.е. вещи мы уже сдали а деньги еще не пришли.
Ну и раньше всегда заказывали 3 варианта размера, и с вероятностью в 90% что то покупали то теперь приходится по очереди заказывать 3 раза (если вещи дорогие).
Не понимаю в чём для WB выгода
Чем lamoda не альтернатива?
Не знаю, спрошу у жены. Вроде как 50 руб. доставка если ничего не подошло, а такое тоже бывает часто. И по ценам у них значительно дороже чем на WB
Доставка на ламоде бесплатная и предоплату не требуют.
У ламоды доставка с примеркой бесплатные (по крайней мере до пункта выдачи) и оплатить можно после примерки нужные товары. Возврат тоже достаточно простой. Есть программа лояльности, где от процента выкупа и накопленных баллов растёт скидка. Так что цены будут чуть пониже если будете постоянно там заказывать
у ламоды пунктов выдачи практически нет. почту непредлагать, там сидеть в очереди со старушками по оплате коммуналки такое...
А Вы где живете? В моем городе на 650 тысяч жителей аж два пункта
я живу в Рязанской области. у нас 2 пункта ВБ и один боксбери. на этом е-коммерц заканчивается.
ASOS вполне аналог и WB и lamoda. не могу пользоваться ни тем ни другим просто потому что они год от года все более и более увлеченно торгуют палью, если раньше это была мелочевка типа носков и трусов, то сейчас это достаточно дорогие солнцезащитные очки или кроссовки.
И озон и wb отталкивают)) но покупают же люди. Вб вернул оплату при получении
Нет, не вернул. Есть постоплата для некоторой части лояльных покупателей через систему быстрых платежей, но к сожалению там ограниченный список банков. Я, например, могу воспользоваться этим предложением, как активный покупатель, но в то же время не могу, так как нет карты нужного банка. Вот как это выглядит.
возможно я ошибаюсь, где то я видел такую новость, но не проверял ее. Я думаю, что вернут они оплату при получении.
А я так не думаю, поскольку ещё в первой половине года они убрали из всех ПВЗ кассовые аппараты. Обратно их вернуть туда может заставить что то неординарное. И зачем возвращать, если есть пример АлиЭкспресс с предоплатой? Люди ропщут, но покупают же. А WB привык ломать своих покупателей через колено. У них уже столько раз менялись правила работы и сколько бы не писали покупатели на их форуме претензии, WB никогда не уступал, а делал только то, что считал нужным для себя.
С апреля следующего года маркировка выстрелит, если они не будут через кассы выводить коды одежды, можно будет расчехлять их жалобой в РПН и ФНС.
1 раз закроют склад на 30 дней и кассы с постоплатой сразу вернутся.
Время быстро летит. Будем надеяться, что Вы правы.
Технологии тоже не стоят на месте, возможно, что к этому моменту и без касс как-то от образуется.
Самый правильный вариант - голосовать рублём донося до сервиса, что постоплата важна. Тут кстати есть ещё один технологичесий челендж, сделать возврат денег за возвращенную позицию моментальным, это может склонить чашу весов.
а мне выгоднее стало с новыми правилами. нет этого дурацкого процента выкупа. взял 3 размера и гарантированно забрал если по качеству ок. ну накинул сверху 100 р. за возврат оставшихся... просто покупать нужно не когда захотел, а когда скидка хорошая.
проверил сейчас, нет оплаты у wb при получении