Дискуссия: бизнес Ozon — «полное фиаско без намека на лидерские позиции» или «местный аналог Amazon» Статьи редакции
Сооснователь сети DNS Дмитрий Алексеев на странице в Facebook раскритиковал развитие бизнеса Ozon и указал на проблемы. С его позицией согласились не все читатели — в комментарии пришли другие предприниматели и венчурные инвесторы.
Сам Алексеев не называет конкретную компанию в заметке, но его слова о продаже книг, финансовых показателях и скором IPO сервиса явно указывают на то, что он говорит про Ozon.
По его мнению, спустя десятилетия Ozon пришёл к «полному фиаско» — это «крайне затратный и неповоротливый бизнес с убытком в 31,4 млрд рублей и отсутствием даже намека на лидерские позиции». Единственная рабочая бизнес-модель сервиса — «продавать рубль за 80 копеек», считает предприниматель.
Алексеев предлагает Ozon «выгнать эффективных менеджеров и инвесторов и вернуться к книжному бизнесу» вместо IPO, благодаря которому «эффективные менеджеры разведут инвесторов ещё на миллиарды и через год свалят с победой».
На публикацию Алексеева обратили внимание пользователи, инвесторы и предприниматели, которые разобрали высказывания сооснователя DNS.
Например, бизнес-модель и действия Ozon поддержали управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава, глава «Техносилы» Илья Тимченко и руководитель Retail Rocket Николай Хлебинский.
«За» Ozon: компания правильно растет, инвестор не менялся, а убытки отражают реалии современного бизнеса
Управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава сказал, что многие ИТ-компании выходят на американские биржи только с идеей, и на их фоне Ozon «очень неплохо смотрится».
Похожего мнения придерживается сооснователь и глава Retail Rocket Николай Хлебинский. По его словам, он «сам негодовал по поводу финансовых показателей, пока не провел две недели в Кремниевой долине» и теперь уверен, что Ozon — это «бизнес по-американски», где накопление денег приравнивают к недостаточному вложению в рост.
Некоторые вспомнили, что сам DNS выходил в новые регионы с убытком.
Создатель «Идеономики» Павел Власов-Мрдуляш отметил, что у Ozon ключевой инвестор не менялся уже 20 лет. Это Baring Vostok — фонд, который на ранних стадиях инвестировал в «Яндекс», «Тинькофф», «1С» и другие крупные ИТ-компании России. Им управляют «толковые и вдумчивые люди», которые не будут инвестировать в провальные стартапы, отмечает Власов-Мрдуляш.
По его мнению, Ozon мог бы по примеру «Лабиринта» продавать книги и сопутствующие товары, но компания изначально задумывалась как русский Amazon, который и пытаются строить.
Инвесторы относятся к маркетплейсу как к «уменьшенному аналогу Amazon», который долгое время не выходил на прибыль, поделились другие пользователи.
Глава «Техносилы» Илья Тимченко сравнил бизнес-модели Ozon и DNS, отметив, что Ozon в глазах инвесторов более конкурентный из-за базовых вещей: цены, сервиса, клиентского пути при оформлении покупки, особенно у молодёжи. Алексеев не согласился: «Только вот с чего бы это она была более конкурентная?»
Ещё одно мнение поддержавших — прибыль от IPO может покрыть операционный убыток, а полученные деньги позволят развиваться дальше, отстроить свою логистику, как сделал Amazon.
Возникли вопросы к составлению графика выручки и убытков Ozon, построенному Алексеевым. По словам Алексеева, он получен из официальной бухгалтерской отчетности, а учитывались все виды расходов («все в круг»).
Пользователи же добавили, что нужно анализировать факты, повлиявшие на расходы компании.
«Против» Ozon: маркетплейс похож на «пузырь», а Wildberries растёт лучше и быстрее
Часть пользователей подчёркивает, что Ozon продает «будущие успехи» потенциальным инвесторам, тогда как его конкуренты появились позже и работают эффективнее на том же рынке — причем без помощи внешних инвестиций.
Читатели упоминали Wildberries — лидера на рынке российской электронной торговли.
Читатели отметили и 15-летнее генерирование убытков Ozon — включая время, когда компания занималась только продажей книг.
Некоторых отталкивает внешний вид сервиса:
В целом же, несмотря на критику Ozon, Алексеев желает маркетплейсу «только успехов». На вопрос, выйдет ли DNS на биржу по примеру Ozon, Алексеев ответил, что «в его деревне — это ругательство, за которое и в табло можно получить».
Зависть-единственная /естественная причина по которой был создан этот пост, Да озон не без греха, но....
В чем зависть то?
Выход на биржу и предварительная оценка, на сегодняшний день днс далек от этого.
А зачем это полностью частной компании с оборотом в районе 5 млрд долларов, которой и так хватает денег на развитие и запуск проектов?
Доступ к капиталу для развития, относительно справедливая оценка компании, возможность выхода из ак. состава итд. А зачем биржа майкрософту, эппл, и 100.000других компаний по всему миру?
Есть такие компании, а есть компания Марс, которая принадлежит семье Марс, у которой всё хорошо
Да и такие есть, каждая компания для себя сам решает каким быть.. Я бы не стал говорить что это плохо /хорошо.
Ну вы же говорите про зависть. Розничная сеть запустила много параллельных проектов, развиваясь без внешних инвесторов. Алексеев не озон критикует, а модель бизнеса, скорее.
Какая на ваш взгляд причина появление поста от основателя днс? Он представитель финансовых рынков? Он акционер активист озона? Кто он озону? Днс и озон по большому счету даже не конкуренты, небольшое пересечение в товарной матрице.
Наблюдения за рынком, спекуляции идут постоянно про то, что онлайн всех похоронит и так далее
разговоры про похороны идут уже лет 25 ))) а следить нужно в первую очередь за своей компанией ... если бы он хотя бы про Мвидео \эльдорадо написал было бы понятно .а так .фигня ...
Писали тоже, когда по обороту за второй квартал их обогнали